Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
материал по обж по теме

Магжанов Азат Садикович

Патриотизм

Основанный на традициях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Татаромаклаковская СОШ

Конкурсный материал участника областного конкурса

«Учитель года Нижегородской области – 2012»

Воспитание патриотизма у школьников

на основе традиций и культуры

татарского народа.

Работу выполнил учитель ОБЖ
Магжанов А.С.

с. Татарское Маклаково

Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.

                             В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце    
                            судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко  
                            осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с
                            Отечеством…  Любить свою Родину, значит пламенно
                            желать видеть в ней осуществление идеала человечества и
                            по мере сил своих споспешествовать этому
.

                                                                                                       Белинский В.Г.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у школьников высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

На основании  областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Нижегородской области» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 2.09.2010 года №571, районной межведомственной программы «Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Спасского муниципального района» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением администрации Спасского муниципального района  Нижегородской области от 30 ноября 2010 года №540, мною разработана и функционирует школьная программа патриотического воспитания учащихся. Она  рассчитана на период с 2011 по 2013 гг.

Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

а)  создание научно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания в школе;

б)  создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

в)  утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;

г) формирование у учащихся активной жизненной позиции;

д) формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.

Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются

а)  научность;

б)  гуманизм;

в)  демократизм;

г) приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

д)  системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников;

е)  многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

ж) направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

з)  тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Интернациональное — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.

Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально - деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.

Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.

Данные направления адаптированы под возрастные категории школьников: начальные классы работают на первой ступени формирования патриотического воспитания, затем работа продолжается на второй и третьей ступени соответственно.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью. Поэтому мы можем утверждать, что комплексный подход имеет закономерный характер и является одним из принципов воспитания школьников. Наряду с обычаями и традициями национальностей проживающих на территории Спасского района и Нижегородской области татарская культура имеет свою многовековую историю. Одной из особенностей исторического развития Нижегородского края является многонациональный и поликонфессиональный характер местного населения. При абсолютном преобладании среди него представителей русской нации (3,3 млн. человек или 96% современного населения области) второй  по численности является татарская диаспора (около 50 тыс. человек).

История родного края… Вдумайтесь в эти слова. История того уголка земли, где вы родились, выросли, где вы живете, где возможно жили ваши предки. Культура богатая  традициями, событиями, примечательная славными именами. Каждый из нас, рано или поздно, стремиться узнать о ней как можно больше. Вот именно с такой благородной целью  и родилась идея создать в школе оборонно - патриотический клуб «БАТЫР» (богатырь), одним из направлений которого является татарская национальная борьба на поясах или «КЭРЯШ». Время пытается стереть все. Ему стойко противостоят человеческая память и национальная культура народов, в том числе татарского. Борьба, возникшая в глубокой древности, пройдя сквозь века, продолжает  радовать нас и сейчас. Будучи частью культуры татарского народа,  борьба на поясах помогала ему выжить, воспитывая и формируя его сыновей, делала их сильными, выносливыми, мужественными. А ведь борьба «КЭРЯШ», являясь «гвоздем» программы национальных праздников  в  конце 90-х годов  прошлого века, могла исчезнуть. И только благодаря тому,  что наш знаменитый земляк – чемпион мира по борьбе самбо Зяки Умяров, в честь которого в городе  Дзержинске  Нижегородской области  проводятся ежегодные чемпионаты области по татарской национальной борьбе,  помог мне,  учителю сельской школы, начать возрождение этого национального вида спорта в  селе Татарское Маклаково, в Спасском районе в целом и Нижегородской области. Нередко основные приемы  национальных видов единоборств  являются эффективнейшими приемами некоторых олимпийских видов. Например, для представителей олимпийских видов борьбы, прошедших школу татарской национальной борьбы, бросок через грудь нередко является коронным приемом. Первые официальные соревнования по борьбе на поясах «КЭРЯШ» прошли 10 марта 2007 года на базе МБОУ Татаромаклаковской        СОШ. Лучшие борцы в своих весовых категориях получили право выступать на открытом первенстве и чемпионате Нижегородской области на призы чемпиона мира, трехкратного обладателя кубка мира, пятикратного чемпиона СССР, победителя спартакиады народов СССР Заслуженного мастера спорта З.Умярова. Ныне этот вид национальной борьбы включен в реестр ГОСКОМСПОРТА и объединяет многие нации. У нас в Спасском районе второй год подряд мы с Федерацией борьбы на поясах проводим первенство области среди школьников. Являясь вице - президентом Нижегородской областной федерации, главным тренером Спасского района по борьбе на поясах, я воспитал на благо нашего района и области немало призеров и победителей по этому виду спорта. Среди воспитанников  Д. Хайруллин является первым официальным призером первенства России 2009 в городе Новочебоксарске республика Чувашия  по борьбе на поясах, недавно 19 февраля, в г.Сергач прошли всероссийские соревнования среди чемпионов и призеров есть и мои воспитанники. Ученик десятого класса Ильнар Зайцев получил права защищать нашу Нижегородскую область в составе сборной команды на первенстве России в республике Башкортостан. Для сельского школьника это уникальная возможность самореализации. С первого февраля  на базе Спасской средней школы начала свою работу секция борьбы, где я тренирую не только татар, но и мальчиков и девочек других народов, проживающих на территории Спасского района. Ведь у спорта нет национальностей.

Второе направление клуба «БАТЫР»- военное дело. Это и соревнования «Нижегородская школа безопасности – Зарница», конкурсы военно-патриотических песен, военные сборы и многие другие мероприятия проводимые в рамках реализации программы по патриотическому воспитанию.  27 февраля 2012 года в газете «Московские новости» в статье «Россия и меняющийся мир» очень актуальную в нынешнее время тему изложил премьер министр В.В.Путин. Также вопросы, связанные военного дела были затронуты на встрече  В.В.Путина в городе Саров Нижегородской области. Военное дело объективно требует сочетания всех сторон гармонично развивающейся личности; органической связи задач, содержания, методов и форм организации процесса воспитания; четкого согласованного взаимодействия школы, семьи, производственных коллективов и общественности; единства воспитания и самовоспитания школьников. Только при правильном учете методологической обусловленности комплексного подхода мы можем раскрыть его наиболее существенные характеристики как принципа  воспитания. Нам кажется, что в обучении объективно уже заложены возможности и факторы воспитательного влияния, но их превращение в действительность не может происходить автоматически, без умелых действий и специального внимания учителя.

Богатым источником воспитательного влияния процесса обучения является его содержание. Руководствуясь пониманием роли своего предмета во всестороннем и гармоничном развитии личности школьника,  я выделяю в содержании образования ведущие мировоззренческие идеи, важные в воспитательном отношении понятия, законы и теории.

Воспитательное влияние процесса обучения во многом зависит и от характера учебной деятельности школьников, поэтому в качестве факторов реализации воспитания в процессе обучения выступают также и методы обучения. В тесной связи с содержанием,  методы обучения влияют на развитие диалектического мышления школьников, вооружают их умением связывать обучение с жизнью. От правильного выбора и использования методов обучения зависит развитие познавательной активности школьника, образование социально ценных мотивов учения, превращение приобретаемых знаний в глубокие личные убеждения учащихся.

Активная учебная деятельность школьников протекает на уроках, лекциях, практических занятиях, экскурсиях и в других формах организации процесса обучения. Поэтому для повышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущей роли урока, сочетание всего многообразия форм его организации. Применение разнообразных форм организации процесса обучения обогащает палитру делового общения учащихся со своими товарищами и учителями в условиях активной познавательной деятельности. Это способствует более глубокому осознанию личной причастности к решению общественно ценных задач учебной работы.

Фундаментом научного мировоззрения являются знания, которые даёт общеобразовательная школа. Именно здесь человек знакомится с основами естественных и общественных наук, готовится к жизни и дальнейшему образованию. Мировоззрение человека отражает действительность сквозь призму общественных отношений, жизненных интересов личности, и, следовательно, содержат оценку мира человеком, направленности его мышления, чувств, поведения.

Мы можем говорить о сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда данные нам знания помогли ему, определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь.

Работа по формированию мировоззрения требует от учителя выхода за рамки урока, школы, умения связать свой предмет с жизнью, практикой. Преподавание необходимо вести так, чтобы перед школьниками стояли «задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он вовлекается».

Огромное значение в воспитательной работе отдаётся общению с природой, изучение родного края.  С каждым годом всё более истощаются богатства недр страны. Именно поэтому необходимо научить будущих граждан ценить природный материал, научить необходимости его рационального использования и возможности его экономии и т.д.

Понятие патриотизма включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии научной общественной и мысли. Именно поэтому на всех уроках учащиеся школы готовят доклады о жизни и творчестве, о научных трудах выдающихся людей России.

 На уроках ОБЖ раскрывая школьникам глубокий смысл понятия «Родина» через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к таким вечным проблемам жизни  как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Патриотическая тема проходит буквально во всех классах с 1 по одиннадцатый. Изучение народной культуры обогащает мировосприятие детей, обостряет чувства и эмоции, помогает глубже чувствовать и понимать реальную жизнь и себя в этой жизни.

Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Краеведение -основа воспитания патриотизма"

Здест представлен материал из опыта работа по воспитанию патриотизма средствами краеведения....

Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры.

          Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом.  Это культурная память народа, неотделимая от сам...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Воспитание патриотизма в сочетании с ценностным отношением к национальным традициям. Из опыта работы в многонациональной школе.

Материал представляет собой методическую статью из опыта работы  классного руководителя в многонациональной школе. Любовь к огромной стране, населённой разными народностями, невозможна без знания...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...

Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа.

Доклад на методическом объединении по теме: "Воспитание детей старшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида на основе традиций и творчества русского народа"....

Духовно –нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение зна...