Олимпийское образование в школе
учебно-методический материал по теме

Олимпийское образование в школе предполагает  формирование у учащихся определенной системы знаний, определенной системы мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок ,определенной системы умений и навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiyskoe_obrazovanie_v_shkole.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпийское образование в школе

Олимпийское образование  занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Пьер де Кубертен, инициатор проведения Олимпийских игр, говорил: « В современном мире, имеющим огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии». Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей   интереса к физическому совершенствованию».

Олимпийское образование в школе предполагает  формирование у учащихся определенной системы знаний, определенной системы мотивации интересов, ценностных ориентаций и установок ,определенной системы умений и навыков. Олимпийское образование - это процесс и результат усвоения системати-зированных знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей, роли в современном обществе. Эти принципы и ценности  формируют соответствующую внутреннюю потребность и убежденность человека руководствоваться ими в своей предметно- практической деятельности. Олимпийского образования в школе включает: социализацию личности и её связь с олимпийскими идеалами; гуманизацию образования и его связь с олимпийским движением; воспитательную функцию олимпийского образования; особенности олимпийского образования в России. Важная роль в социализации личности, в том числе и олимпийском образовании личности, принадлежит спорту, олимпийским идеалам. Основными направлениями реализации олимпийского образования в школе  являются научно-методическая работа, учебно-воспитательная работа и спортивно-массовая работа.

Большое значение  в  организации деятельности в этом направлении имеет  научно-методическая работа в этом направлении  в школе. Научно-методическая работа в школе направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс. В соответствии с поставленными целями и задачами научно- методическая работа осуществляется  по следующим направлениям деятельности:

-  разработка и внедрение модулей олимпийской тематики в содержание учебных предметов естественно  математического и гуманитарного циклов;

- разработка методических рекомендаций по включению мероприятий олимпийской и паралимпийской тематики в воспитательный процесс;

- обеспечение рекомендациями о проведении мероприятий по тематике олимпийского и паралимпийского движения обучающихся и  классных руководителей в ОУ.

 Олимпийское образование в школе базируется на межпредметных связях. Олимпийское образование в школе направлено на  формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об Олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма ;

2) о разновидностях, средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения;

3) знания о социальных функциях и связях олимпизма с другими социальными явлениями (сферой производства, экономикой, политикой, культурой, окружающей средой) на различных этапах развития общества, в том числе в современных условиях.

С точки зрения определенной мотивации олимпийское образование в школе  предполагает формирование и развитие у учащихся   интереса и потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие результаты; интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению, желания участвовать в олимпийских состязаниях; стремления демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами "честной игры"), отказ от тех проявлений насилия, агрессивности,  которые противоречат правилам и принципам  «честной игры»

С точки зрения формирования определенный умений и навыков  олимпийское образование в школе направлено на  решение следующих задач:

1) умение использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;

2) привычку всегда вести честную и справедливую борьбу, как в спорте, так и в повседневной жизни;

3) эстетическую способность видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности олимпизма, действовать "по законам красоты".

Олимпийское образование в школе направлено на  приобщение участников олимпийского движения к идеалам и ценностям этого движения, формирование у них знаний, интересов, потребностей, умений и навыков, а главное - поведения, стиля и образа жизни, соответствующих этим идеалам и ценностям.                               Для реализации олимпийского образования используются разнообразные формы: классные часы, беседы, просмотр фильмов по олимпийской тематике , викторины. Оно реализуется в процессе преподавания и междисциплинарных связей таких школьных предметов, как этика, эстетика, музыка, хореография, изобразительное искусство, математика, география, литература и др. В изложение практически всех учебных предметов включены разделы и  вопросы, касающиеся здорового образа жизни, физической культуры, спорта, олимпийского движения.

Учителя дополняют материал урока (там, где это возможно, целесообразно и уместно) конкретными историческими фактами, датами, событиями из истории развития античных и современных Олимпийских игр, рассказами об олимпийских чемпионах, деятелях науки, искусства, философах, внесших вклад в развитие античного и современного олимпийского движения, о системах физического воспитания Древней Греции (Спарта, Афины) и современности, об олимпийских видах спорта в динамике их развития, о памятниках архитектуры, произведениях искусства, имеющих отношение к истории развития Олимпийских игр, о произведениях современности, о культурных программах различных античных и современных Олимпийских игр, о достижениях науки и техники, использующихся на Олимпийских играх, о роли современного олимпийского движения в борьбе за мир, о своде законов и правил современного олимпийского движения - Олимпийской Хартии. Формирование у школьников здорового образа жизни, приобщение их к активным занятиям физкультурой и спортом с целью физического совершенствования, укрепления физического, психического и духовного здоровья осуществляется на уроках физической культуры. В школе создан школьный спортивный клуб «Сапсан» с целью организации и проведения спортивно-массовой работы  во внеурочное время. Работа в ШСК осуществляется в следующих направлениях:

  1. Военно-спортивное. Программа включает  четыре  направления: основы военных знаний, физическая подготовка, туристская подготовка, соревнования, походы
  2. Волейбол. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
  3. Художественная гимнастика . Программа по художественной гимнастики направлена на на развитие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необходимы для укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся. Помимо развития специальных умений и навыков ,программа по художественной гимнастике формирует и общеучебные умения и навыки: коммуникативные ,интеллектуальные.
  4. Спортивный туризм. Программа включает изучение организации и проведения туристских походов и путешествий, обеспечение безопасности в походе, снаряжение туриста, туристские возможности Ленинградской области и Карелии.
  5. Мини-футбол. Программа по мини-футболу включает:  основы знаний о физической культуре и спорту, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовки.

Члены ШСК проводят акции «Я выбираю ШСК школы»,приглашая ребят записываться в школьные  спортивные кружки. Активно участвовали в акции «Олимпийский марафон здоровья». Школа была награждена призом.

В школе стало традицией проведение праздников здоровья, развлечений, спартакиад, малых  летних олимпийских игр. Детская олимпиада поддерживает и хранит традиции. Началу соревнований предшествует парад участников, вынос олимпийского флага, зажжение олимпийского огня, клятва спортсменов: «Соревноваться и побеждать - честно». Учащиеся познакомились с олимпийскими играми древности, с героями древней Эллады- Зевсом, Артемидой ,Гераклом на уроках истории. С «Современными Олимпийскими играми» учащихся знакомились на уроках физической культуры, получили знания об открытии Олимпийских игр, флаге с пятью кольцами,  узнали  значение каждого кольца. Учащиеся получили представления об олимпийских наградах, олимпийском огне, его истории. В процессе работы  узнали, что такое  «Факельная эстафета», познакомились с «Клятвой  спортсменов и судей».

На уроках музыки учащиеся пели песни о спорте. Учащиеся 6б класса приняли участие в фестивале «Президентские состязания» в Санкт- Петербурге. Для  творческого конкурса учащиеся подготовили речевки, посвященные олимпиаде «Сочи-2014».

Учителя школы принимают активное участие в празднике «Папа, мама и я –спортивная семья», участвуют в соревнованиях по  спортивному ориентированию ,родители   оказывают помощь в организации туристских походов.

Олимпийское образование в школе позволяет  более эффективно организовать работу по формированию здорового образа жизни  учащихся.

В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах
«Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности. Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014»

Программа по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014» в МКОУ "Приморская СОШ"...

Мероприятия по внедрению системы олимпийского образования.

Мероприятия по внедрению системы олимпийского образования....

Внеклассное мероприятие по олимпийскому образованию. Викторина "Олимпийские игры" (6-8 класс)

Викторина проходит в 4 тура: «Разминка», «Исключи лишнее», «Верите ли вы, что …», «Герои спорта». Викторина сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине могут принимать участие от 2 к...

Олимпийское образование на уроках географии.

Эту презентацию можно использовать на уроках географии разных классов....

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССА

С каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросление и социализации детей и подростков.  Детям необходимо рассказывать об истории спорта, о рекордах, о в...

Олимпийское образование. Из истории Олимпийских игр

История возникновения Олимпийских игр. Первые чемпионы и первые рекорды!!!...

Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"

Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"...