«Актуальность единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников в образовательном процессе».
статья по теме

Коротченкова Татьяна Николаевна

Как работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности? Об этом  выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._gostin._ed-vo_ur._i_vneur._d-sti.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

города Железногорска Курской области

Педагогическая гостиная

«Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС»

Выступление на тему 

«Актуальность единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников в образовательном процессе».

                                                                          Коротченкова Т. Н.

г. Железногорск

2012

(Слайд 1)

        В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». «Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе педагогам следует работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности. При разработке форм организации этого процесса предусматривается создание атмосферы сотрудничества, интеллектуального общения, самореализации каждого его участника.                  

      Решение проблем, заинтересовавших наших ребят на уроке, должно быть  продолжено во внеурочное время в многочисленных наших творческих объединениях, научном ученическом обществе, кружках и клубах, спортивных секциях,  т.е в системе дополнительного образования.

        Впервые в истории российского образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает тесное единство урочной и внеурочной деятельности, которая является одним из способов реализации (наряду с учебным планом) образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования.  Важность и необходимость осуществления внеурочной деятельности школьников для  реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования по-прежнему особо подчёркивается создателями ФГОС.

         Ещё до введения Стандартов Л.Буйлова и Н.Клёнова, специалисты по дополнительному образованию, чётко обозначили актуальность взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности школьников: «Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе…

       Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода — недостижимой задачей.

         Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения…

(Слайд 2)

           Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

(Слайд 3)

           Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить важные цели:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

 (Слайд 4)

        Таким образом, дополнительное (внеурочное) образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

-выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

 -способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

 -обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;

 -содействовать самореализации личности ребенка.

           Учителя-практики, которые уже включились в реализацию требований ФГОС, отмечают, что целенаправленное включение внеурочной деятельности в образовательный процесс способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

             С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, т.к. ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитаться» в соответствии со своей шкалой ценностей.

(Слайд 5)

           Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное),

(Слайд 6)

в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

(Слайд 7)

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:

 - игровая деятельность;

 - познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

 - художественное творчество;

- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

 - трудовая (производственная) деятельность;

 - спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

 Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

             Принципами организации внеурочной деятельности в школе являются: (Слайд 8)

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

-опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

-свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

 Данные принципы определяют способы (модель) организации внеурочной деятельности в школе

(Слайды 9 – 13) Внеурочная деятельность ведется в  соответствии с направлениями воспитательной работы (Слайд 14)

(На слайдах 15 – 18) представлены виды деятельности, соответствующие данным направлениям.

(На слайдах 19 – 22) – формы организации внеурочной деятельности по предметным курсам.

(Слайд 23) Результативность воспитательного процесса при единстве урочной и внеурочной деятельности со школьниками заключается в  достижении педагогом такого качества организации совместной деятельности воспитанников, ее видов и форм, при котором обеспечивается реальная возможность разностороннего личностного проявления, обогащения личного опыта социально и личностно-значимым содержанием, продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях.

(Слайды 24 – 26)

         Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая гостиная «Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС».

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе...

Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы – основа реализации права каждого ребенка на личностное развитие в рамках ФГОС

Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Значит, в новой школе педаг...

Внеурочная музыкально-воспитательная деятельность школьников как неотъемлемая часть социализации в процессе обучения

Выступление на педагогическом совете.  Ребенок является частью общества, а, следовательно, его деятельность является одним из процессов социализации в процессе обучения. Тем самым возникает вопро...

Единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса

Все дети талантливыищедро одарены природой!ДокладНа  тему Единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса. Разнообразие тем учебника, з...

Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».

Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....

Единство урочной и внеклассной работы–важнейшее условие качественного образовательного процесса.

Разнообразие тем учебника, затрагивающее основные стороны жизни человека в обществе, даёт возможность выдвигать перед учениками большое количество нравственных, этических и других проблем как непосред...

КОНВЕРГЕНЦИЯ УЧЕБНОЙ, ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ

Опыт работы Историко-культурного центра "Рыцари Круглого Стола"...