Удивительное рядом или загадки в математике
занимательные факты по теме

Вихрова Юлия Вадимовна

Мастер-класс о том, что делает урок необычным, позволяет привлечь внимание учащихся, надолго запоминается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер-класс к уроку математики198.5 КБ

Предварительный просмотр:

1)  Каждый из нас с удивлением следил, как фокусник достает из ниоткуда    кроликов, платки, ленты. А потом мы пытались угадать, как ему это удается, где все это прячется?

Фокус со сложением пятизначных чисел. Желающие проверяют на калькуляторе.

( Первое, третье и пятое число пишет любой желающий. Втрое и четвертое – я, добавляя каждую цифру предыдущего числа до 9. Сумма  равна : последнее число (-2) и цифра «2» вперед)

В быстром вычислении этого примера есть своя хитрость, которая имеет математическое объяснение. Но в нем нет практического применения. Удивив учеников фокусом, мы можем заронить желание научиться считать быстрее. Ведь проблемы с устным счетом стоит очень остро у всех учителей математики и смежных дисциплин.

2)  Есть множество примеров, позволяющих упрощать вычисления. Продемонстрирую один из них, отбивающий охоту постоянно хвататься за калькулятор.

982 · 973 = 9506 (98-3=97-2=95;2∙3=06)      962 = 964 · 964 = 9216

1022 · 1033 = 10506         99999973 · 99999946 = 99999910000018

3)  Возводить в квадраты числа, оканчивающиеся на «5», не сложнее, чем умножать однозначные числа.

352 = 1225(3∙4=12)        752  = 5625(7∙8=56)

4)  Ваши руки это живая счетная машинка.

 Умножение на «9» любого однозначного числа с помощью пальцев рук.

 

«Мы рано перестаем удивляться. То, что живо занимало нас, перестает привлекать внимание, становясь привычным. » ( Я. И. Перельман). А ведь еще Аристотель говорил: « Познание начинается с удивления».  

5)  Что такое геометрия? Скучная наука, где надо заучить кучу определений и теорем, и главное непонятно, где и зачем их потом применять? У Я. И, Перельмана есть много замечательных популярных книг о математике, физике, астрономии. В их названии присутствует слово «Живая».

В днище деревянного судна случилась пробоина прямоугольной формы размером 13 х 5. Судовой плотник взял квадрат 8 х 8 и заделал пробоину. Как ему удалось сэкономить 1 см2.

     

Тут самое время поговорить о свойствах площадей, о необходимости доказательства в геометрии. «Не верь глазам своим!»

6) Сможете ли вы пролезть в игольное ушко? Это сказка? Возможно. В игольное ушко не пробовала, но прорезать дырку в листе бумаги размером с открытку и пролезть в нее могу.

7)  А знаете ли, что за прибор у меня в руках. Это прибор для построения прямых углов.

 

Веревка с узелками для «построения» Египетского треугольника.

8)  А теперь давайте соберем головоломку. Все фигуры различной формы, но задание у всех одно и то же. Вам надо собрать из четырех одинаковых фигур одну большую такой же формы.

   Как называются такие фигуры? Какие у них свойства?

   Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы в выданных вам таблицах в

    строчке «Я так думаю» отметьте «+», если согласны и «- «, если нет.

1

2

3

4

5

6

7

Я так думаю

На самом деле

   

  • Фигуры одинаковой формы. Но разных размеров называются подобными.
  • Фотографии, напечатанные с одного негатива – подобны
  • Любые квадраты подобны
  • Любые прямоугольники подобны
  • Если вы пользовались куском мыла в течение  7 дней и все его размеры уменьшились в два раза, то вам хватит этого остатка еще на неделю.
  •  Как утверждал автор «Гулливера», в стране Лилипутов все было меньше в 12 раз. Правда ли, что из носового платка Гулливера можно сшить 12 носовых платков для лилипутов?
  • Если увеличить стороны угла в два раза, то и сам угол увеличится в два раза.  

Появились ли у вас вопросы, без знания ответов на которые, вы не могли ответить на мои вопросы? Задайте свои вопросы.

  • Что такое подобие?
  • Определение подобных фигур
  • Свойства площадей подобных фигур.

 

Сейчас мы с вами проработали «Вызов» перед изучением новой темы в 8 классе « Подобные треугольники». Следующим этапом будет «Осмысление», которое можно провести, используя различные методики. Разобрав новый материал, мы вновь возвращаемся к нашим вопросам и выясняем, правы ли были в своих предположениях, ставя  «+» и «- « в строчке «На самом деле».

9)  Есть много различных методик, описанных в методической литературе, выложенных в интернете на педагогических сайтах. Каждый выбирает для себя, как удобней, с большим КПД донести до учеников необходимую информацию Но я считаю и именно это хотела сейчас показать, что : «Познание начинается с удивления. Удивление дает толчок к сознательному участию ребенка в добывании знаний, делает эти знания действительно усвоенными, ведет к дальнейшему развитию и поиску новых знаний».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ» (обобщение материала по разделу «Фонетика»)

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе....

Удивительное - рядом!

Внеклассное занятие  по литературе  для учащихся 5 класса и их родителей построено  на материале чудесных сказок С. Г. Писахова. И дети, и родители участвуют в творческих конкурсах, инс...

План проекта для 5 класса "Удивительное рядом"

Проект 5 класса.  «Удивительное рядом» Цели проекта: создать условия для формирования сплоченного коллектива, способствовать развитию нравственных качеств. МесяцЭтапСодержаниеНоябрьВвод...

Учебная биологическая тропа по биологии "Удивительное рядом"

Данная биологическая тропа способствует расширению у обучающихся знаний об объектах и процессах окружающей нас природы. Биологическая тропа может быть использоваться для проведения учебных занятий раз...

сочинение "Удивительное рядом"

Сочинение   учащегося....

Рабочая программа кружка по естествознанию "Удивительное рядом"

Рабочая программа кружка "Удивительное рядом".  34 учебных занятия....

Мастер-класс по математике "Удивительное рядом"

Мастер – класс  «Удивительное  рядом» Незнающие пусть научатся,            а знающие - вспомнят еще раз....