доклад «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся»
статья на тему

Власова Наталья Владимировна

Доклад на совещании методического объединения на тему: «Применение тестовой технологии на уроках ОБЖ для оценки результатов обучения учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon doklad_na_mo.zip189.84 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на совещании методического объединения на тему:

«Применение тестовой технологии для оценки
результатов обучения учащихся».

Учитель ОБЖ  МБОУ «СОШ № 10» Н.В.Власова

15.01.2013г.

(слайд 1)

Так как отечественная тестология -  еще очень молодая наука и находится в стадии становления, то одной из важнейших проблем является формирование понятийного и терминологического аппарата. В настоящий момент в различных изданиях по теории и практике тестирования можно встретить различное толкование и определение одних и тех же понятий, для обозначения одного явления может использоваться несколько синонимических терминов, основная группа терминов имеет иноязычное происхождение - их перевод,  использование в русском языке может привести к различным толкованиям (Например, у нас тестирование - это проверка знаний посредством теста, за рубежом под тестированием понимается любое экзаменационное испытание). Отсутствие терминологической точности и наличие понятийной неопределенности свидетельствует о том, что дискурс тестологии только формируется и осмысляется.

Термин «тест» (от англ. Test - испытание, исследование) имеет в русском языке несколько значений (см. словарь иностранных слов).

Существуют различные точки зрения при определении понятия «тест».

(слайд 2)

Точка зрения, изложенная в работах Аванесова В.С., предполагает различение теста как метода и теста как инструмента.

Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру  и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

(слайд 3)

Педагогический тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности  учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.

(слайд 4)

Традиционный тест содержит список вопросов и различные варианты ответов.             Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

(слайд 5)

В традиционном тесте существуют задания:

  • с выбором ответов (закрытые задания).
  • на установление соответствия.
  • с выбором нескольких правильных ответов.
  • с открытым ответом.

(слайд 6)

В адаптивном тест все участники теста начинают с вопроса легкого или среднего по сложности. Ответивший правильно получает следующий вопрос, более сложный;    если ответ был неверный, уровень сложности следующего вопроса будет более низким. Процесс продолжается до тех пор, пока система тестирования не определит уровень знаний участника.

Причинами возникновения идеи адаптивного тестирования явилось желание:

-        уменьшить время тестирования;

-        уменьшить число заданий в тесте (с увеличением числа заданий снижается эффективность самого теста, так как испытуемые к концу выполнения теста устают и могут неправильно выполнить то задание, которое выполнили бы правильно, если бы оно находилось в начале теста);

-        повышения точности измерений.

(слайд 7)       Виды адаптивного тестирования:

  • Двухшаговое  адаптивное  тестирование.
  • Групповая адаптация
  • Многошаговое тестирование

(слайд 8)

1.        Двухшаговое адаптивное тестирование.

На первом шаге выявляется уровень подготовленности каждого испытуемого, на втором шаге происходит само тестирование тестом, подобранным для соответствующего уровня подготовленности. (Например, всего 60 заданий, если не адаптировать, то каждый тестируемый должен выполнять по 60 заданий. При двухшаговом адаптивном тестировании берем из 60 заданий 10 разной сложности для входного тестирования и определяем уровень каждого испытуемого. Затем в соответствии с результатами дают задания по схемам: низкий уровень подготовленности 20 простых заданий + 10 средних заданий, средний 5 простых заданий + 20 средних заданий + 5 сложных заданий, высокий 10 средних заданий + 20 сложных заданий).

(слайд 9)           2.        Групповая адаптация

Моделирование теста происходит в расчете на заданную группу. Проводится вводное тестирование и определяются границы уровней подготовленности учащихся данной группы, далее строится сам тест в расчете на данный интервал уровня подготовленности.

Описанные выше два вида адаптивного тестирования можно проводить в безмашинном варианте, то есть на бланках.

(слайд 10)

3.        Многошаговое тестирование

Многошаговая стратегия адаптивного тестирования проводится только в компьютерном режиме и делится на фиксированно ветвящиеся и варьирующие ветвящиеся.

(слайд 11)

Также в педагогической практике применяю разноуровневые тесты. Использование разноуровневых  тестов является одной из дифференцированных форм учебной деятельности. Необходимость организации таких форм учебной деятельности учащихся на уроке ОБЖ следует из:

- требований развивающего характера обучения;

  • принципа индивидуального подхода к каждому учащемуся с целью максимального его развития.

Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень С – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

(слайд 12)

             В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста.

Классификация тестов по целям использования: (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются Челышкова М.Б., Майоров А.Н.)

  • входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения;
  • формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;
  • тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.
  • оценка остаточных знаний.

(слайд 13)

Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся.

(слайд 14)

        

Текущий контроль за формированием новых знаний и умений  в процессе обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое тестирования.  

        Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы.

(слайд 15)

        

Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту.

(слайд 16)

        

В настоящее время существует два подхода к разработке тестов нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный,  соответственно различают два вида тестов:

  1. нормативно-ориентированный (такой тест позволяет сравнивать уровень учебных достижений испытуемых друг с другом. Таким образом, основной задачей нормативно-ориентированного теста является дифференциация испытуемых);
  2. критериально-ориентированный (такой тест служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы. В основе такого теста лежит сопоставление продемонстрированных знаний и умений испытуемого (правильно выполненные задания) с планируемым объемом знаний и умений).

(слайд 17)

Чтобы наглядно проследить качественное различие этих тестов, предлагаем таблицу.

Сравнительный анализ нормативно- и критериально-ориентированных тестов.

Нормативно-ориентированный тест

Критериально-ориентированный тест

Цель тестирования

Сравнение уровня достижений испытуемых друг с другом

Оценка уровня достижений в соответствии со степенью освоения знаний и умений  определенной области содержания

Критерий оценки

Стандартизированные нормы

Достаточная доля (%) проверяемого материала

Характеристи-ка тестовых заданий

Задания должны быть среднего уровня трудности (от 0,3 до 0,7) и высокой дифференцирующей способностью (больше 0,3)

Задания должны соответствовать спецификации и элементам проверяемого содержания. Задания могут быть различного уровня трудности.

(слайд 18)

Если объединены цели тестирования и основные подходы к созданию тестов, то существует следующую классификацию видов тестов:

(слайд 19)

По средствам предъявления педагогические тесты делятся :

  1. бланочные, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на бланке;
  2. «звуковые», когда тестовые задания предъявляются в звуковой форме
  3. компьютерные - задания высвечиваются на мониторе компьютера.

Преимущества компьютерного тестирования в быстроте обработки и  экономии бумаги. Но есть и некоторые недостатки. Компьютерное тестирование может провоцировать случайные ошибки (если испытуемый плохо владеет компьютером), невозможность исправить допущенную ошибку может снизить результат.

(слайд 20, 21)

        

Тестовые задания подразделяются по типам, формам и видам, среди которых можно выделить:

типы:

-        открытые,

-        закрытые;

формы:

-        дополнения,

-        свободного изложения,

-        альтернативных ответов,

-        множественного выбора,

-        восстановления соответствия,

-        восстановления последовательности;

виды:

-        вербальные (вопросы, утверждения и задания, выраженные словами)

- стандартизированные,

- индивидуально-ориентированные;

- невербальные (картинки, слайды, схемы (без словесного описания))

- статические,

- динамические;

-        фиксированный;

-        переменный

- случайный,

- с обратной связью (содержание и форма текущего тестового задания зависят от ответов испытуемого на предыдущее).

(слайд 22)

Типы и формы тестовых заданий представлены на слайде

(слайд 23)

Разновидностью заданий закрытого типа считаются задания альтернативных ответов (задания с двумя ответами). В таком задании только два варианта ответов (да - нет, правильно - неправильно). При составлении такого задания формулировать основной текст надо таким образом, чтобы не возникало возможности двусмысленного ответа (и «да», и «нет»).

Пример: Задание с альтернативным выбором ответа

Задание: Скорость распространения низового лесного пожара менее 5 м/мин

а) да

б) нет

* Примеры привожу из тестов разных классов по разным темам курса ОБЖ.

(слайд 24)

Пример: Задание, в котором среди предложенных вариантов ответа только один ответ верный

Задание: Как должен поступить пешеход, если он при переключении светофора на жёлтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?

а) Продолжить переход.

б) Вернутся обратно на тротуар.

в) Дойти до середины проезжей части и ожидать там

     зелёного сигнала светофора.

(слайд 25)

Пример: Задание, в котором среди предложенных вариантов ответа несколько верных 

Задание: Основными причинами землетрясений являются:

а) волновые колебания в скальных породах;

б) строительство крупных водохранилищ в зонах

     тектонических разломов;

в) сдвиг в скальных породах земной коры, разлом,

     вдоль которого один скальный массив с огромной силой

     трется о другой;

г) вулканические проявления в земной коре.

(слайд 26)

Задания на установление соответствия

Задания на установление соответствия - это такие задания, когда испытуемых должен определить соответствия между элементами двух множеств.

- Ответ испытуемого вписывается в строку ответов, которая имеет вид

Ответы: 1____, 2____, 3____, 4_____

- Ответ может иметь форму таблицы, куда учащийся вписывает выбранные элементы правого множества         

1

2

3

4

 

(слайд 27)

Пример:

 Задание: Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями:

 

1) Ураган (тайфун)                        а) Сильный атмосферный вихрь,

обладающий большой разрушительной силой в

 котором воздух вращается со скоростью до 100 м/с,.

2) Буря                                             б) Ветер разрушительной силы и значительной

                                        продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с.

3) Смерч                                в) Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с)

                                        и продолжительный ветер.

                                        г) ветер с большой скоростью, всегда

                                        сопровождающийся грозой.

(слайд 28)

Задания на установление правильной последовательности

Испытуемый должен установить правильный порядок предложенных элементов: действий, событий и др., связанных определенной задачей

Пример:

Задание: Укажите последовательность оказания первой медицинской помощи при закрытых переломах:

  1. наложить шину на месте перелома;        
  2. дать обезболивающее средство;

3. положить холод на место перелома;        

4. доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

а) 3.2.1.4;         б) 1.2.3.4;        в) 1.3.2.4;         г) 3.1.2.4

(слайд 29)

Задания открытого типа:

Задания на дополнение

Задания на дополнение предполагают, что ответ формулируется самим тестируемым: это может быть формула, числовое выражение, слово и др. Задания на дополнение предполагает краткий ответ.

Задание:  «Процесс наложения повязки на рану называется  …….» 

 

Эталонный ответ: перевязкой

(слайд 30)

Задания со свободными развернутыми ответами

        Такая форма задания предполагает представление ответа в развернутом виде, т.е. полного решения задачи с пояснениями или в виде небольшого сочинения. Испытуемый излагает ответ в свободной форме.

Задание:

        Перечислите, какие опасности подстерегают школьника, собирающегося переходить улицу по пешеходному переходу, около которого остановился грузовой автомобиль.

(слайд 31)

Типичные ошибки при составлении теста:

1) Не рекомендуется формулировать задания в вопросительной форме. Формулировку можно легко перефразировать в утвердительную форму.

2) В заданиях с выбором ответов: 

  • Отсутствие логической корректности, т.е. можно дать неоднозначный ответ на задание.
  • Логически некорректны задания, использующие оценочные понятия (например  связанные с фантазией, с размышлением о будущем),
  • Ответы неоднородны - взяты по разному основанию (например: Какое воздействие оказывают инфракрасные лучи

       а) загарное   б)  тепловое   в) раздражающее      г) поверхностное),

  • Нарушение пропорций между содержательной частью и ответами (т.е. в задании малое количество слов, а ответы даны громозские),
  • Нарушение требования краткости (избыточный словесный состав основной части задания, тавтология или избыточная многословность ответов). Повторяющиеся слова в ответах необходимо убрать в формулировку.
  • Просчеты, способствующие угадыванию правильного ответа.

(слайд 32)

3) Задания на дополнение

  • Пропущенное слово не должно находиться в начале предложения, так как для того, чтобы испытуемому стало ясно, что от него требуется, ему необходимо несколько раз прочитать предложение и осмыслить его.
  • Вызывает неоправданное затруднение у испытуемых с любым уровнем подготовленности задание, которое содержит несколько пропусков для дополнений и в том случае, когда они идут подряд, и в том – когда они разделены в предложении.
  • В случае пропуска трех или более слов задание, скорее всего, значительно потеряет в валидности. Ответ может быть неоднозначным. Возможно, что сильные ученики просто не сообразят, что же от них хотел преподаватель, хотя в другой постановке они могли бы дать на него правильный ответ.

(слайд 33)

4) Задания на установление соответствия

  • Иногда в задании содержится подсказка, облегчающая угадывание правильных ответов. Благодаря вербальным ассоциациям можно легко угадать правильное соответствие.
  • Эффективность задания снижается, если число элементов в левом и правом множестве одинаково и при установлении соответствия для последнего элемента просто не из чего выбирать

5) Задания на установление правильной последовательности

  • Такие задания часто очень громоздки и нередко допускают варьирующую по порядку последовательность ответов.

(слайд 34)

Методические советы, которых необходимо придерживаться при составлении тестов:

  • объём теста, как правило, рассчитывается на 10 – 12 минут работы учащегося;
  • задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
  • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;
  • располагать тесты по возрастанию трудности;
  • каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
  • постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать угадывание ответа;
  • задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
  • правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
  • ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
  • тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности.

(слайд 35)

Пример критериально-ориентированного теста по разделу «Опасные ситуации социального характера» по курсу ОБЖ в  5 классе:

1) В любом городе и районе есть места, безопасные в любое время суток.

          а) да;          б) нет

2) Ситуации уголовного характера, которые относятся к преступлениям, называются:

а) опасными;  б) криминогенными;   в) чрезвычайными.  

3) Выберете несколько вариантов ответов.

Если вы возвращаетесь поздно из гостей, вы:

а) позвоните родителей и попросите их встретить вас;

б) пойдете домой один;

в) попросите кого-то из взрослых , чтобы вас проводили;

г) дождетесь прохожего на улице и пойдете за ним.

(слайд 36)

4) Установите соответствие между приведенными понятиями: люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путем,  и определения этих людей:

 

1. Вор                        а) преступник, который занимается открытым

                        похищением чужого имущества у жертвы;

2. Грабитель              б) преступник, заставляющий человека что-то делать

                        против его воли, оказывающий принудительное

                        воздействие на кого-то;

3. Мошенник        в) преступник, занимающийся тайным

                         присвоением чужих вещей;

                        г) человек, который умышленно совершает

                        неправоправные действия с применением оружия или

                         предметов, используемых в качестве оружия;

                        д) преступник, который занимается хищением чужого

                        имущества путем обмана или злоупотреблением

                            доверия.

Ответы: 1____, 2____, 3____

(слайд 37)

5) Укажите последовательность по правилам поведения при нападении в лифте:

1. постоянно нажимайте кнопки ближайшего этажа и кнопку вызова;

2. немедленно позвоните в полицию по телефону 02, сообщите, что с вами произошло, точный адрес, сообщите приметы нападавшего;

3. если двери лифта открылись, постарайся выскочить на лестничную площадку, позвать жильцов дома на помощь и выбежать на улицу;

4. кричите, шумите, стучите по стенкам кабины. Защищайтесь любыми способами. Если незнакомец пытается зажать вам рот, постарайтесь укусить его за руку.

а) 3.2.1.4;                 б) 1.2.3.4;                в) 4.1.3.2;                 г) 3.1.2.4

(слайд 38)

6) Впишите недостающие слова в предложении:

Всегда необходимо помнить, что самое ценное – это человеческая _________, а не ценные __________.

7) Вы оказались в толпе. Опишите ваши действия, если:

  1. находитесь в центре толпы, вас толкают сзади.

  __________________________________________________________

  1. при движении в толпе у вас что-то упало.

 __________________________________________________________

  1. вы упали в толпе.

____________________________________

  1. рядом с вами люди из толпы начинают ругаться.

___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад"Применение игровых технологий на уроках в начальной школе"

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостояте...

Доклад "Применение игровых технологий на уроках письма и развития речи".

В докладе рассказывается об эффективности использования игровых технологий на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Одной из современных технологий контроля и диагностики учебных достижений учащихся является  -  тестовая технология. В статье рассматириваются различные виды тестов. приводятся примеры их пр...

Доклад "Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности как средство реализации продуктивных методов обучения"

Использование телекоммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности является средством реализации продуктивных методов обучения, что активизирует  познавательную, исследов...

Доклад "Применение игровых технологий на уроке музыке»

   Игровые приемы на уроках музыки.  Для школьников младших ...

Применение тестовых технологий на уроках физики

В статье рассматриваются основные аспекты применения тестовых технологий в основной и старшей школах...