Главные вкладки

    Как написать рецензию
    методическая разработка по теме

    Мысь Елена Алексеевна

    Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) -  разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия  (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_napisat_retsenziyu.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение

    начального профессионального образования

    Профессиональный лицей № 25

    Как написать рецензию

    Методические рекомендации

                                                                                    Автор-составитель:

                                                                       Мысь Е.А.,

                                                                     методист.

    Полысаево 2010


    Содержание

    Введение…………………………………………………………………...3

    1. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                            на методическое пособие…………………………………………………4
    2. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                            на учебную программу………………………………………………….12
    3. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на методическую разработку урока (занятия)………………………..14
    4. Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на реферат………………………………………………………………..17

    Заключение……………………………………………………………….18

    Список литературы……………………………………………………...19


    Введение

    Одной из составляющих методической работы является анализ и рецензирование материалов, разработанных педагогами. Предлагаемые ниже рекомендации могут помочь рецензентам в осуществлении научно-методического анализа материалов из опыта работы педагогов и в написании рецензий на авторские образовательные программы, а также на методические разработки занятий, содержащих новизну.

    Рецензирование (англ. Peer review) является процессом, благодаря которому педагоги, методисты  в качестве экспертов оценивают работы своих коллег, предназначенные для публикаций или использования в практической деятельности. 

    Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) -  разбор и оценка какого-либо художественного произведения (книги, фильма и др.) или научной работы, образовательной программы, пособия  (научно-методического, методического, учебного и т.д.), данные лицом, компетентным в данной области знаний. В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель (если речь идет о научной работе). 


    Рекомендации по написанию и оформлению рецензии

     на методическое пособие

    Рецензия на методическое пособие - это оценка работы, данная рецензентом, предполагающая наличие не только комментариев к основным разделам и темам методического пособия, но и указание замечаний и недочетов данного пособия. В рецензии, как правило, присутствует некоторая структурность. Автор рецензии старается определить актуальность темы, кратко описать, о чём оно и сделать определённые выводы. 

    Требования к оформлению

    В рецензии на методическое пособие должно быть кратко, но аргументировано, отражено мнение рецензента о работе по следующим позициям:

    • тема или наименование рецензируемой работы;
    • ее автор;
    • актуальность выбранной темы методического пособия;
    • анализ проведенного обзора литературы;
    • информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз);
    • использование научного аппарата;
    • качество изложения теоретического материала; 
    • четкость структуры и содержания методического пособия; 
    • наличие оригинальных способов организации соответствующей деятельности;
    • наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания;
    • подтверждение эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями или материалами экспериментальной апробации;
    • возможность теоретического и практического использования предложенных материалов;
    • результаты анализа экономической целесообразности, если необходимо;
    • наличие четких выводов;
    • качество оформления;
    • недостатки, имеющиеся в работе;
    • вывод о возможности публикации (или предоставлении иного права).

    Требования к рецензии, ее структура

    Объём рецензии, как правило, составляет 1-2 печатных листа. Форма написания рецензии – произвольная. Размер шрифта должен быть в пределах 12-14 пунктов, с полуторным междустрочным интервалом. Рецензия должна быть представлена в двух экземплярах. Подпись рецензента должна быть заверена печатью организации.

    Рецензия - это письменный разбор работы, который предполагает не только комментирование и раскрытие основных моментов (толкование мыслей автора, собственные дополнения к авторской мысли, выражение отношения к постановке проблемы и т.д.), но и аргументированную оценку, и, конечно, выводы о значимости данной работы. Ниже приведены примеры клише, которые могут быть использованы при написании Вами рецензии на методическое пособие.

    Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

    1. Полное название методического пособия, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

    Пример:

    РЕЦЕНЗИЯ

    на методическое пособие "Контроль в обучении иностранному языку (ИЯ)" кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков ТГТУ Рябцевой Елены Викторовны

    2. Краткое описание проблемы, которой посвящено методическое пособие.

    Пример:

    Методическое пособие Е. В. Рябцевой посвящено определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов

    3. Степень актуальности предоставляемого  методического пособия.

    Пример:

    Актуальность данного методического пособия не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем.

    4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в методическом пособии.

    Пример:

    Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов. Немаловажным является и то, что Е. В. Рябцева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов, так как сегодня преподаватель перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

    5. Рекомендацию к публикации.

    Пример:

    Методическое пособие Е. В. Рябцевой "Контроль  в  обучении иностранному языку (ИЯ) студентов" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данное методическое пособие может быть рекомендовано к публикации.

    6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

    Примерная структура (план) написания рецензии

    Раздел рецензии

    Клише для использования в рецензии на методическое пособие

    Предмет анализа

    • В предмете анализа... 
    • В рецензируемом методическом пособии... 
    • В рассматриваемой работе автор...

    Актуальность проблемы, темы

    • Актуальность темы обусловлена... 
    • Работа посвящена актуальной проблеме... 
    • В условиях реализации новой модели образования актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)...
    • Актуальность проблемы не нуждается в дополнительных доказательствах...

    Формулировка основных тезисов

    • Центральной задачей пособия является... 
    • В методическом пособии разработана методика …….

    Краткое содержание работы

    Кратко(!) излагаете содержание методического пособия

    Общая оценка

    • Таким образом, данное пособие... 
    • Рассматривая работу в целом... 
    • Значимой заслугой автора работы является новый методологический подход ... 
    • Автор, бесспорно, углубляет (расширяет) представление о проблеме (теме, явлении)... 
    • Работа, безусловно, открывает...
    • Данное методическое пособие имеет практическую значимость …..

    Недочеты и недостатки

    • Однако, вызывает сомнение утверждение о том... 
    • К недостаткам методического пособия можно отнести допущенную неточность при изложении... 
    • Работа построена несколько нерационально, следовало бы более подробно прокомментировать... 
    • Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать... 
    • Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на практическую значимость данного пособия ... 
    • Значимым недостатком работы является... 
    • Упомянутые недочеты связаны не столько с..., сколько с...

    Выводы

    • Считаю, что методическое пособие имеет большое практическое значение для... 

    Фразы, рекомендуемые для написания рецензии

    • Автор в своей работе дает подробный анализ...  
    • Автор грамотно анализирует...  
    • Автор акцентирует внимание...  
    • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...  
    • Автор на конкретных примерах доказывает...  
    • Автор на основе большого фактического материала рассматривает...  
    • Автор обращает внимание на то, что...  
    • Автор справедливо отмечает...  
    • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...  
    • Автором предложены оригинальные идеи...  
    • В качестве основных моментов используемой автором методологии...  
    • В методическом пособии автор предлагает ...  
    • В методическом пособии представлены основные подходы...  
    • Все содержание методического пособия логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.  
    • Данное пособие демонстрирует...  
    • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...  
    • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...  
    • К положительным сторонам работы можно отнести...  
    • Как положительный факт, можно отметить то, что...  
    • Материал пособия основан на детальном анализе...  
    • Особо следует подчеркнуть, что...  
    • Особое внимание в разработке... уделено...  
    • Особый интерес представляет вывод о...  
    • Отдельного внимания заслуживает...  
    • Практическая значимость данного пособия заключается в...  
    • Следует отметить, что в данном методическом пособии  представлен ряд практических заданий и упражнений...  


    Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                            на учебную программу

    Рецензия на учебную программу – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать полное название учебной программы, определение ее вида, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы). К основным разделам рецензии относятся:

    1) введение;

    2) констатирующая часть;

    3) аналитическая часть;

    4) заключение.

    Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности, новизны программы и потребности в ней в целях повышения эффективности образовательного процесса.

    В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

    • соответствия указанных целей и задач предмету и содержанию программы;
    • научности содержания программы, соответствия его современному состоянию науки;
    • связности и логичности структурирования учебного материала;
    • обоснованности выбора методов обучения;
    • диагностического и критериального аппарата для определения качества освоения данной программы учащимися;
    • оптимальности распределения учебного времени, отведенного на освоение программы;
    • предлагаемого учебно-методического комплекта для реализации данной программы;
    • структуры программы.

    В аналитической части рецензии отмечаются отличительные особенности данной программы в сравнении с существующими, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию программы.

    В заключении формулируется вывод о возможности утверждения программы для учебно-методического обеспечения образовательного процесса в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков. Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта программы.

    Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества и должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, проводящей апробацию рецензируемой программы.


    Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на методическую разработку урока (занятия)

    Рецензия на методическую разработку – это письменный разбор представленного материала. Заголовок рецензии должен содержать вид урока (занятия), его тему, предмет или направленность (в зависимости от вида), место данного занятия в образовательном процессе или возраст детей, на которых оно рассчитано, продолжительность, а также персональные данные автора (ФИО, квалификация, должность, место работы).

    К основным разделам рецензии относятся:

    1) введение;

    2) констатирующая часть;

    3) аналитическая часть;

    4) заключение.

    Во введении формулируется аргументированная оценка актуальности дидактических, методических и содержательных компонентов занятия, элементов новизны, присутствующих в разработке.

    В констатирующей части рецензии дается всесторонняя и объективная оценка:

    • соответствия содержания занятия выбранной образовательной программе, стандартам;
    • соответствия занятия комплексу психолого-педагогических принципов, обеспечивающих целостность образовательного процесса;
    • реальности, целесообразности и операциональности задания целей занятия;
    • соответствия структуры и содержания занятия указанным целям и задачам;
    • обеспечения мотивации деятельности учащихся;
    • научности содержания занятия, соответствия его современным достижениям в науке;
    • связности, логичности, полноты структурирования занятия;
    • обоснованности выбора методов, приемов, средств и форм обучения;
    • соответствия содержания учебно-познавательного материала возрастным особенностям детей, на которых рассчитано данное занятие;
    • оптимальности распределения учебного времени;
    • рациональности подходов по развитию навыков самообразования;
    • использования учебно-познавательного материала, компонентов педагогической деятельности для формирования и развития у детей социальных ценностей.

    В аналитической части рецензии отмечаются преимущественные отличительные особенности данной разработки, а также подробно указываются и анализируются замеченные рецензентом недостатки. В аналитической части следует сформулировать мотивированные рекомендации по совершенствованию представленной разработки.

    В заключении формулируются выводы:

    • о возможности использования данной разработки в образовательном процессе в представленном виде либо после переработки с учетом указанных рецензентом недостатков;
    • о возможности организации обобщения и распространения представленных в разработке передовых методических идей.

    Рецензент может указать на необходимость последующего рецензирования исправленного варианта разработки. В качестве концовки можно использовать тонкий комментарий всего выше изложенного или сделать вывод по-своему. Рецензия должна иметь завершённую форму.

    Подпись рецензента должна быть расшифрована с указанием полного наименования его должности, уровня квалификации, званий, научных степеней, фамилии, имени, отчества.

    Подпись рецензента должна быть заверена в установленном порядке печатью по месту его работы или должностным лицом и печатью организации, в которой работает автор рецензируемой разработки.


    Рекомендации по написанию и оформлению рецензии                                                  на реферат

    Эрудированность в рассматриваемой области:

    • актуальность заявленной проблемы;
    • степень знакомства с современным состояниям проблемы;
    • использование известных результатов и научных фактов в работе;
    • полнота цитируемой литературы.

    Собственные достижения автора:

    • использование знаний вне школьной программы;
    • степень новизны;
    • научная значимость проблемы;
    • владение научным и специальным аппаратом.

    Характеристика работы:

    • грамотность и логичность изложения материала;
    • структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);
    • соответствие оформления реферата стандартам.


    Заключение

    Составление рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные рецензии позволяют экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор материала.

          Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

    подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать саму разработку; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

    Рецензию стоит писать так, как будто никто с рецензируемой разработкой не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.


    Список литературы

    1. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.
    2. Как написать рецензию [Электронный ресурс]// school-vosmero4ka.ru/recenziya.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как написать РЕЦЕНЗИЮ

    Примерный план рецензии на литературное произведение....

    Как написать рецензию по ЕГЭ по чувашскому языку

    Как написать рецензию по ЕГЭ по чувашскому языку...

    КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

    Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикаци...

    Как написать рецензию

    Статья "Как написать рецензию" поможет учащимся правильно составить рецензию....

    Что такое реферат и как правильно его написать.Что такое доклад и как правильно его написать.

    в статье рассказывается о том, как правильно написать реферат и доклад....

    Как написать рецензию (презентация)

    Презентация "Как написать рецензию" познакомит с основными этапами создания рецензии, расскажет о принципах рецензирования....

    Как написать рецензию на исследовательскую работу учащихся

    Рецензия – это  краткий анализ и оценка рецензируемой работы, выявление степени ее соответствия к существующим требованиям исследовательских работ учащихся,  определение  достоинств и с...


     

    Комментарии

    Хохлова Марина Николаевна

    Елена Алексеевна, спасибо за работу. Очень выручила и сэкономила время.

    Елена Алексеевна, огромное спасибо! Очень хорошая работа!

    Бажина (Разуваева) Наталья Владимировна

    Елена Алексеевна, спасибо! В Вашей работе нашла всё необходимое при написании рецензий.

    Латыева Ольга Николаевна

    Большое спасибо! Очень хорошая работа, все грамотно, кратко и доступно.