Лекционно-практическая форма преподавания математики в старших классах
учебно-методический материал по теме

Сергеева  Валентина  Петровна

Лекционно – практическая форма  преподавания математики в старших классах (из опыта работы, выступление на КМО)

Опыт работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практической формы преподавания математики в старших классах. Такая организация требует тщательного подбора учебного материала и конкретного планирования каждого урока.

Лекция  охватывает  весь теоретический и практический материал темы. При чтении лекции определяются крупные блоки в изложении материала, которые озаглавливаются так, что  в конце лекции ученик легко просматривает ее план. Количество уроков на лекцию определяется объемом изучаемого материала, а также способностью класса воспринимать большие дозы информации. Обычно на нее отводятся 1-2 урока. Подготовка к продуктивной и исчерпывающей лекции занимает 3-4 часа. В конце лекции сообщается учащимся о том, какая форма отчетности по теме намечается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекционно – практическая форма

 преподавания математики в старших классах

(из опыта работы, выступление на КМО)

Опыт работы свидетельствует об эффективности применения лекционно-практической формы преподавания математики в старших классах. Такая организация требует тщательного подбора учебного материала и конкретного планирования каждого урока.

Лекция должна охватывать  весь теоретический и практический материал темы. При чтении лекции определяются крупные блоки в изложении материала. Которые озаглавливаются так, что  в конце лекции ученик легко просматривает ее план. Количество уроков на лекцию определяется объемом изучаемого материала. А также способностью класса воспринимать большие дозы информации. Обычно на нее отводятся 1-2 урока. Подготовка к продуктивной и исчерпывающей лекции занимает 3-4 часа. В конце лекции сообщается учащимся о том, какая форма отчетности по теме намечается (устная или письменная), какие выносятся на зачет, объем итоговой контрольной работы. На первых порах учащимся предлагается записывать вопросы, по которым будет проводиться зачет. В последствии необходимость в этом отпадает и учащиеся сами уже выделяют главное в лекции.

Планирование практических занятий , подготовка к ним, подбор упражнений, обеспечивающих усвоение темы, разработка раздаточного материала и т.п. требуют очень гораздо больше  времени, чем подготовка к лекции.

На практических занятиях ученики закрепляют и углубляют теоретический материал, изложенный на лекции, учится применять его на практике, осваивает несколько алгоритмов решения типовых примеров и задач, готовиться к зачету и контрольной работе.

На первом уроке отрабатывается материал на первом уровне усвоения знаний (понял, запомнил, воспроизвел, применил), на следующих – на втором уровне (понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу,  измененных условиях) и третий уровень (овладел знаниями на втором уровне и научился переносить их в новые условия)

На уроках практических занятий старшеклассники учатся отвечать на вопросы, которые им будут предложены на зачете. Можно учащимся дать задание подобрать задачи к зачету из дополнительных источников по математике, при этом учителю необходимо проконсультировать учащихся по вопросу правильности подбора. Не надо боятся того, что ученик будет на зачете решать свою задачу. Ведь он готовит 5-6 задач и не знает, какая ему достанется.

Полезно планировать проведение на практических занятиях промежуточного контроля усвоения материала в форме математических диктантов или мини-контрольных работ на 10-15 минут.

Почти каждая тема в математике требует знания целой группы формул и свойств, которые применяются при выполнении упражнений. Простое их заучивание не дает результата. Для усвоения формул целесообразно  на 1-2 уроках отработать их на практическом конкретном материале, определить условия применения каждой формулы. А

На следующем уроке провести диктант или мини – контрольную работу, предупредив об этом учащихся заранее, сообщив и время, которое будет отведено на работу. Неудовлетворительные оценки за эту работу ставить нецелесообразно.

Проведение промежуточного контроля позволяет своевременно обнаружить пробелы и принять меры к их ликвидации в знаниях учащихся. Если число практических занятий 2-3, то целесообразно провести1-2 промежуточные кратковременные проверочные работы. Для большей самостоятельности при выполнении работ желательно увеличить число вариантов заданий.

На зачете осуществляется предварительный контроль знаний, при проведении контрольной работы – окончательный. Зачет  можно проводить письменно, по индивидуальным карточкам, которые содержат теоретические вопросы и задачи, не включенные в контрольную работу. Можно проводить зачет и устно. Для этой цели назначаются консультанты  из числа хорошо успевающих учеников, которые принимают зачет у одноклассников и выставляют им оценки. На обобщающем уроке проводится обзорное повторение узловых вопросов темы и основных методов решения задач.

Урок  коррекции посвящается работе по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, выявившихся на зачете и контрольной работе. Часть учеников, прочно, усвоивших тему, на этом уроке работают со «слабыми» одноклассниками под руководством учителя, остальные выполняют задания повышенной трудности. Задание дается на группу учащихся, которые работают над ним сообща. В конце урока лидер этой группы сообщает учителю результат и вклад каждого из группы в эту работу.

Когда лекционно – практическая форма занятий становится системой в классе, учитель может привлекать учащихся к составлению карточек для зачета, для кратковременных контрольных работ. Это поможет учителю.  В идеале может отпасть потребность  в уроках коррекции знаний, так как все учащиеся сознательно будут изучать тему и ответственно гот овиться к отчетности, зная, что от них требуется.

НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Контроль за усвоением изученного обычно начинается с проверки домашнего задания. Поделюсь опытом контроля знаний.

Самопроверка по образцу.

Эта форма, как правило, применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы  записан на доске заранее. Учащиеся просматривают записи на доске, затем сравнивают решение с работой в тетради. Учащиеся подчеркивают ошибки и сами оценивают качество выполнения своей   работы. При наличии времени следует дать возможность учащимся сделать коррекцию, в противном случае эту работу они будут выполнять дома. Остальные учащиеся работают по индивидуальным карточкам.

Этот способ проверки развивает внимание, способствует формированию познавательных мотивов. Очень важно начать эту работу с 5 класса, когда внимание учащихся еще не устойчиво.

Взаимопроверка с помощью образца.

Учащиеся  проверяют не свою работу, а работу своего соседа и тоже по образцу. Окончательно тетради проверяет учитель. Для психологического эффекта и воспитательного воздействия желательно дать неаккуратному ученику тетрадь, которая ведется в соответствии с требованиями к ведению тетрадей.

Письменная проверочная работа.

Этот тип контроля уместен только после того, как на предыдущих уроках проводился контроль выше указанным способом. В письменную работу нужно включить те задачи из домашних заданий, в которых ранее были замечены ошибки.

Опрос по парам.

Учащиеся первого варианта  выслушивают ответы учащихся второго варианта. Вопрос задан учителем и учитель прислушивается к ответам учащихся. Такой опрос не дает точную картину, но развивает речь учащихся, воспитывает ответственность и мотивирует на интерес к предмету.

Математический диктант.

Графический диктант.

Общественный смотр знаний.

Это самая интересная форма контроля  знаний. Планируется несколько видов работ и форм проверки знаний учащихся. Класс делится на три группы.

Каждая имеет свое задание или вид работы.

Например, первая группа работает с учителем, в это время вторая группа выполняет письменную работу по карточкам, третья группа опрашивается консультантами (старшеклассниками). Затем циклично происходит смена групп. Видов работ может быть больше.  При такой  организации учитель должен иметь хорошие организаторские умения.

Контрольная работа и ее анализ.

Это завершающий этап контроля по данной теме. Безусловно, не все ученики с ней справятся. Ошибки надо исправлять. Ошибки не исправляю, а подчеркиваю (оценки выставляю). Побуждаю учащихся с помощью системы вопросов к самостоятельному исправлению ошибок. Наиболее сложные  задания, с которыми не справились многие, решаем вместе. В оставшееся время учащиеся, допустившие ошибки выполняют типичные задания, а остальные работают над заданиями повышенного уровня  сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Основные методы, приемы, формы преподавания математики в условиях санаторной школы-интерната № 2"

Творческий отчет по математике "Основные методы, приемы, формы преподавания математики в условиях школы-интерната № 2"...

Нетрадиционное преподавание литературы в старших классах

В 2015 году реализуется комплексная государственная программа «Годлитературы», направленная на пропаганду чтения и книжной культурыво всех ее проявлениях, развитие интереса к ...

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах.

Роль системы согласованного обучения в достижении результатов ФГОС в преподавании истории в старших классах....

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Преподавание математики в старших классах в дистанционном формате

Статья о практике дистанционного обучения математики в старших классах...