Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы
статья по математике на тему

Никитенко Ольга Александровна

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_kollektivnye_formy_raboty.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной)  школы.                                                                               

        Математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших  социальных  задач    развития  обучающихся  с УО – преодоление недостатков их познавательной деятельности  и  лучшей  адаптации  к  социуму.  Изучение математики  направлено  на  формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации, на развитие  процессов  памяти,  свойств  внимания  и  различных  сторон  личности.

 Зная,  структуру  нарушения  умственно  отсталого  школьника,  мы  понимаем,  что  математика  как  учебный  предмет,  дается  ему  с  большим трудом. Работа  на  уроке  строится  с  учётом  индивидуальных  особенностей каждого  ученика  класса,  включая его  способности, общее развитие,  наклонности,  интересы, эмоциональное  состояние,  опыт,  знания. В  связи  с  этим обучающихся  можно разделить на три  условные  группы:

  1. -  обучающиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету;
  2. -  обучающиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют;
  3. -  обучающиеся, которые интереса к предмету не проявляют.

Для первой группы обучающихся задачи формулируются по учебнику, указывается их значение в науке и практике. Для  второй  группы - такой подход может быть недостаточным. Вначале следует активизировать внимание  этих  обучающихся, проверить их готовность к изучению материала  и  решению  данной  задачи.  У  детей  третьей  группы  также  надо  активизировать  внимание  и  поддерживать  его  на  протяжении  всего  урока:  занимательным  дидактическим  материалом,  учетом  сферы  интересов  ученика,  созданием  ситуации  успеха,  искренним  вниманием  к  его  деятельности,  посильными  заданиями.

Психологи,  методисты   считают,  что  важным  резервом  повышения качества учебного процесса обучающихся является оптимальное поддержание их познавательной активности. Учитель, прежде всего, должен найти такие методы и формы работы на уроке, которые смогли бы  увлечь  детей, сделать процесс обучения интересным. Одной из наиболее современных и востребованных является  коллективная  форма  учебной  деятельности. Это может быть работа в парах сменного состава или в динамических парах, а также коллективная работа в группах.  В  основе  данного  метода  лежит  теория  Б. Д. Эльконина  о  ведущем  виде  деятельности.  Именно  общение   –  является  ведущим  видом  деятельности  в  подростковом  возрасте  и  ведет  за  собой  развитие.

Поэтому  коллективные  виды  работы  в  среднем  звене  делают  уроки  математики более  интересными,  воспитывают  у  обучающихся  сознательное отношение к учебному труду, активизируют их познавательную деятельность, дают возможность  многократно и  осознанно  повторять изучаемый   материал.

Переход  к обучению в парах сменного состава или динамических парах  возможен  лишь  в том случае, если обучающиеся  научились  работать в постоянных  парах  и  группах,  поэтому  в качестве подготовительной  работы  чаще  всего  имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной  формы  работы.  На  практике  можно  наблюдать, что не все  обучающиеся  активно   участвуют   во   фронтальной  работе,  так  же как и не все могут индивидуально справиться с тем заданием, которое им предлагается для самостоятельной работы. Такая  работа  может быть осуществлена  с  помощью  дифференцированных  групповых  заданий.  

Например:  Математика  8 класс – обучающимся  даётся  задание  по решению  примеров  в  несколько  действий.   Для  I  и  II  группы -  это примеры  в  2  действия  со  скобками  и  проверкой  их  решения  по  готовым  ответам,  а  для  III – IV группы – это  более  легкие  примеры  с  проверкой  решения  на  доске.

I группа:   Реши  примеры  и  к  каждому  примеру  подбери  правильный  ответ  (обведи его красным  карандашом).  

ПРИМЕРЫ:

  1. 378 090 + 15 918 + 461 095    
  2. 913 230 – (585 047 – 247 317)
  3. (780 143 + 37 967) – 493 214
  4. 700 275 – (115 276 + 574 000)                                    

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ:

  1. 394 008;   855 103;   855 093
  2. 575 500;   328 183;   465 280
  3. 818 110;   567 380;   324 896
  4. 584 999;    10 999;      10 111

       

       

         II группа:   Реши  примеры  и  к  каждому  примеру  подбери  правильный  ответ  (обведи его красным  карандашом).  

ПРИМЕРЫ:

  1. 45 712 + (15 020 – 10 302)
  2. 860 500 – (120 450 + 230 650)
  3. 67 890 – (34 700 – 12 950)
  4. (450 240 – 120 360) + 17 300      

ВАРИАНТЫ  ОТВЕТОВ:

  1. 40 994;      50 430;     45 930
  2. 509 400;   970 700;   650 300
  3.  89 640;      46 140;     54 120
  4. 312 580;   340 780;   347 180

         

       

          III – IV группа:   Реши  примеры  и  запиши  ответ.

ПРИМЕРЫ:

  1. 37 200 – (17 100 + 12 600)
  2. 73 500 + (21 400 – 16 200)
  3. (25 800 – 14 600) – 1 100

ОТВЕТЫ:

7 500

78 700

10 100

В процессе коллективного учебного труда на уроках создаются наиболее благоприятные возможности для усвоения знаний и наиболее полного психологического и  социального развития каждого школьника. Коллективная форма учебной деятельности обучающихся  дает им возможность  анализировать  свои  собственные  действия  и   действия  одноклассников. Народная  мудрость  гласит:  «Ум  – хорошо, а  два  – лучше».  На  уроках обучающимся  предоставляется возможность общаться  друг с другом: обмениваться мнениями, предлагать  свои  способы  решения,  дополнять, исправлять  ошибки,  оценивать  друг  друга.  Совместная работа в коллективе  способствует  эмоциональному  сближению  ребят,  улучшению  их  взаимоотношений. Даже  у  обучающихся  III – IV группы, появляются успехи  в  учении, так как в результате совместной  деятельности  лучше  восполняются пробелы  их  знаний,  развивается  интерес  к  предмету.

При  организации  работы  в  парах,  я  не  только  учитываю  уровень  обученности  школьника,  но  и  личностный  фактор. Так,  например,   обучающиеся  III учебной  группы  Орехов  Виктор и  Костина  Оля работают в паре  и  выполняя задания, советуются  друг с другом,  Витя  проверяет задания у Оли, подскажет ей, где она сделала ошибку  и  как  ее исправить.  Хорошо  работают  ребята  и  в  сменных  парах  c  Синниковым  Артемом, и  Тулина  Полина, и  Калинкин Вова. Артем работает быстро, но он всегда решает задания  на  черновике,  сам  их  проверяет,  и  уже после  проверки  записывает  в  тетрадь.  Имея  навык  проверки,  Артему  не  составляет  труда проверить работу соседа, подсказать, в случае необходимости, правильное  решения  и  проверить  получившийся  результат.

Или,  Татарин  Маша обязательно проверит Славкина Сашу, так как  он,  из-за  своей рассеянности, торопливости и несобранности, может что-то перепутать, или  забыть  написать. А  Маше  очень  нравится  быть  главной  и  участвовать  в  любой  проверке. Лишь  учитывая  личностные  характеристики  детей  в  коллективных  формах  деятельности  можно  получить  положительный  результат.

При  выполнении  заданий  занимательного   характера  или проведении  дидактических  игр  или  уроков - конкурсов, уроков закрепления знаний,  таких как,  Математический  бой;  Математический  КВН;   Математический  ринг и  т. д.,   использование  коллективной  работы,  я  считаю,  просто  необходимо.

Таким  образом, использование  коллективных  форм  работы  на  уроках  математики  в  старших  классах специальной (коррекционной) школы, способствует  достижению личностных результатов, развитию  лидерских  качеств и организаторских способностей,  воспитанию  ответственности,  самодисциплины  и  повышению  речевой  активности  обучающихся  с  Умственной  Отстальстью.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Урок математики в 7 классе специальной коррекционной школы 8 вида "Сложение чисел, полученных при измерении"

В данном учебном материале представлен конспект урока математики в 7 классе школы 8 вида по теме "Сложение чисел, полученных при измерении". Это урок-путешествие в мир русской народной сказки "Гуси-ле...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы

Формирование коммуникативной компетенции через организацию коллективных форм работы на  уроках  математики в старших классах специальной (коррекционной) школы...

Урок математики в старших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида

Виды уроков математики определяются основными дидактическими целями, которые на них решаются. Обычно каждый урок преследует не одну, а несколько дидактических целей. Эти дидактические цели определяютс...