Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»
статья по теме

Буцына Елена Анатольевна

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sdorovesberezhenie_na_urokakh_matem.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках  математики в старших классах  специальной (коррекционной) школы»

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье школьников. По статистике 80% выпускников школ хронически больны, 70% имеют нервные и психические расстройства, и только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.  Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения должны соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний в сохранении собственного здоровья.

 Работая в школе, я постоянно ищу новые пути решения проблемы,  ухудшения здоровья детей, стараюсь придумывать креативные физминутки, упражнения для мышц глаз и хрусталика, включаю в урок игровые элементы предполагающие двигательную активность, составляю задачи на здоровьесберегающие темы, использую мозговой штурм, разрабатываю нестандартные уроки.

   Хочу более подробно рассказать о основных направлениях  в своей работе по здоровьесбережению на уроках математики:

 Направления работы по здоровьесбережению на уроках математики:

  1. режим смены динамических по;.
  2. креативные физминутки;
  3. упражнения для мышц глаз и хрусталика;
  4. игровые элементы, предполагающие двигательную активность;
  5. математические задачи-источник знаний о здоровье человек;.
  6. мозговой штурм;
  7. нестандартные уроки.

                              

Режим смены динамических поз

Режим смены динамических поз  (без использования специальной мебели — конторок) осуществляю следующим образом.  Периодически (ориентировочно через каждые 10–12 минут) перевожу детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся в положение «стоя» в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать детей при объяснении нового материала, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.

При этом сохраняется и укрепляется  телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

При устном счете также я использую мяч. Задавая пример, я бросаю мяч тому, кто будет отвечать. Ученик отвечает и бросает мяч обратно. Если же он не знает ответа на вопрос, то может бросить мяч желающим ответить. При такой организации устного счета сосредотачивается внимание каждого ученика, т.к. он должен не только поймать мяч, но и правильно ответить на вопрос. Результатами таких упражнений является не только активизация познавательной деятельности, но и развитие зрительно-моторной реакции, реакции на экстремальные ситуации.

Практический опыт убедил меня в главном: чем более продолжительное время дети занимаются в режиме "динамических поз", тем выше у них потребность к пребыванию в позе свободного стояния. В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.

Креативные физминутки

Гимнастика ума

Учитель показывает на примеры, если в ответе этого примера однозначное число, то дети поворачиваются друг к другу и обмениваются хлопками, если двузначное то приседают.

Подвижный пример

Учитель показывает пример. Дети каждое число и действие этого примера изображают движением.

Например

  12 + 3 = 15

1 – левая рука вверх, вниз

2 – правая рука вверх, вниз

+ -  хлопок

3 – поворот вправо, влево

= -  приседание

1 – левая рука вверх, вниз

5 – приседание

Движение по всем числам даётся заранее

Счёт по 2

2 – наклон влево

4 – наклон вправо

6 – наклон влево

8 – наклон вправо

и так далее

Счёт по 3

3 – плечи вперёд, спина круглая

6 – плечи назад, спина прямая

9 – плечи вперёд, спина круглая

12 – плечи назад, спина прямая

и так далее

           Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”.

«Шапка умника»

Инструкция:

Встать, надеть «шапку умника» и помассировать  ушные раковины. Начинаем массировать с мочек ушей и идём вверх, потом вниз, вверх и опять вниз. Теперь взялись за верхние краешки ушей и потянули их вниз, как будто надеваете «шапку умника».    

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнения для мышц глаз и хрусталика

Режим движения наглядного учебного материала используется для укрепления мышц глаза и хрусталика. Задания фиксируется на специально изготовленной ручной "держалке". Учитель показывает «держалку» сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от ученика, изменяя тем самым расстояние до текста, изменяется кривизна хрусталика, тренируются  мышцы глаза. С другой стороны, это прекрасный способ индивидуальной работы с ребенком, что является одной из форм дифференцированного обучения.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

 Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении;

6) зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их;

7) поглаживай в течении 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев;

8) вытяни вперёд руку, следи пальцем за ногтём пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно;

9) посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

 Игровые элементы, предполагающие двигательную активность

Для повышения двигательной активности используются игровые элементы урока, включающие двигательную активность. При этом ученики должны «собрать» условие задания, которое по частям находится вокруг них, совершая повороты

головы, туловища, что повышает не только физическую активность детей на уроках, но и эффективность учебно-познавательного процесса.

Пример:  Фруктовый сад имеет форму квадрата, сторона которого … . Третью часть всей площади сада занимают грушевые деревья, а остальную площадь – яблони. С каждого ара получили … яблок. Сколько килограммов яблок собрали в саду?

Дополнения к условию задачи развешены на стенах, и ученики должны их найти:

        

   

       90 м

      360 кг


\        Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

 Дидактические игры – творческие, развивающие и обучающие. Например: подсказать правильное действие или решение задания только руками (или другими частями тела), не употребляя слов.

При отгадывании математических пословиц и поговорок  я использую пантомиму. Ребята из одной команды показывают математическую  поговорку или пословицу при помощи пантомимы, а из другой должны  её отгадать.

Математические задачи – источник знаний о здоровье человека                         Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.

На уроках математики использую устные и письменные задачи, упражнения. Однако их необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и учащиеся. Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”.

Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников вопросами устройства своего тела, а учитель комментариями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний. Важно решать задания на фактическом материале, использовать графические иллюстрации, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни. Приведу примеры таких задач:

Задача №1.  

На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько всего вредных веществ содержит одна сигарета?                                                      

Задача №2.  

         При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда

Задача №3.

 Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 4/24 часть суток – чтение умных книг; 9/24 часть суток – совершение добрых дел; 2/24 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 6/24 часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план?

Комментарий учителя: правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон.  Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе и, конечно же, правильно и по режиму питаться. Сядьте по группам и составьте реальное расписание на сутки для Незнайки. 

Задача №4. 

 Заботящийся о своем здоровье пятиклассник должен  правильно питаться. В день можно съедать не боле 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5 кг; масла (сливочного и растительного) -1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день пятиклассник?

Комментарий учителя: Лучше всего использовать в рационе хлеб грубого помола, в нем больше полезных веществ. Сладостей можно съедать 80 – 100 г., причем сюда входит и сахар, и пирожные и фрукты.

Мозговой штурм

Далеко не всем детям с ОВЗ легко даётся математика. Отсюда возникновение стрессов. Одним из методов по предотвращению стрессов является мозговой штурм. При мозговом штурме ребёнок не боится отвечать, зная, что за неправильный ответ его никто не осудит. Дети легко и активно работают в группах, получая при этом много положительных эмоций. Мозговой штурм я использую для составления условий задач по краткой записи, во время устных опросов, особенно когда повторяется давно изученный материал, при индивидуальной работе, если ребёнок не может справиться с заданием самостоятельно.

Нестандартные уроки

Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом и как следствие снижается утомляемость.

В своей практике я использую разные виды нестандартных уроков:

- уроки сказки;

- уроки состязания;

- уроки путешествия;

- уроки игры.

Заключение.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью учащихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего  здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

Практика работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

В заключении хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.