Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»
статья по биологии

Герус Екатерина Александровна
В данной статье рассматривается актуальность использования 
здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные 
факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится статистика по 
динамике заболеваний детей в разные периоды школьной жизни. В статье 
описываются традиционные и авторские методики и приёмы, такие как: 
элементы поверхностной медитации в пятиминутках отдыха на уроке, развитие 
мелкой моторики школьников разных возрастов, техника оригами, а также 
креативные физкультминутки по изучаемому материал. Эффективность 
методик аргументируется и обосновывается

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.8

«Здоровьесберегающие технологии в средней школе: авторские приёмы
и нетрадиционное использование классических технологий на уроках биологии»

Автор: Герус Екатерина Александровна,

учитель биологии 1 категории

ГБОУ лицея №40 Приморского района города Санкт-Петербурга

e-mail: katrinkadr@mail.ru

«Health-saving technologies at the secondary school: copyright methods and alternative using of traditional technologies in biology lessons»

Gerus Ekaterina Aleksandrovna, biology teacher of the 1st qualification category

State-funded budget educational institution “Lyceum №40”, Primorskiy district, St.Petersburg

Аннотация: В данной статье рассматривается актуальность использования здоровьесберегающих технологий в средней школе, описываются школьные факторы риска, влияющие на здоровье школьников. Приводится статистика по динамике заболеваний детей в разные периоды школьной жизни. В статье описываются традиционные и авторские методики и приёмы, такие как: элементы поверхностной медитации в пятиминутках отдыха на уроке, развитие мелкой моторики школьников разных возрастов, техника оригами, а также креативные физкультминутки по изучаемому материал. Эффективность методик аргументируется и обосновывается.

Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, здоровье, образовательный процесс, факторы, методики, приёмы.

Одной из ключевых задач в деятельности педагогов является укрепление, а также сохранение здоровья учащихся в силу того, что сохранение физического и нравственного здоровья является наиболее важной задачей любого образовательного учреждения. Т. И. Шамова и Т. М. Давыденко отмечают, что функция сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе имеет основополагающее значение еще и потому, что в ней обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья [1]. Этот вывод, безусловно, имеет отношение к каждой общеобразовательной школе, дошкольным учреждениям, а также к учреждениям дополнительного образования. Стоит отметить, что на детей непрерывно воздействует множество факторов, многие из которых способны нанести значительный  физический
и психологический ущерб. Наравне с неблагоприятным влиянием экологических факторов на молодое поколение, нельзя отрицать влияние
и факторов, имеющих место быть в общеобразовательных учреждениях.
За период обучения с 1 по 9 класс число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Так число близоруких детей увеличивается с 3% до 50%, с нарушениями осанки до 65%, а с нервно-психическими расстройствами с 15% до 45%. Согласно статистке, именно в школьный период у каждого второго ученика возникают хронические заболевания, и по итогу, практически здоровыми выпускается лишь около 20% учащихся [2].
 

Выделяют несколько школьных факторов (школьные факторы риска — ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, их можно проранжировать по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика.

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным
и функциональным возможностям школьников.

4. Нерациональная организация учебной деятельности.

5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны
и укрепления здоровья.

6. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья
и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).

Воздействие школьных факторов риска усугубляется тем, что они действуют комплексно и практически постоянно в течение 11 лет. Поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико. Кроме того, негативные влияния ШФР приходятся
на наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям период интенсивного роста и развития организма ребенка. Важно также отметить, что воздействие на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если такое влияние воспринимается как неизбежное, неуправляемое, неизменное. Это в большой мере относится к комплексу школьных факторов риска, которые ребенок не в силах изменить, минимизировать или исключить.

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится
к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку
на органы ребенка. Эти факторы влияют на утомление учащихся. Добавим сюда неизбежные рабочие стрессы. Одним из эффективных методов снятия стресса уже многие столетия является медитация. Используя на уроках элементы глубокого расслабления, можно добиться повышения уровня серотонина и снижения уровня адреналина, снятия нейрогенных мышечных зажимов, улучшить навыки самоконтроля. Также доказано, что медитация повышает функцию иммунной системы, помогает при сердечно сосудистых
и хронических заболеваниях [3].Практика использования подобных методик уже дает свои результаты: в 2007 году в одном из районов Сан-Франциско ввели пробный «Тихий час», во время которого ученики медитировали. Результаты были очевидны: уровень тревожности у учеников снизился, успеваемость по математике улучшилась на 40,7%, по английскому на 36,8%, прекратились драки и дети стал реже пропускать уроки. Бесспорно, не каждое образовательное учреждение имеет возможность ввести в ежедневное расписание подобные уроки, но если учителя смогут посвятить этому 5 минут на уроке, можно ожидать положительные результаты.

В дошкольном образовании и начальной школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, в средней и старшей школе этим действиям уделяется всё меньше внимания. В чем необходимость развития моторики не только у малышей, но и у подростков и взрослых?  Дело в том, что речевой и моторный центр находятся рядом в головном мозге. Когда мы тренируем моторику, речевой центр развивается вместе с ней [4]. На уроках биологии развивать мелкую моторику можно различными способами.
Не только маленькие дети радуются работе с пластилином или глиной для лепки. Старшеклассники приходят в восторг, когда им предлагают смоделировать определенный биологический объект из этих материалов. Также способствует развитию моторики и техника оригами. Наиболее удачно привязываются действия в сгибании бумаги с порядком элементов урока: после выхода на тему один сгиб, после постановки проблемного вопроса – второй. Таким образом, в конце урока мы получаем результат работы в виде тематической модели оригами (например, на уроке по изучению многообразию птиц - бумажного попугая).

Физкультминутки, дыхательная и зрительная гимнастика являются традиционными здоровьесберегающими элементами урока. Но если связать эти технологии с темой занятия, можно добиться двойного эффекта: усвоение материала через понимание и запоминание, подкреплённое яркими эмоциями
и получить положительный результат от выполнения упражнения.
Пример: «танец сердца». Сердце человека имеет 4 камеры: 2 предсердия
и 2 желудочка. Учащийся встает и использует руки, ноги для изображения биения сердца. Руки играют роль предсердий, ноги - желудочков. Можно изобразить наполняемость камеры сердца волной или сжиманием кулака, это зависит от фантазии педагога. Ритмичное, постоянное чередование фаз систолы
и диастолы обеспечит интенсивность танца и позволит разобрать тему строения и работы сердца человека.

Таким образом, используя на уроках не только традиционные формы здоровьесберегающих технологий, а комбинируя и видоизменяя их, можно не только сохранить физическое и нравственное здоровье школьников, но и добиться определенных образовательных результатов. Сотворчество педагогов между собой при разработке отдельных элементов и приёмов здоровьесбережения также повышает эффективность образовательного процесса. Качественное использование элементов здоровьесберегающих технологий улучшает когнитивные способности учащихся, а также поддерживает физическое здоровье детей.

Список используемой литературы

  1. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко,
    Г.Н. Шибанова. – Издательский центр «Академия», 2008. – 12с.
  2.  Казин Э.М., Блинова Н.Г.,Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию/
    Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А.Литвинова. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
  3. Аякова Ж.А. Медиативный буддизм в США / Ж.А. Аякова. – Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, 2015. – 182 с.
  4. Челышева А.Я. Развитие мелкой моторики у детей младшего подросткового возраста / А.Я. Челышева. – Психология и педагогика: методики и проблемы практического применения, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"

В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...

Статья на тему: " Особенности применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе."

В статье рассмотрены примеры особенностей применения принципа проблемного обучения на уроках технологии в средней школе. Рассмотрены некоторые ситуации на примере проведения уроков....

Здоровьесберегающая технология в средней школе на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются  способы применение здоровьесберегающей технологии на уроках английского языка  в средней школе....