Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"
статья по английскому языку

В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных технологий в воспитании культуры здоровья школьников на уроках английского языка.
Ключевые слова: школьник, культура здоровья, уроки английского языка, здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx260.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка

Введение

В наше время ни у кого не вызывает сомнений, что физическая активность и культура здоровья  являются необходимыми условиями сохранения здоровья школьников. Дело в том, что организм детей запрограммирован на определенный объем мышечной активности, ведь движение - это основное проявление жизнедеятельности, на основе которого школьники  обеспечивают реализацию индивидуальных и социальных программ своего функционирования.

С работой опорно-двигательного аппарата функционально тесно связана деятельность регулирующих систем организма, то есть нервной и эндокринной, а также систем, осуществляющих пластическое и энергетическое обеспечение (сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная). Таким образом, достаточная двигательная активность является необходимым условием сохранения здорового состояния внутренних органов и организма в целом.

Между тем объем мышечной активности детей  в течение последних десятилетий значительно сократился, а расширение применения умственного труда за счет сокращения объема физической привело к появлению целого ряда распространенных неинфекционных заболеваний, имеющих характер эпидемии (ИБС, гипертоническая болезнь, атеросклероз, сосудистые заболевания мозга, сахарный диабет и т.д.). Причем под негативное влияние гиподинамии человек попадает сейчас уже в молодом возрасте - происходит «омоложение» этих болезней.

Если в результате гиподинамии мы теряем здоровье, поэтому ничего удивительного, что оно возвращается к нам, когда мы тоже возвращаемся к необходимому нам уровню физической активности. Значительно целесообразнее предотвратить болезни, придерживаясь режима регулярных физических нагрузок. А для этого нужна сознательная мотивация к физической активности.

Методы и организация исследования

Для формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка  предлагается использовать  индивидуальные и групповые методы и приемы. Ученики, которые временно освобождены от выполнения физических нагрузки по состоянию здоровья, выполняют письменные задания: техника выполнения упражнений, тестовые задания, кроссворды, готовят презентации на английском языке о правилах здорового образа жизни.

Цель всех здоровье сберегающих образовательных технологий - сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить их использовать полученные знания в повседневной жизни.

Процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики состоит из трех этапов, которые отличаются друг от друга как специфическими задачами, так и особенностями методики.

I этап - первоначальное ознакомление с основными понятиями и представлениями.

II этап - углубленное изучение.

III этап - закрепление знаний, умений и навыков сохранения и укрепления здоровья и их дальнейшего совершенствования.

Задача каждого из указанных этапов решается как одновременно, так и последовательно, поскольку они все тесно взаимосвязаны.

Важным элементом методики формирования культуры здоровья школьников на уроках английского языка является проведение физкультминуток. На уроках - это физкультминутки, в перерывах - подвижные игры. Физкультминутки  также направляются на активизацию двигательной активности и популяризацию активного здорового образа жизни и спорта среди школьников среднего возраста.

Школьники  13 - 14 лет особенно нуждаются в двигательной активности. Они растут, развевающиеся им трудно высидеть  целый урок, не двигаясь они быстро устают. Поэтому надо так планировать свой урок, чтобы было время для физкультминутки.

На уроках английского языка в  6  классах проведения физкульминуток – разминок с помощью игр помогает бороться против нарушения осанки и зрения, активизирует  память, увеличивает умственную  работоспособность, и в целом формируют навыки культуры здоровья.  Кроме того физкультминутки развивают навыки речи, обогащают словарный запас, поддерживают интерес учащихся к изучению английского языка.

Физкультминутки стимулируют учебную деятельность учащихся, развивают фантазию и воображение, внимание, память, пластичность движений, снимают скованность. Это является важным средством самовыражения: учитель может лучше узнать своих учеников, их организаторские, творческие способности, физические возможности; благодаря этому устанавливается более тесный контакт между педагогом и ребенком, между детьми в коллективе.

Традиционными должны стать  спортивные праздники, а также спортивные соревнования по различным видам спорта между классами. Ежегодно в сентябре и мае на уроке английского языка проводить «Health day» («День здоровья») с использованием при проведении эстафет навыков сформированных при изучении модуля «Легкая атлетика», спортивные соревнования – «Come on guys!» («Ну-ка, ребята!»), «Mom, Dad, I - we are a sports family» («Мама, папа, я - спортивная мы семья»), «Sport - is life»  («Спорт - это жизнь») проводить с использованием навыков сложившихся в модулях «Спортивные игры» и «Гимнастика». Ежегодно проводить спортивный праздник «Be healthy»  («Здоровым будь»). К нему следует привлекать не только школьников, а и их семьи и учителя.

Диагностика исходного уровня культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста

Для диагностики исходного уровня культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста нами был проведено анкетирование  и педагогическое наблюдение среди учащихся среднего школьного возраста.

Гипотезу составило предположение того, что здоровый образ жизни школьников среднего возраста представляет собой системное качество их индивидуальности, характеризуется многоуровневой организацией и возможностью разноплановых изменений под влиянием учебных и коррекционных программ с использованием средств физкультуры и спорта. Достичь эффективности формирования культуры здоровья школьников общеобразовательной школы возможно благодаря целенаправленному предоставлению информации об организме человека и его здоровья, побуждение каждого ученика к самооздоровлению и самовоспитанию, использование средств физической культуры и спорта.

Диагностика исходного состояния проводилась на уроках английского языка.

Выборка исследования составила – 45 человек.

В исследовании участвовало три  класса школьников из 6 классов в общем количестве - 45 человек.

Возраст учащихся – 13-14 лет.

Обучающие, принявшие участие в диагностике примерно равны по половым и возрастным показателям.

Диагностика показателей культуры здоровья школьников проводилась с целью получения информации, необходимой для осуществления обоснованной деятельности, направленной на создание оптимальной среды формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса.

- «Осознание школьниками ценности здоровья».  Осознание ценности здоровья – сбалансированность субъективной оценки школьниками собственного состояния и его роль в жизнедеятельности. При исследовании обращается внимание на внутриличностные условия: систему потребностей, индивидуальные характеристики, усвоенные нормы, эталоны и ценности. Установлено, что ценность здоровья напрямую зависит от социально-демографических факторов: пол, возраст, социально-экономическое положение, уровень образования.

- «Гармоничность образа жизни школьников». Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся самим обучающимся или совместно с опытным педагогом системы жизненного функционирования, позволяющая поддерживать соматическое, физическое, психическое, социальное и духовное-нравственное здоровье и успешно реализовывать свое жизненное предназначение.

- «Владение культурными нормами в сфере здоровья».  Сформированность представлений о здоровье, усвоение знаний и применение в жизнедеятельности умений и навыков ведения здорового образа жизни.

В ходе проведения исследований по указанным направлениям были получены следующие результаты:

Уровень культуры здоровья школьников

Показатели культуры здоровья

школьников

Уровень культуры здоровья школьников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.Осознание школьниками ценности

здоровья

10

17

18

2.Гармоничность образа жизни

школьников

5

15

15

3.Владение культурными нормами в сфере

здоровья

7

13

15

 Уровень осознания школьниками ценности здоровья, в чел.

Представленные данные показывают, что у  школьников среднего возраста  слабо сформированы представления о ценности здоровья.

Не все школьники  проявляют интерес к своему здоровью:

1) 35 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное»;

2) 5 % учащихся – «не очень хорошее»

3) 60 % учащихся – «удовлетворительное».

Хотя 55 % учащихся жалуются на какие-то болезни (болит голова, ноги, живот, простуда), 30 % учащихся чувствуют всегда усталость после уроков.

Утреннюю зарядку выполняют только 25 % учащихся.

К занятиям на уроках физкультуры, учащиеся относятся положительно: 75 % учащихся занимаются «с полной отдачей», 45 % учащихся ходят в секции.

Рис.2.4. Уровень гармоничности образа жизни школьников, в чел.

Уровень гармоничности образа жизни школьников находится на низком уровне. Тем не менее,  большинство учащихся склонны придерживаться ведущих принципов здорового образа жизни, сохранять свое здоровье, но делают это не всегда последовательно и не постоянно:  5 % учащихся делают по утрам зарядку;  55 % учащихся – иногда; 20 % учащихся не делают ее совсем;  режим дня соблюдают 20% учащихся не всегда.

Режим дня соблюдают только 55% учащихся.

25% учащихся не могли определить правильность своего питания.

Все учащиеся смогли написать некоторые правила сохранения своего здоровья.

Рис.2.5. Уровень владения культурными нормами в сфере здоровья, в чел.

Можно сделать вывод, что обучающиеся отличаются частичным пониманием важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическим овладением практическими навыками сохранения и созидания здоровья, стремлением к физическому самосовершенствованию, нестабильной готовностью к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья, нерегулярным участием в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Было установлено, что 44,3% учащихся имеют низкий уровень культуры здоровья и переоценивают резервные возможности своего организма. В связи с этим распространяется заболеваемость среди учеников 6 классов. Мы провели анализ заболеваемости школьников 6 классов и обнаружили, что 48% детей обращаются за помощью к врачам более 2-х раз в год. 15% респондентов - обращаются каждый месяц. Такие факты свидетельствуют о низком уровне культуры детей и несформированности здорового образа жизни, низкую мотивацию к самовоспитанию и оздоровлению.

Основная часть школьников  считает, что основа здорового образа жизни - это отсутствие вредных привычек, утренняя гимнастика, рациональное питание. Больше ничего не упоминалось. Детям было трудно ответить на следующие вопросы: в чем суть рационального питания, такое оздоровления; возможные последствия могут быть при несоблюдении здорового образа жизни. Многие дети понимают возможные последствия, но не стремятся принять меры. Они мотивируют это тем, что является нехватка времени, нежелание заниматься этим.

Для определения уровня физической активности была изучена документация на каждого ученика. Интересовало, сколько школьников из 6 классов занимаются в основном, специальной и подготовительной группах, из них еще дополнительно занимается спортом. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику в зависимости от имеющихся заболеваний и возможен ли он вообще. В результате исследования выяснилось, что индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет какое - либо заболевание, не всегда возможен. Ведь более 80% учащихся 6-х классов занимаются в основной группе и имеют различные нарушения состояния здоровья.

В результате был сделан анализ и оценен  уровень сформированности культуры здоровья каждого ученика в целом. Было установлено, что не все дети имеют одинаковый уровень культуры здоровья. В 6-м «А» классе преобладает низкий уровень - 45,5%, в 6 «Б» класс - 40,8%, в 6 «В» - 30%.

Таким образом, результаты исследования дали все основания утверждать, что невысокий уровень культуры здоровья учащихся объясняется как объективными, так и субъективными факторами:

1. Несмотря на то, что система образования в школе ориентирована на становление физически, психически и нравственно здоровой личности, систематическая работа по развитию творческой активности, привитие учащимся навыков самостоятельной работы по коррекции своего здоровья не производится.

2. В учебном процессе школы не имеет единой педагогической системы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.

3. Не разрабатываются и не используются наиболее оптимальные формы, методы и средства педагогического воздействия, способствующие выработке у учащихся потребности в сознательном же оздоровлении.

Полученные результаты констатирующего этапа позволяют сделать вывод о том, что уровень развития культуры здоровья  у школьников средний, об их слабой готовности вести здоровый образ жизни.

В соответствии с выводами, сделанными на этапе констатирующего эксперимента, спланировали, организовали и провели формирующий этап эксперимента.

Анализ результативности экспериментальной методики формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка

Для анализа эффективности экспериментальной  методики формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка нами было проведено повторное исследование.

В ходе проведения повторной диагностики   были получены следующие результаты:

Уровень культуры здоровья школьников

Показатели культуры здоровья

школьников

Уровень культуры здоровья школьников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.Осознание школьниками ценности

здоровья

14

24

7

2.Гармоничность образа жизни

школьников

10

29

6

3.Владение культурными нормами в сфере

здоровья

13

24

8

 Уровень осознания школьниками ценности здоровья, в чел.

Представленные данные показывают, что у  школьников среднего возраста  слабо сформированы представления о ценности здоровья. Из данных рис.2.6. видно, что уровень осознания школьниками ценности здоровья повысился (высокий уровень – 14 школьников, средний уровень – 24 школьников, и низкий уровень остался у 7 школьников).

 Уровень гармоничности образа жизни школьников, в чел.

Высокий уровень гармоничности образа жизни школьников увеличился  на 11%, средний уровень гармоничности образа жизни школьников увеличился на 31%,а низкий уровень снизился на 20%.

Уровень владения культурными нормами в сфере здоровья, в чел.

Уровни владения культурными нормами в сфере здоровья изменились следующим образом: высокий уровень увеличился у 13% школьников; средний уровень владения культурными нормами в сфере здоровья увеличился на  24,5%; при этом низкий уровень уменьшился на 15,5%.  

Диаграмма представлений учащихся о своем здоровье, соблюдения здорового образа жизни (до и после эксперимента)

Анализ результатов формирующего этапа эксперимента показал эффективность экспериментальной методики формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка. Это прослеживается в положительной динамике уровня сформированности каждого из компонентов.

В начале экспериментальной работы количество школьников  высокого уровня культуры здоровья составляла  - 19,4%, низкого  - 44,3%, среднего - 36,3%. По окончании экспериментальной работы количество школьников  по уровням сформированности культуры здоровья изменилась следующим образом: высокий - 38,1%, средний  - 51,1%, низкий - 10,8%. По результатам экспериментальной работы количество школьников  с высоким и средним уровнем готовности к развитию здоровьесберегательной  компетентности достигает - 89,2%.

Это свидетельствует об эффективности предложенной методики. Применение методики формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка   оценен участниками учебно-воспитательного процесса положительно.

Полученные результаты позволяют констатировать, что повышение уровня культуры здоровья школьников положительно отражается на: состоянии их физического, психического, духовного и социального здоровья; соблюдении ими здорового образа жизни; повышение работоспособности. Последствия этого прослеживаются в улучшение качества образования.

Результаты исследования свидетельствуют, что в предложенной методике выбранные подсистемы являются достаточными и оптимально соединенными для формирования культуры здоровья школьников. Они расширяют утверждение по организации здоровьесберегательной  деятельности путем объединения всех  направлений работы.

Также подтверждается  важность значения здоровьесберегающих технологий в решении проблем сохранения и укрепления здоровья учащихся в условиях современного образования.

Педагогическое осмысление проблемы управления организацией учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся позволяет создать особую образовательную среду. В таком случае процесс формирования у воспитанников положительной устойчивой индивидуальной картины здоровья становится необходимым условием их жизнеспособности. Только в этом случае произойдет преобразование культуротворческого символа «здоровье» в смысл жизни учащихся.

В перспективе дальнейших исследований представляется совершенствование формирования индивидуальной картины здоровья по следующим характеристикам:

• высокий общий уровень сознания собственной жизни;

• преимущество ценностной регуляции над потребительской;

• локализация ведущих смысловых ориентиров в будущем и восприятие своей жизни в настоящем как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом.


Заключение

Формирование ценностной мотивации личности к здоровому образу жизни, воспитание здорового человека - процесс достаточно сложный и противоречивый. На него оказывают влияние условия развития государства, общественное мнение, то есть чаще всего те факторы, которые не зависят от школы. Ориентация и состояние семейного воспитания не всегда помогают нам в этой работе. И конечно, решение проблемы сохранения здоровья школьников требует плотной внимание всех заинтересованных в этом: педагогов, медиков, родителей, представителей общественности. Однако особое место и ответственность с оздоровительной деятельности отводится образовательной системе, которая должна и имеет все возможности для того, чтобы сделать образовательный процесс здоровье сохраняющим, и в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.

Физкультурно-оздоровительная технология представляет собой рациональный способ целенаправленного взаимодействия участников педагогического процесса, в основу которого положены разновидности двигательной деятельности, направленные на получение максимально возможного оздоровительного эффекта, реализацию потребности школьников в движении, здоровье и бережном отношении к нему через сознательное регулирование физической активности.

            К школьникам среднего возраста  следует быть особенно внимательным, поскольку именно в этом возрасте (в стенах школы) закладывается фундамент, основы культуры здоровья учащихся. В указанном возрасте ребенок плохо воспринимает сухую научную информацию, которая основывается на наличии определенных фактов или закономерностей. Поэтому крайне важно, чтобы для младших школьников информация по вопросам укрепления и сохранения здоровья была интересной, доступной и убеждающей. Чтобы школьникам среднего возраста было интересно при формировании культуры здоровья на уроках физкультуры рекомендуется: формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений, в частности, скорости и выносливости; повышение функциональных возможностей мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма; формирование потребности в общении со своими сверстниками и воспитанию взаимоуважения между соперниками;  ориентированию школьников на здоровый образ жизни;  воспитанию решительности, выдержки, ловкости, смелости, сообразительности и других положительных черт характера.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев  С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ, 2015. - 780 c.
  2. Барчуков  И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2015. - 431 c.
  3. Бордовская  Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
  4. Борытко Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. - 352 c.
  5. Бумбошкин В.М. Физическая культура и спорт: современная интерпретация// Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 15. - С. 100-102.
  6. Дианов Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - М.: КноРус, 2015. - 184 c.
  7. Жуков  Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
  8. Загвязинский  В.И. Педагогика: Учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
  9. Каинов А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2016. - 171 c.
  10. Кирияк С.А. Педагогические условия эффективности применения учебных программ по физической культуре в общеобразовательной школе// Проблемы и перспективы развития образования в России. 2017. № 21. - С. 94-97.
  11. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2015. - 252 c.
  12. Малышкин А.Н. Пути развития активной мотивации у учащихся общеобразовательной школы к занятиям физической культурой// Научно-спортивный вестник. 2016. № 4 (24). С. 133-135.
  13. Муллер  А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
  14. Официальный веб-сайт Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.whogis.com/ru (дата обращения: 30.04.2019).
  15. Официальный веб-сайт Министерства Здравоохранения РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.rosminzdrav.ru (дата обращения: 30.04.2019).
  16. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
  17. Педагогика физической культуры. Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. Неверковича С.Д.. - М.: Academia, 2017. - 400 c.
  18. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред.Тряпицыной .П.. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
  19. Попов А.В.  Формирование у школьников ценностного отношения к здоровью на уроках физической культуры//В сборнике: Современные педагогические технологии в организации образовательного пространства региона сборник материалов Областной научно-практической конференции. 2018. - С. 246-249.
  20. Садыкова С.В., Зотова Ф.Р. Формирование активно-положительного отношения к физической культуре у учащихся инновационных школ//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 5. - С. 32-33.
  21. Седова  Н. Е. Основы практической педагогики / Н.Е. Седова. - М.: Сфера, 2015. - 192 c.
  22. Ткачева Ю.В. Особенности и проблемы воспитания культуры здоровья школьников//В сборнике: Изучение человека: проблемы, поиски, решения Материалы Международной научной конференции. 2017. - С. 84-86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка, как один из путей формирования познавательного интереса учащегося

Игра – это свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество....

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры

работработа имеет практическое значение для  учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый о...

Сорокина Г.В., учитель английского языка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ"

Сорокина Г.В., учитель английского языкаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ Образование сегодня является важнейшей ...

Влияние закаливающих процедур на повышение уровня здоровья учащихся среднего школьного возраста

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и, в связи с этим, рассмотрения возможности использования естественных сил природы в физ...