ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ
статья по физкультуре на тему

Швыдкая Наталья Станиславовна

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый образ жизни с применением современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый образ жизни с помощью применения современных информационных технологий.

Ключевые слова: ценностные ориентации, физическое воспитание в школе, информационные технологии.

Введение. В последнее время, все чаще наблюдается необходимость модернизации традиционной системы  школьного физкультурного  образования, которая не отвечает современным реалиям. Одной из  важнейших задач совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в школе является повышение заинтересованности обучающихся, усиление мотивации, а также обеспечение реального индивидуального подхода. Решить данную проблему возможно с помощью активного внедрения в учебный процесс по физической культуре в общеобразовательной школе информационных технологий.[2, 3].

В настоящее время компьютерные технологии прочно входят в область физической культуры и спорта. В пользу средств ИКТ говорят широкие возможности их использования: индивидуализация процесса обучения, интерактивность, наглядность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализации самостоятельного обучения, доступность, что в конечном итоге сказывается на повышении интереса обучающихся, быстроте и качестве усвоения материала.[1].

Мультимедийные средства обучения являются одним из важных факторов повышения качества обучения. Создаются комплексы информационного обеспечения учебных дисциплин с мультимедийными и сетевыми составляющими, позволяющие вариативно использовать учебные материалы для различных форм учебного процесса. [1].

Таким образом, актуальность разрабатываемой нами проблемы обуславливается, прежде всего, необходимостью теории и методики школьного физкультурного образования в научно-обоснованных рекомендациях по формированию ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой. Это свидетельствует о необходимости проведения экспериментальных исследований, определяющих содержание и направленность учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе по формированию ценностного отношения к занятиям физической культурой с помощью информационных технологий.

Методы и организация исследования. Для проведения эксперимента было сформировано две группы по 25 человек: 5а класс – контрольная группа, 5б класс – экспериментальная. В экспериментальной группе занятия по физической культуре проводились по общепринятой методике, но с применением средств ИКТ. В содержание контрольной группы информационные технологии не использовались. Место, условия проведения занятий физической культурой и спортивное оборудование в обеих группах были одинаковыми.

В начале и конце эксперимента было проведено анкетирование по выявлению сформированности мотивации к занятиям физической культурой, медико-биологическая оценка, тестирование физической подготовленности.

1.Анкета «Оценка личностной мотивации к занятиям физической культурой». Испытуемым предлагалось ответить на 10 вопросов, ответы на которые дают четкое представление о том, сформирована ли мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся.

2.Медико-биологическая оценка заключалась в измерении росто-весовых показателей, в определении функционального состояния сердечно-сосудистой системы по индексу Руфье, показателей жизненной емкости легких.

3.Тестирование физической подготовленности. Данное тестирование включало в себя определение уровня развития физических качеств: выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, гибкости, координации. Оценка уровня развития физических качеств учащихся осуществлялась с помощью средств общей физической подготовки: 6-ти минутного бега, пробегания 30-ти метровой дистанции, челночного бега, прыжка в длину с места, наклона вперед из седа ноги врозь.

Собранный в процессе исследования фактический материал был обработан с помощью общепринятых методов математической статистики (Буллер В.К., 1982, Железняк Ю.Д., Петров П.К., 2002, Демьяненко Ю.К., 2006).

Результаты исследования. Анализ результатов анкетного опроса  на начальном этапе эксперимента показал довольно низкий уровень сформированности ценностного отношения к занятиям физической культурой у всех испытуемых. Было выявлено, что у 74% учащихся не сформировано положительное отношение к занятиям физической культурой, интерес к физической культуре не проявился до настоящего времени. 71% учащихся не посещают спортивные секции.

По данным проведенного анкетирования к основной группе здоровья относится 59% обучающихся; к подготовительной – 31%; специальной медицинской группе – 2%; полностью освобождены от уроков физической культуры – 8%.

Проведенное исследование показало, что 21% опрошенных болеет в течение года до 2-х месяцев; до 1-го месяца – 61%; до 2-х недель – 18%.

С помощью данной анкеты мы выяснили причины, которые в большей степени препятствуют участию школьников в физкультурно-спортивной деятельности в свободное время. Первый блок это причины организационного характера, анализ ответов дает возможность утверждать, что основными являются: плохие условия для занятий физической культурой – 29%; нехватка свободного времени – 24%; неудовлетворительная организация спортивных мероприятий – 20%; однообразные формы проведения занятий – 23%.

Анализируя второй блок причин материального характера, которые выражаются в качестве спортивного оборудования, в достаточном его количестве для занимающихся,  позволил выявить следующие обстоятельства: большинство опрошенных считают, что материальные трудности не являются причиной отказа от занятий физкультурно-спортивной деятельностью (78%); 47% сказали о том, что без хорошего оборудования и инвентаря физкультурная деятельность не возможна.

Исследуя субъективно-личностные причины, препятствующие учащимся среднего школьного возраста активно участвовать в физкультурно-спортивной деятельности можно сделать выводы, что у 74% опрошенных не сформирована потребность в занятиях физической культурой, а у 12% - нет уверенности в необходимости занятий.

Анализ функционально-оздоровительных причин, которые мешают опрошенным школьникам заниматься физической культурой показал, что учащиеся среднего школьного возраста не видят необходимости заниматься физической культурой в связи с отсутствием у них четких представлений об оздоровительном эффекте занятий и возможности снимать умственное и психологическое перенапряжение средствами физической культуры.

Если в школе уроки физкультуры являются обязательными и учащиеся должны их посещать, то с самостоятельными занятиями оздоровительной физической культурой и спортом складывается куда более неприятная ситуация: 60% опрошенных не уделяют времени самостоятельным занятиям, а 21% - уделяют мало (изредка делают утреннюю зарядку). Это говорит о несформированности мотивации к физической культуре и спорту.

86% опрошенных школьников не осознают важность физической культуры для реализации дальнейших жизненных планов; 65% - считают, что занятия физической культурой мешают им в процессе обучения; 69% - ответили, что закончив школу никогда не будут заниматься физической культурой, а 25% - может быть иногда.

Таким образом, результаты проведенного анкетирования дают возможность сделать вывод о том, что  у 74% опрошенных учащихся среднего школьного возраста ценностное отношение к занятиям физической культурой не сформировано.

Исследование функционального состояния по индексу Руфье  в обеих группах показало, что у 57% испытуемых состояние показателей сердечной деятельности находится на недостаточном уровне.

Анализ результатов тестирования уровня физической подготовленности на начальном этапе эксперимента показал низкий уровень развития физических качеств, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

Анализ результатов полученных в конце эксперимента показал, что уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой у учащихся экспериментальной группы значительно выше, чем в контрольной. Анализ результатов тестирования физического развития выявил, что в экспериментальной группе произошли достоверные сдвиги в исследуемых параметрах.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что применение информационных технологий в учебном процессе по физической культуре, в урочной и внеурочной деятельности, позволяет значительно улучшить сформированность ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой и как следствие улучшить показатели физической подготовленности.

Литература:

  1. Булгакова, Н.Ж. Эффективность применения мультимедийного лекционного курса по плаванию (курс-минимум) в вузе физической культуры / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Табакова, Т.Н. Павлова, С.Н. Морозов, С.М. Никитина, И.Ю. Родзинский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. - №4. – С.59 – 61
  2. Бочкарев, М.Ю. Система педагогических информационно-развивающих технологий единого профессионально-ориентированного процесса обучения / М.Ю. Бочкарев, В.В. Ильин // Информатика и образование. – 2005. - №10. – С. 95 – 96.
  3. Зайцева, В.В. Компьютерная модель индивидуального подхода в физическом воспитании на основе учета типа морфофункциональной конституции//Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде(стенды, тренажеры, имитаторы). М., 1999, с. 162-165.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста...

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"

Выпускная квалификационная работа на тему: " Воспитание двигательно-координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры"...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)

Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...