Проблема формирования учебно-познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО
материал по изобразительному искусству (изо)
Проблема формирования учебно- познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО (Выступление на педагогическом совете школы)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧОУ Православная школа «Косинская» 2024 год
Выступление на педагогическом совете школы
Подготовила учитель ИЗО и технологии Кузьмина Е.В.
Проблема формирования учебно-познавательного интереса учащихся младшего школьного возраста в процессе использования игровых технологий на уроках ИЗО
Познавательные интересы оказывают значимое влияние на общее развитие ребенка. Они побуждают его стремление к самостоятельному расширению знаниевого компонента в той или иной области. При этом под влиянием любознательности и познавательных интересов также происходит развитие и обогащение нравственных и эстетических чувств младшего школьника, в то время как умственные способности проявляются уже в содержательных видах деятельности. По той причине, что познавательный интерес непосредственным образом связан с волевыми усилиями, он становится принципиально важным стимулом в аспекте воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению. Феномен познавательного интереса изучается в современной науке (психологии и педагогике) с разных точек зрения. В частности, подчеркивается его роль в жизни человека, позиционируется важность развития и значение педагогических условий в формировании познавательного интереса.
Согласно А.Н. Леонтьеву, личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Являясь составляющей индивидуального сознания человека, он создает внутреннюю движущую поведением человека силу. Задача учителя, родителей помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности (без принуждения и вознаграждения), чтобы она приобрела для него личностный смысл, тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения ученика.
Можно утверждать о том, что игровые технологии в общей недифференцированной познавательной направленности личности школьника могут являться базовым компонентом при возникновении устойчивого познавательною интереса, который, в свою очередь, направляется в русло учебно-творческого процесса, в том числе в изобразительной деятельности. Систематически возникающая и положительно эмоционально окрашенная направленность школьника на познавательный материал дает возможность ребенку расширить свой кругозор и, тем самым, углублять понимание окружающей действительности, основываясь при этом на формировании дифференцированного интереса. Также принципиально значимой особенностью познавательного интереса является тот факт, что он может быть условием успешной активной умственной деятельности, притом снижая утомление, повышая работоспособность младшего школьника. С выраженным познавательным интересом знания быстрее переходят в область их активного применения, становясь, таким образом, внутренним достоянием личности ребенка младшего школьного возраста.
Познавательное развитие младшего школьника в качестве эволюционного процесса характеризуется наличием нескольких обязательных стадий, среди которых следующие:
- любопытство;
- любознательность;
- стадия развития познавательного интереса;
- стадия развития познавательной активности.
Эти стадии переходят от низшего уровня к высшему в процессе совместной специально организованной деятельности значимого взрослого и ребенка младшего школьного возраста. В качестве такой деятельности оптимально использовать возможность урока ИЗО (изобразительного искусства) – это учебный предмет, который имеет графическую творческую направленность, нацелен на реализацию творческих навыков учеников; это искусство запечатления образов, визуальное искусство. Отмечается, что на стадии любопытства младший школьник имеет первоначальную ориентировку, которая непосредственно имеет связь с занимательностью, необычностью самого предмета. Любознательность является в данном понимании ценным состоянием личности, которое проецирует активное видение мира, в свою очередь характеризующееся активным стремлением младшего школьника проникнуть за пределы первичного восприятия. Следует иметь в виду также и то, что на представленной стадии проявляются достаточно сильные эмоции удивления, а также эмоции радости познания, восторга, эмоции удовлетворенности собственной деятельностью. При этом новым качеством познавательного развития младших школьников является непосредственно познавательный интерес, который, в свою очередь, характеризуется повышенной устойчивостью, а также ясной избирательной нацеленностью на тот предмет или явление, которые в данный момент познаются, ценной мотивацией, где превалирующее значение отведено познавательным мотивам; познавательный интерес также оказывает содействие проникновению младшего школьника в сущностные отношения, связи, а также закономерности освоения окружающей действительности. Отмечается, что к высокому уровню познавательного развития младших школьников в данном исследовании следует отметить познавательную активность, основой развития которой является целостный акт самой познавательной деятельности. При этом источником познавательной активности рассматривается именно познавательная потребность, сам же процесс удовлетворения представленной потребности рассматривается как поиск, который направляется непосредственно на выявление, открытие неизвестного и его последующее усвоение.
По мнению Т.И. Шамовой «познавательная деятельность рассматривается как качество личностной деятельности, которое проявляется в отношении младшего школьника к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к эффективному овладению знаниями и методами деятельности на оптимальное время, в мобилизации моральных и волевых усилий для достижения образовательных и познавательных целей». Когнитивная деятельность отражает определенную заинтересованность младших школьников в получении новых знаний, навыков и умений, внутренней целеустремленности и постоянной потребности в использовании различных способов действий для наполнения знаний, расширения знаний, расширения горизонтов. Так, игровые технологии в структуре познавательного процесса – это важная составляющая урока ИЗО в начальной школе. Одним из средств формирования познавательного интереса можно назвать занимательность. Занимательность – это способность удерживать внимание. К.Д. Ушинский рекомендовал внедрять в образовательный процесс элементы занимательности, игровые моменты с той целью, чтобы процесс познания являлся максимально продуктивным. Смысл игрового процесса заключается в том, что, играя, младшие школьники незаметно для себя выполняют различные упражнения.
Игровая технология представляет собой вид деятельности в условиях ситуаций, которые ориентированы на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровые технологии могут быть разнонаправленными:
- дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
- воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
- развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
- социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Игра, также как труд и процесс обучения, является одним из ключевых видов деятельности человека. Ее можно также определять, как вид деятельности в условиях ситуаций, которые ориентированы на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В образовательный процесс младших школьников сегодня включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего, например, оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в школе и дома. Соответственно, особую значимость приобретает взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря использованию игровых технологий изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность, то есть, результат получается более высоким, поскольку младший школьник не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, а также создает новые игры (дидактические, настольно-печатные). Обучающая роль игр в изобразительной деятельности заключается в том, что позволяет в игровой ситуации приобретать художественно-графические навыки, развивать эстетическое восприятие действительности, проецировать положительные эмоции, возникающие в процессе игр, на изобразительную деятельность, что способствует самовыражению и развитию личности. Так, игровые занятия по изобразительному искусству помогают привить интерес к творчеству. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети легко вовлекаются в игровую деятельность. На уроках изобразительного искусства игры способствуют развитию связной речи, направлены на развитие памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии. Результативность игр зависит от систематического их использования.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что учебно-познавательное развитие младших школьников эффективно осуществляется через использование игровых технологий. Уроки изобразительного искусства – это всегда само по себе вдохновляет ребенка и побуждает его к деятельности. И роль игровых технологий здесь – повысить этот интерес, сделать его более ярким и динамичным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамотности и рисования в детской художественной школе
В работе описаны теоретические обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования, а также затронуты практические аспекты использования методики организации и проведения уроко...

Проблемы формирования представлений о себе в младшем школьном возрасте у детей с умеренной умственной отсталостью
Конспекты занятий, доклад по теме...

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".
Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
«Игра – это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для человечества. В игре этой специальной отработке жизнен...
Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"
В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...

Игровая деятельность на уроке английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста
В данной статье подробно излагается об игре – как мощном стимуле к овладению иностранным языком и эффективном пр...
Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста.
Игровая деятельность не только организует процесс общения на данном языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует так...