статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на занятиях в начальной школе"
методическая разработка

Шморина Светлана Викторовна

Использование физкультминуток на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

                             Статья  «Использование

        здоровьесберегающих технологий на занятиях»

     Тема: «Использование физкультминуток на занятии»

     Цель: Снижение показателей заболеваемости обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни, улучшению психологического климата на занятиях.

     Цели:

     - Воспитание грамотности в вопросах здоровья;

     - Практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;

     - Реализация всех позитивных возможностей;

     - Поддержание работоспособности, активного внимания.

     Актуальность темы:

  1. В наши дни сбережение здоровья обучающегося является одним из основных

запросов, которые предъявляются современному обществу.

  1. Обучающиеся стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует      

компьютер, телевизор, игры в телефонах и т. п.

     3.  Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

     4.  Для того, чтобы жить в современном мире, обучающимся необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом своё здоровье и индивидуальность.

     Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».

     Причиной резкого снижения уровня здоровья обучающихся являются:

     1. неблагоприятная экономическая обстановка;

     2. стрессы;

     3. малоподвижный образ жизни;

     4. перегрузка учебного процесса;

     5. неполноценное питание;

     6. отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;

     7. частичное разрушение служб врачебного контроля;

     8. массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.

      Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого – педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведения здорового образа жизни.

     В структуре занятия необходимо применять следующие элементы здоровьесберигающих технологий:

     1. положительный эмоциональный настрой на занятии;

     2. оптимальный темп ведения занятия;

     3. подача материала доступным рациональным способом;

     4. наглядность;

     5. смена видов деятельности;

     6. физкультминутки, музыкальные паузы.

     Рассмотрим влияние физкультминуток на состояние обучающихся.

     Физминутка – минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости. Нужно творчески подходить к процессу проведения физминуток. Это процесс снятия не только физического напряжения, но и психического и эмоционального.

     Физкультминутки – естественный элемент занятия, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности обучающихся.

     Они помогают:

      1. снять утомление различных мышц;

      2. ослабить утомление на занятии;

      3. проводить профилактику нарушения осанки;

      4. поддержание работоспособности, активного внимания.

      Виды физминуток:

      1. Оздоровительно – гигиенические.

      Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».

      2. Танцевальные.

      Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.

      3. Физкультурно – спортивные.

      Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённых групп мышц. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

      4. Подражательные.

      Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчёл. Эти физкультминутки обучающимся переключиться и поднять настроение.

      5. Двигательно – речевые.

      Обучающиеся коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

      1. Руки. Поздаровайтесь и быстро потрите друг о друга пальцы ладони (5 сек.).

      2. Щёки. Быстро потрите щёки вверх-вниз (5 сек.).

      3. Уши. Потрите уши (5 сек.).

      4. Плечи.  Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек.).

      5.Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек.). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек.).

      6. Голова. Побарабоньте коньчиками пальцев по голове (5 сек.).

      7.Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трёх, отпустите и погладьте (5 сек.).

      Упражнение «Колокольчик».

      Упражнение на укрепление мышц шеи и головы. Тренировка голоса. Наклоны вниз, вправо, влево, вверх. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.

      Ветерок голову клонит,

      Колокольчик сон твой гонит.

      Ты головку вверх подкинь,

      И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

      На своих занятиях можно использовать различные виды гимнастики.

      Так пальчиковая гимнастика может помочь:

      1. развивать моторику, внимание, терпение;

      2. стимулировать фантазию;

      3. активизировать работу мозга;

      4. активизировать речевые навыки, память, мышление.

      Виды пальчиковой гимнастики:

      1. с предметами;

      2. массаж рук;

      3. игры с пальчиками.

       Игры с пальчиками.

      «Считаем пальчики».

      Можешь пальцы сосчитать

      Один, два, три, четыре, пять.

      Один, два, три, четыре, пять – 10 пальцев, пара рук,

      - Вот твоё богатство, друг.

      (На счёт по очереди следует загибать пальцы, на последние строчки покрутить кистями рук, показывая фонарики).

      «Козочка»

      Шёл старик дорогою, нашёл козу безрогую.

      Давай, коза попрыгаем, ножками подрыгаем.

      А коза бодается, а старик ругается.

      (Идти пальчиками по столу, показать пальчиками рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками).

      «Прятки»

      В прятки пальчики играли, и головки убирали.

      Вот так, вот так, и головки убирали.

      (Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно).

      Зрительная гимнастика помогает:

      1. снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;

      2. тренировать вестибулярный аппарат;

      3. развить зрительную координацию; улучшить зрение;

      4. укреплять глазные мышцы, развивать зоркость и внимательность.

      Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

      Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

      Проведём, друзья сейчас упражнение для глаз.

      Вдаль теперь ты посмотри, что ты видишь там вдали?

      Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.

      А теперь на кончик носа. Снизу вверх и сверху вниз.

      Повтори так пару раз – лучше будет видеть глаз.

      Глазки нас благодарят, помогать нам всем велят.

      Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

      Чтобы мышцы крепче стали, смотрим мы по диагоналям.

      Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.

      Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.

      Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.

      А теперь слова напишем. Раз, два, три, четыре, пять –

      Чьи же буквы будут выше? Можно глазки открывать.

      «Акация», «сирень», «трава».

      Заключение.

      Внедрение в обучение здоровьесберигающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости обучающихся, улучшению психологического климата в группе. Педагогам, освоившим эту  технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение педагога, открывается простор для его педагогического творчества. Все здоровьесберигающие технологии, применяемые на занятиях, позволяют сделать учебный процесс для обучающегося более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье.

      Литература:

      1. «Наш выбор – здоровье»: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт. – сост. Н. Н. Шапцева, 2009.

      2. Ю. А. Соколова. «Речь и моторика».

      3. Ю. А. Соколова. «Игры с пальчиками».

      4. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие игры со словами» ООО ИКТЦ и Лада 2006г.

       

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе

Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе.Интересным и эффективным способом обучения лексики на уроках английского языка является игра. Об обучающих возможностях использования игрово...

Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе

Статья : Игры на уроках английского языка в начальной школе.Интересным и эффективным способом обучения лексики на уроках английского языка является игра. Об обучающих возможностях использования игрово...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе"

В настоящее время необходимо уделять огромное внимание здоровьесберегаюим технологиям в образовательном процессе. В статье предложены к обсуждению теоретические аспекты данного вопроса, а также даны п...

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы»

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее ме...

Статья на тему «Особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы»

В данной статье описывается сущность понятия «медиасредства» в психолого-педагогической литературе, определяются особенности использования мультимедийных технологий в учебном процессе нача...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на занятиях музыки в школе"

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздор...