Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"
методическая разработка (11 класс) по теме

Бушмелева Любовь Петровна

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумевает проведение консультаций и зачетов, разделенных продолжительными периодами времени. Много  времени  учащиеся должны использовать для самостоятельного обучения.В это время может возникнуть масса вопросов, ответы на которые может дать только учитель. Именно для разрешения вопросов учащихся, корректировке самостоятельной работы, контроля межзачетной  деятельности учащихся предлагается использование элементов методики дистанционного обучения, часть из которых представлена в данной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distantsionnoe_obuchenie_v_tsentre_obraz.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Применение элементов дистанционного  обучения на уроках в центре образования»

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                                                                   СТР

I. Пояснительная записка

1.1. Введение…..…………..............................................................................

2

1.2. Актуальность выбранной темы…………………………………………

1.3.   Цели и задачи …………………………………………………………..         с.                  

2

3

II. Теоретическое исследование темы «Дистанционное обучение»

2.1.Понятие дистанционного обучения… ………………………………………        

3

2.2. Преимущества дистанционного обучения……………………………..

4

2.3. Технологии дистанционного обучения ………………………………….

2.4. Интернет-уроки как одна из форм дистанционного  обучения ………….5

2.5 Проведение дистанционных индивидуальных консультаций…………                                      

5

6-7

8

III. Практическая часть

3.1. Доклад-презентация по теме «Дистанционное обучение в школе как звено системы образования»

3.2 . План-конспект урока с использованием элементов дистанционного обучения.

8

IV. Итоги первого этапа работы над темой.…………………………………

9

V. Используемые материалы и  Интернет-ресурсы…………………………

10

Пояснительная записка.

  1. Введение.

           В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность является одним из условий успешного  решения задач социально-экономического развития страны, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает  материальную и  методологическую основу  для возникновения и развития новых форм получения образования. Одной из таких  форм является дистанционное обучение, которое открывает новые возможности как для обучаемого, так и для педагога, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения.

  1. Актуальность выбранной темы.  

    Дистанционное обучение в настоящее время активно внедряется в систему высшего образования, а также в систему повышения квалификации специалистов, в том числе педагогов (дистанционные курсы повышения квалификации, дистанционное обучение в ВУЗах, вебинары и т.п.). Но в школьном образовании дистанционное обучение пока используется редко, хотя потребность в настоящее время реальная.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  У  дистанционного обучения много плюсов:
- дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счёт самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания;
- это обучение с помощью сети Интернет, когда обучаемый и преподаватель разделены расстоянием и даже временем;
- полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно помогут обучающимся в дальнейшей социализации.

Тема дистанционного образования сейчас очень актуальна, поэтому я выбрала эту тему для своей  методической разработки.

  1. Цели и задачи.

Педагогу, чтобы оставаться профессионалом в настоящее время, необходимо постоянно совершенствовать свои знания, расширять кругозор и заниматься самообразованием

 Цель  данной методической разработки - повышение своего профессионального уровня.

Задачи:

- Овладение новыми формами, методами и приемами обучения;

- Изучение и внедрение в практику передового опыта и новых педагогических технологий.

Теоретическое исследование темы «Дистанционное обучение»

2.1. Понятие дистанционного обучения.

 Обратимся к понятийному аппарату нашей темы. Существует  несколько определений понятия дистанционное образование.

Дистанционное обучение  - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации.

Дистанционное обучение - совокупность информационных  технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения.

Дистанционное обучение  -  это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и  между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта или Web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации средств ИКТ (незамедлительная обратная связь между

 обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала).

Дистанционное образование-образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.

2.2. Преимущества дистанционного обучения.

                                      

Доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат в своей статье «Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании» говорит о востребованности и актуальности данной  формы обучения:

1. Заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным, в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;

2. Очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;

3. В настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;

4. Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;

5. Весьма полезной могла бы быть дистанционная форма обучения для системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;

6. Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;

7. Дистанционная форма обучения могла бы дать возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.  

2.3. Технологии дистанционного обучения.

  1.   Кейс-технология. Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.

2.   ТВ-технология. ТВ-технология базируется на использовании систем телевидения для доставки учащимся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей.

  1. Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.

В процессе дистанционного обучения ученик и учитель взаимодействуют в следующих режимах:

  • синхронно - общение ученика  и учителя в режиме реального времени (on-line общение);
  • асинхронно, когда учащийся выполняет какую - либо самостоятельную  работу, в индивидуальном темпе, а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности (off-line).
  • смешанное дистанционное обучение-это режим, который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного, так и  асинхронного  дистанционного обучения.

Выбор формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями школы и ученика

2.4. Интернет-уроки как одна из форм дистанционного обучения.

Используя дистанционное обучение в школе, можно добиться неплохих результатов. Одной из форм дистанционного обучения могут стать Интернет- уроки. 

Проведение Интернет- уроков  более чем оправданно:

  • Они вызывают у учащихся положительный эмоциональный настрой;
  • Оценки за такие уроки, как правило, хорошие и отличные;
  • Все большее количество учеников желают участвовать в Интернет- проектах;
  • Успеваемость в целом по классам  повышается. 

Зачем ученикам Интернет- уроки?

В большинстве своем учащиеся  не понимают, что Интернет – это не только  развлечение, но и  средство получения знаний. Поэтому учителям следует в процессе преподавания максимально использовать возможности Интернет. Он должен стать источником знаний, таким же, как учебник.

    Интернет–уроки помогают учащимся выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для того, чтобы существенно увеличить свои образовательные возможности, приобрести новые умения, навыки и опыт деятельности в условиях распределенной дистанционной деятельности, осуществить выбор и реализацию своей индивидуальной образовательной деятельности в открытом интернет–пространстве.

Интернет- уроки должны:

  • научить молодежь более продуктивно использовать возможности Всемирной паутины;
  •  правильно сортировать информацию, дать им представление о том, что и где искать.

Зачем учителям проводить Интернет-уроки?

  • Учитель должен идти в ногу со временем;
  • Это самостоятельное повышение своей квалификации.

Сейчас многие учителя не смогут поддержать простой разговор с учеником, если он начнет использовать такие слова, как форум, чат, аватар и т.д. А это даже не сленг, а просто   термины Всемирной паутины.

Как можно использовать Интернет на уроках:

На уроках биологии, географии -  возможность виртуального путешествия, использование фотографий, карт, схем, возможность получения дополнительной информации, доступ к архивам и библиотекам, общение напрямую с людьми, живущими в других странах.

На уроках математики, физики, химии - возможность дистанционного образования, наблюдение процессов, происходящих в микромире, проведения тестовой проверки знаний, просмотра объемных моделей тел и их пересечений, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения учащимися.

На уроках литературы - как чтение первоисточников при отсутствии или невозможности достать нужную книгу, как возможность попасть в другую эпоху, прикоснуться к прекрасному.

На уроках иностранного языка, русского языка - в качестве инструмента для тренингов, экспресс - опросов.

 Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Также учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. 

Для успешного проведения Интернет - урока учителю необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не доверять никаким рекомендациям и Интернет-адресам, пока сам все не перепроверишь;
  • Сайт, на котором будет вестись работа, учитель должен знать досконально.

Кроме интернет-уроков очень эффективно выполнение тестовых заданий на компьютерах, т.к. каждый  учащийся может работать в своем темпе, не надо много писать (что учащимся особо нравится), можно пропускать вопросы, а затем  возвращаться к их решению и т.п. Пример такого урока представлен в практической части методической разработки.

2.5 Проведение дистанционных индивидуальных консультаций.

Реально проводить индивидуальные консультации для учащихся, которые  пропускают занятия из-за частых болезней. Конечно, для этого необходимы определенные технические средства:

  • Наличие компьютера у учащегося и учителя;
  • Веб-камеры;
  • Колонок или наушников;
  • Выход в Internet у учащегося и учителя;
  • Наличие видеопрограмм (например, Skype или видеозвонок по mail.ru).

Схема проведения очень простая:

Учитель высылает учащемуся задания по электронной почте (или ученик берет их с сайта учителя, если таковой имеется), выполняет их и высылает ответы.  Все вопросы можно решить в режиме реального времени, используя видеосвязь. Но кроме перечисленного необходимо еще желание учителя заниматься этой работой в свое свободное время.

III. Практическая часть.

  1. Доклад-презентация по теме «Дистанционное обучение в школе как звено системы образования»

Доклад выполнен  в виде презентации Microsoft Power Point  и прилагается на диске.

  1. Разработка урока по теме «Подготовка к итоговой аттестации».Урок выполнен с применением элементов дистанционного обучения.

(План-конспект урока прилагается)

  1. Инструкция для учителей по продуктивной работе на сайте www.uztest.ru  прилагается.

IV. Итоги первого этапа работы над темой.

Изучение большого количества материалов на тему дистанционного обучения дает возможность сделать вывод о том, что использование дистанционного обучения в повседневной практике учителя вещь вполне реальная. Она  дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения. Краткие итоги изучения оформлены в виде доклада-презентации. Мною опробовано  на практике проведение индивидуальных консультаций посредством программы Skype, разработан урок, где применяется использование теста с сайта www.uztest.ru. Я продолжаю работать над этой темой. В дальнейших планах разработка подробной инструкции для учителей по продуктивной работе на сайте www.uztest.ru, уроков и т.п.

Используемые материалы и  Интернет-ресурсы.

  1. Максимова О.А. «Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного урока». - Томск, Центр новых образовательных технологий ТГУ, 2005
  2. Модернизация региональной системы образования. Опыт Санкт-Петербурга/. Под ред. д. э. н. проф. Л. В. Ивановского. Коллектив авторов.-СПб.: Изд-во «Агенство ВиТ-Принт»,2009
  3. Никуличева Н.В. Информационные технологии и дистанционное обучение // Образовательная политика. Москва, 2007. № 8.
  4. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004
  5. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004
  6. Сайт http://www.uztest.ru/  (подготовка к ЕГЭ)
  7. Использование мультимедиа-технологий в общем среднем образовании http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult5.html
  8. Использование мультимедийных технологий в  школе http://www.curator.ru/pedagog/media.html
  9. Центр дистанционного образования Эйдос www.eidos.ru
  10.  www.pedsovet.org
  11.  Сайт методисты.ру

План-конспект  урока по теме: «Подготовка к итоговой аттестации».

Предмет – алгебра и начала анализа

Класс – 11

Количество уроков-2

Урок обобщения знаний.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • проверка усвоения темы на обязательном уровне
  • обобщение знаний и способов решения; контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью самостоятельной работы;
  • Развивающие:
  • развитие умений в применении знаний в конкретной ситуации;
  • развитие умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
  • развитие интереса к предмету через содержание учебного материала и применение современных технологий.
  • Воспитательные:
  • воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор.

Этапы 1 урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

2 мин

Работа с журналом. Проверка оборудования.

Сообщение плана урока

Подготовка к уроку

2. Проверка Д/З

2 мин

Собирает тетради на проверку.

Сдают тетради учителю

3.Устная работа

8-10 мин

Ставит 2-4 слайды, зачитывает вопросы, комментирует ответы учащихся.

Отвечают на вопросы   с места, друг за другом, начиная с учащихся, сидящих на первой парте. Если кто-то затрудняется ответить на вопрос, то этот вопрос переходит к следующему учащемуся

4.Решение уравнений

15-20 мин

Ставит  поочередно 5-7 слайд. Дает время для самостоятельного решения. Затем спрашивает ответ у учащихся и сразу показывает на слайде решение,  поясняет его, если кому-то оно непонятно и только потом ставит следующий слайд.

Ученики записывают в конспекты уравнения и  решают их самостоятельно на местах, а затем

проверяют, задают вопросы, комментируют правильность решения.

5.Закрепление материала

3 -5мин

Ставит слайд №8

Еще раз обращает внимание на разнообразие способов решения показательных уравнений, просит их перечислить и привести примеры.

Ученики отвечают с места.

6. Подведение итогов 1 урока.

2-3 мин

Что вызвало наибольшее затруднение?

Ученики отвечают с места

Этапы 2 урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

3-5 мин

Напоминает, как выйти на нужный сайт   http://www.uztest.ru/        и найти тест

Садятся за компьютеры, читают инструкцию (приложение №1)

2.Проверочная работа на компьютерах.

25-30 мин

Наблюдает за работой учащихся, по окончании работы записывает баллы, чтобы затем оценить работу каждого учащегося.

Ученики самостоятельно выполняют задание (индивидуальная работа), затем программа оценивает работу в баллах.

8.Итоги  уроков

3-5 мин

Достиг ли каждый из вас цели урока?

Оценивает результаты работы на уроке

Участвуют в обсуждении. Оценивают результат работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Инструкция для учащихся по нахождению проверочного теста.

  1. Выйти на сайт  http://www.uztest.ru/
  2. Найти  раздел «учащийся»
  3. Тематический тест
  4. ЕГЭ 2012
  5. По окончании 25 минут (по команде учителя) нажать кнопку «Проверить результат» и сообщить результат учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Игровые методы обучения на уроках иностранного языка»

В наше время современное обучение направлено на поиск различной методики, новых форм и приемов обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личнос...

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики

Использование элементов проблемного обучения на уроках математики...

Применение элементов развивающего обучения на уроках математики учащихся, обучающихся по программе 8 вида.

В материале описаны приемы развивающего обучения, результаты достяжений, виды упражнений....

Элементы дистанционного обучения при изучении математики

Методическая разработка применения ИКТ технологий как элемента дистанционного обучения математике...

Элементы дистанционного обучения при изучении математики

обсуждение различных форм дистанционно обучения на моем опыте...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Учебно-методическая разработка определяет применение метода проблемного обучения на уроках математики в общеобразовательных учреждениях страны....

Использование электронных образовательных платформ в работе с обучающимися ОВЗ в рамках дистанционного обучения на уроках математики

Внедрение современных образовательных платформ, таких в частности как Российская электронная школа в процесс обучения позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занят...