«Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»
статья по теме

Кадырова Лейсан Рашитовна

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_shkolnykh_bibliotek_v_usloviyakh_modernizatsii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль школьных библиотек в условиях модернизации

российского образования»

Л.Р.Кадырова

Методист МБУ «ИМЦ» Актанышского муниципального района РТ

по программно-методическому обеспечению образовательного процесса Leisan76.76@mail.ru

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» модернизация образования занимает ведущее место. Приход в новую школу Интернет-технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.

Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.

Главная цель компьютеризации библиотек – создание необходимых условий для обеспечения школ своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно-информационное пространство. И это на сегодняшний день стало необходимостью.

Сегодня библиотека – не только центр информации, но и территория толерантности и комфортной развивающей среды, центр общения и релаксации, психологической поддержки и духовной культуры. Спокойная обстановка, где ничто не отвлекает от работы, очень важна для педагога. Любые школьные мероприятия – педсовет, семинар, конкурсы педагогического мастерства, заседания методических объединений, олимпиады и предметные недели – начинаются с библиотеки.

Обучение в 21 веке - это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая,  роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека должна стать не просто Кабинетом № 1, а над предметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.

Введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек
- В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «... доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

 Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас - реализовать эти положения.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты - это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

Роль библиотекаря в организации информационного пространства школы
Сегодня библиотекарь является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря - содействие развитию педагогов.

 Во-вторых, педагог - библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

 В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, или ссылками на различные ресурсы.

 Формирование информационной культуры личности

Решение современных задач в учебном процессе связано с умением работать с информацией, более того, в последних периодических изданиях информационная грамотность сравнивается с умением читать и писать.

      Но как школьной библиотеке с её небольшими ресурсами не остаться в стороне от решения важных вопросов, в том числе и формирования информационной культуры?

      В основу концепции программы положено утверждение, что формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом.

      Прежде всего, нужно сказать о библиотечных занятиях, которые ведутся по специальным программам на каждой ступени образования. Например, в начальной школе реализуется программа «Азбука информации». Дети ведут информационный словарь, куда записывают новые понятия, термины, их значения, делают рисунки, придумывают ассоциативный ряд, выполняют задания.

      Для учащихся 5-6-х классов введён факультатив «Основы информационной культуры».

     Ежегодно программы корректируются, дополняются.

 В школе работает творческая группа по формированию информационной культуры, в которую кроме библиотекаря и учителя информатики, входят учителя разных предметов, понимающие важность такой деятельности. Идёт работа по:

  1. выявлению информационных потребностей учащихся и педагогов;
  2. накоплению методических материалов и созданию тематических папок («Исследовательский метод в обучении», «Новые педагогические технологии», «Формирование информационной культуры»). Создаётся «Педагогическая картотека», в которую расписываются статьи из педагогической прессы («Завуч», «Практика административной работы», «Классный руководитель).

Основной формой учебного процесса является урок. На уроках учащиеся практически закрепляют те знания, которые получили на библиотечных занятиях. Получили признание педагогов-словесников уроки «Информационный поиск литературы для реферата» (8-й класс), «Как сделать список литературы» (6-й класс), «Критическое мышление и критическая литература» (9-й класс). Появилась идея проводить такие уроки прямо в библиотеке. Обычный урок, но в ходе его используется информационная среда школьной библиотеки. Роль библиотекаря сводится к созданию условий проведения урока: хороший справочно-поисковый аппарат (каталоги, картотеки), подготовка выставки по теме урока, подбор электронных ресурсов учебного назначения.

Проводим мы и интегрированные уроки. Здесь библиотекарь является лоцманом или гидом по информационным ресурсам. Формы интегрированных уроков могут быть разными: урок-портрет «Творчество Марка Твена»(5-й класс – литература), урок-исследование «Улицы моего посёлка» (8-й класс – краеведение). Уроки проводим с применением новых информационных педагогических технологий. Преимущества таких уроков:

         используется информационная среда школьной библиотеки в полном объёме;

         учащиеся не только получают знания по конкретной теме, но и учатся информации;

         учащиеся анализируют разные источники информации, имеющиеся в фонде библиотеки;

         учащиеся получают домашние задания (практические и творческие), используя справочно-поисковые аппарат библиотеки, что побуждает приходить в библиотеку ещё не раз.

Чтобы такие уроки стали систематическими, педагогам гуманитарных предметов предложено предусмотреть использование информационной среды библиотеки в тематическом планировании по конкретной теме.

Вместе с педагогами совершенствуем прежние формы работы. Например, после координации совместных усилий попробована поэтапная работа с учащимися по созданию проектов:

1.      «Информационное обеспечение» - ведёт библиотекарь.

2.      «Консультации по теме» - учитель-предметник.

3.      «Создание презентаций» - учитель информатики.

В заключении курса учащиеся представляют свой информационный продукт,

который может быть использован как информационный ресурс библиотеки. Таким образом, решается несколько задач: школьники учатся работать с информацией, накапливается информационная база библиотеки, которая может быть использована как учителями на уроке, так и учащимися для разработки новых проектов.

Вопросы  формирования информационной культуры рассматриваются на педсоветах, методических заседаниях учителей. В школе разработано «Положение о конкурсе на лучшего читателя года и лучший читающий класс», а критериями являются не только количество прочитанных книг, но и умение самостоятельно находить информацию.

В ходе реализации программы улучшаются условия для самообразования учащихся и развития их самостоятельной мыслительной деятельности:

         Получен компьютер, ведётся работа по созданию электронного каталога;

         Формируется фонд документов на разных носителях информации, ведётся картотека «Новые носители информации»;

         Появилась возможность создавать новые информационные продукты: путеводители (например, «Информационные ресурсы библиотеки школы», «Словари»), буклеты («рациональные способы работы с учебником», «Как сделать список литературы», «Модель информационного поиска»), тематические списки литературы, бюллетени и многое другое.

И не случайно в библиотеке на стенде со справочной литературой висит плакат-обращение «Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, процентами от него» (Абу-аль-фараджи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль школьных библиотек в организации исследовательской работы в школе"

Библиотека может и должна выступать равноправным субъектом взаимодействия в исследовательской деятельности. А библиотекарь может выступать в роли не только консультанта, но и научного руководите...

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Роль школьной библиотеки в формировании гражданских качеств

Гражданское образование сегодня- это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом гражданского воспитания является система образования....

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

Изменение роли школьной библиотеки в связи с введением ФГОС

Использование информационных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса для решения задач новых ФГОС. Современные мобильные и Интернет технологии обеспечивают создание условий дл...

Роль школьной библиотеки в формировании успешной личности обучающегося

В 2019 году Министерством образования был запушен национальный проект «Образование», подпроектом которого стал проект «Успех каждого ребенка».Федеральный проект «Успех ка...