Игровые технологии:развитие речи младших школьников
статья по теме

Торкаленко Татьяна Ивановна

Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться ежедневным упорным трудом, начиная с 1класса. И помогают мне в этом … игры. Несмотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет своё значение и помогает детям учиться. Игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и вне её, воспитывает интерес к окружающей жизни.

    Известный психолог Д.Б.Эльконин писал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля» как игра. Как важно это осознавать!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon torkalenko_tigrovye_tekhnologii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Торкаленко Т. И.

МБОУ «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №2».

п.г.т.Новониколаевский, Волгоградская область, Новониколаевский район

    Игровые технологии: развитие речи младших школьников.

 

    Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться ежедневным упорным трудом, начиная с 1класса. И помогают мне в этом … игры. Несмотря на то, что для младших школьников возрастает роль учения и труда, игра сохраняет своё значение и помогает детям учиться. Игра формирует детское общение, закрепляет нормы и правила поведения не только в самой игре, но и вне её, воспитывает интерес к окружающей жизни.

    Известный психолог Д.Б.Эльконин писал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля» как игра. Как важно это осознавать! Неповторимость игры в том, что именно она  и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре мы видим неиссякаемый источник развития личности, в игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальностью. Учитывая всё это я в своей работе использую творческие игры. Ведь в них ярко выражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Они являются важным средством воспитания личности. Стараюсь создать условия для длительных игр. Мне очень нравится и наблюдать за развитием игр, помогая в нужный момент, и быть участницей этих игр, беря на себя, например, роль бабушки, старшей сестры мамы, директора театра. Дети настолько раскрепощаются в таких играх, что ясно видно, как они трудятся дома, как общаются в повседневной жизни, в чём встречают трудности. Ролевые игры помогли  мне лучше понять не только, чем заняты дети дома, их внутренний мир, но и чем они хотели бы заняться.

    Наблюдая за играми детей, отметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет чёткого произнесения отдельных звуков. И я наметила работу по развитию речи, по речевому общению. А начинала я… со сказок. Их удивительный мир способствует развитию воображения, фантазии детей. Подражая сказочным персонажам, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги и развивают тем самым память, мышление, речь.

      Мы не просто читаем и рассказываем сказки, мы их инсценируем, если надо, то я привлекаю к этой работе своих выпускников(они всегда рядом – учатся в старших классах). Чтобы интерес к играм не пропал, провожу индивидуальные консультации с родителями по организации игровой деятельности дома, рассказываю, в какие игры лучше играть, чтобы не мешать взрослым, как из подручного материала сделать реквизит, надо помочь ребёнку и ваше участие не пройдёт даром, результат родители обязательно увидят. Вот так мы все и сдружились.

    Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.  Учитывая особенности речи  своих детей, постоянно включаю дидактические игры по развитию звуковой культуры речи, ведь родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно ванное значение имеет чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной; недостатки же речи могут привести к неуспеваемости. Вот почему в своей работе я так часто использую много разных игр, приёмов, которые способствуют развитию речи детей. Дидактические игры беру те, которые доступны детям, соответствуют их возможностям.

    Вот некоторые дидактические игры для отработки чёткой дикции.

  1. Игры, потешки, пословицы:

- для звуков [ с] – [ш]

Язык кверху – ша, ша, ша,

Наша Маша хороша.

Язык книзу – са, са, са,

Укусила нас оса.

Язык кверху – ши, ши, ши,

Наши уши хороши.

Язык книзу – су, су, су,

У осы усы, усы.

2.- для звуков [р] – [л]

Клара у Вали играла на рояле.

С буквой «л» нами питаются, а с буквой «р» - бодаются. (Ложки и рожки).

3.Закончи предложение: Я надела шубу, чтобы……………… .

4.Скажи слово с нужным звуком.

5.Какой новый звук появился?

Сон – стон, каска – краска, тучка – штучка и.т. д.

6.«Эхо» (повтор 2части слова):

Раскла….душка-душка-душка

Погре….мушка-мушка-мушка

Приба…утка-утка-утка

7. Договори последний слог ( можно с мячом).

Игр много, их можно найти сейчас в разных источниках. Самое главное – это система в работе по развитию речи детей. Это не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства. Буду рада, если кому-то пригодится мой опыт работы.

           

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность игровой и учебной деятельности младших школьников на логопедических занятиях в условиях дистанционного обучения.

В статье раскрываются способы коррекционно-развивающего логопедического воздействия на учащихся начальной школы, при которых у детей осуществляется плавный переход от игровой к учебной деятельности в ...

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Сценарий музыкально-игрового театрализованного представления для младших школьников "Шутки и смех порадуют всех!"

Театрализованное представление направлено на пробщение детей к народной культуре, воспитывает уважение к предкам, к истории родного края....

Игровой тренинг «ДРУЖБА» для младших школьников.

Психологический  тренинг для адаптации и  повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта. ...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"

В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....