Учебники истории: проблема выбора
презентация к уроку на тему

 Волоскова Марина Леонидовна

данная презентация является продолжением дорклада на заседании ОМО учителей истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebniki_istorii.pptx2.07 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебники истории: проблема выбора «Читать- это ничего ещё не значит; что читать и как понимать читаемое- вот в чем главное дело» К.Ушинский

Слайд 2

Учебники истории Школьные учебники по истории привлекают внимание общественности.

Слайд 3

Роль школьного учебника Школьные учебники – неотъемлемая часть образовательного процесса. Качество учебника определяется научной и педагогической квалификацией автора.

Слайд 4

президент России В.В. Путин На заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 предложил создать единый учебник по истории России для школ. Учебник должен давать однозначные толкования исторических событий и должен быть построен в рамках единой концепции.

Слайд 5

министр образования и науки Дмитрий Ливанов Общенациональный учебник истории должен занять центральное место в новой системе подготовки учеников. Помимо обучения, в него должна быть заложена воспитательная функция – она «призвана нести детям ценностную нагрузку, создать у них единый исторический, культурный, моральный багаж, который сыграет важную роль в формировании российской идентичности, любви к родине и гордости за ее историю».

Слайд 6

Министр культуры Владимир Мединский учебники истории должны создаваться на основе результатов научных исследований: «Все, что написано в учебниках истории, должно быть многократно выверено учеными, оценено с разных точек зрения, пройти все необходимые экспертные фильтры».

Слайд 7

Директор Института российской истории Ю.А. Петров История – это наука, которая делает человека гражданином.

Слайд 8

Выбор учебника Понимание авторами учебника сути и значимости методологических и научно-методических подходов для реализации целей обучения : «глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира».

Слайд 9

История «Всеобщая история» 5–9 классы Линия учебно-методических комплектов Под ред. В.С. Мясникова Данный курс реализует важнейшее требование модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения , к деятельностным формам организации учебного процесса. Особо следует обратить внимание на огромный воспитательный потенциал курса, на развитие патриотических чувств школьников, формирование у них гражданских качеств. Особенностью линии является наличие учебника для 5 класса «История. Введение» (автор А.Н. Майков) Учебник предназначен для изучения курса "Что изучает история" и является одним из первых изданий этого направления, соответствующее существующим стандартам. ВЕНТАНА-ГРАФ

Слайд 10

Обществознание «Обществознание» 5-9 классы Линия учебно-методических комплектов Под ред. Г.А. Бордовского Методологической основой новой линии учебников по обществознанию являются личностно- ориентированный и деятельностный подходы к изучению обществоведческих проблем. В соответствии с этим осуществляется построение и отбор учебного материала. Расположение материала в учебниках носит линейно-модульный характер. В учебниках реализован практико-ориентированный подход к обучению через систему усвоения учебного материала «Практика - Теория – Практика» ВЕНТАНА-ГРАФ

Слайд 11

УМК «История. 5-9» (Данилов Д.Д., Кузнецов А.В., Лисейцев Д.В.). В основе настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»: личностно ориентированные принципы; культурно - ориентированные принципы; деятельностно - ориентированные принципы. БАЛАСС

Слайд 12

УМК «Обществознание. 5-9» (Д.Д. Данилов, С.М. Давыдова) В соответствии с концепцией «Школы 2100» текст, методический аппарат и иллюстративный ряд учебника рассчитаны на личностно- ориентированный подход, новый образовательный результат и использование образовательных технологий деятельностного типа (проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания, проектная технология). БАЛАСС

Слайд 13

УМК «История» (Л.Н.Алексашкина ) Реализация системно-деятельностного подхода реализуется средствами системы разноуровневых вопросов и заданий, сопровождающих основной текст учебников. В учебник включены задания • на составление характеристики (исторического портрета) известных личностей; • на моделирование исторических ситуаций, своего отношения к ним; • самостоятельную поисковую и проектную работу школьников. Формирование коммуникативной компетентности через: • систему заданий; • сотрудничество в парах и малых группах; • обсуждение дискуссионных вопросов; • участие в диспутах по сложным комплексным проблемам. Формирование навыков самостоятельной творческой и поисковой деятельности осуществляется через проектную деятельность. В рамках курса предложен ряд заданий на: • составление проектов; • умений самостоятельно планировать пути достижения целей проекта; • осуществлять контроль своей проектной деятельности; • давать ей оценку. МНЕМОЗИНА

Слайд 14

Система учебников «Инновационная школа) РУССКОЕ СЛОВО Завершенные линии

Слайд 15

Система учебников «Вертикаль» Завершенные линии: УМК «Всеобщая история. 5-9» С. В. Колпакова, М. В. Пономарева, В. А. Ведюшкина, А. В. Шубина и др. УМК А. Ф. Никитина ДРОФА

Слайд 16

УМК «Всеобщая история» ( Вигасин А.А.) ПРОСВЕЩЕНИЕ Завершенная линия

Слайд 17

УМК «Всеобщая история. 5-9» (Чубарьян А.О.) ПРОСВЕЩЕНИЕ Завершенная линия

Слайд 18

УМК «Сферы» ПРОСВЕЩЕНИЕ

Слайд 19

Критерии выбора учебника истории Сформулировать критерии «хорошего» учебника – задача трудновыполнимая Авторами учебников должны быть практикующие педагоги

Слайд 20

Первый критерий Оптимальные пропорции между российскими традициями глубокого изучения исторической панорамы и современными мировыми подходами, направленными на овладение «мастерством критического анализа исторических источников.

Слайд 21

Второй критерий Учебник не может быть абсолютно нейтральным, или абсолютно объективным .

Слайд 22

Третий критерий Учебники должны быть инструментом для организации познавательной деятельности на основе исторических источников.

Слайд 23

Четвертый критерий Учебники должны обеспечить оптимальный баланс между общемировыми, европейскими, российскими и национально-региональными ценностями образования.

Слайд 24

Пятый критерий Учебники для всех обучающихся, проживающих на территории России.

Слайд 25

Шестой критерий Учебники с многоуровневым методическим аппаратом.

Слайд 26

Седьмой критерий Учебник должен сопровождаться специальным комплексом дополнительных учебным материалов…

Слайд 27

Система образования в России не может развиваться в отрыве от общемировых тенденций. Учебники должны быть построены на основе этого синтеза.

Слайд 28

Необходимо решать проблему выбора учебника: Ограничить рынок предложений; Обеспечить школы всем набором предложенных на рынке учебников.

Слайд 29

Презентацию подготовила Воолоскова М.Л. учитель истории МКОУ СОШ №2 с УИОП п.Восточный, Омутнинского района Кировской области для ОМО учит ель истории



Предварительный просмотр:

Проблема и  решение выбора учебника

         Мы живем в демократическом государстве, которое  позволяет  свободу выбору во всем. Но готовы ли мы взять эту свободу, и знаем ли мы как ее брать, дозировано или полностью и сразу. На мой взгляд, эта свобода особенно опасна, когда  касается ученика, ребенка, будущего нашего государства. По какому учебнику учить и воспитывать гражданина. Особенно остро эта проблема определяется  по истории и обществознанию.  

           Школьные учебники по истории в последнее время в России привлекают широкое внимание общественности. В этом отношении история оставила далеко позади другие школьные предметы, даже, казалось бы, более спорное обществознание. В последнее десятилетие резко вырос интерес к школьным учебникам по истории, да и в целом к преподаванию истории в средней школе со стороны ученых-историков.

           Во все времена школьные учебники являлись неотъемлемой частью образовательного процесса. Они служат источником знаний, позволяют при помощи имеющихся вопросов и заданий закрепить эти знания. Качество учебников  и дидактических материалов во многом определяется  научной и педагогической  квалификацией автора. Хороший учебник может быть создан только талантливыми педагогами, специалистами, активно работающими в данной области науки, понимающие, что нужно дать учащимся для понимания основ их наук и, как педагоги, способные показать просто и наглядно – как это сделать.

На заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля сего года президент России В.В. Путин предложил создать единый учебник по истории России для школ. Президент пояснил, что такой учебник должен давать однозначные толкования исторических событий и должен быть построен в рамках единой концепции. Предложение главы государства обсуждалось как на заседании, так и в более широких кругах российского общества. Идея такого учебника нашла поддержку у основного большинства участников, хотя все высказывавшиеся делали акцент на различных моментах.

           По мнению министра образования и науки Дмитрия Ливанова, общенациональный учебник истории должен занять центральное место в новой системе подготовки учеников. Помимо обучения, в него должна быть заложена воспитательная функция – она «призвана нести детям ценностную нагрузку, создать у них единый исторический, культурный, моральный багаж, который сыграет важную роль в формировании российской идентичности, любви к родине и гордости за ее историю».

          Министр культуры Владимир Мединский особо подчеркнул, что учебники истории должны создаваться на основе результатов научных исследований: «Все, что написано в учебниках истории, должно быть многократно выверено учеными, оценено с разных точек зрения, пройти все необходимые экспертные фильтры».

           Директор Института российской истории Ю.А. Петров напомнил слова героя из старого фильма «Доживем до понедельника»: История – это наука, которая делает человека гражданином. По словам Петрова, гуманитарный блок, т.е. история, язык и литература являются решающей основой гражданского воспитания новых поколений.

          Из данных высказываний видно, что государственные деятели и представители науки согласны с тем, что общенациональный учебник по истории России необходим, и в его задачу входит не только дать знания по предмету, но и воспитать гражданина России на примерах из российской истории.

         Но вернемся к нашим дням.  

Выбор учебника – непростая и ответственная задача учителя. Одно из существенных современных требований к выбору учебника – понимание авторами учебника сути и значимости методологических и научно-методических подходов для реализации целей обучения. Анализ учебника позволит учителю определить, что именно и зачем будут изучать его ученики, как организовать учебный процесс. Педагогу необходимо понять структуру учебника и дидактические задачи,  поставленные авторами, выявить аксиологические (ценностные) идеи. Это особенно актуально при выборе учебников истории для старшей школы. Одна из главных целей обучения истории в средней школе предполагает «глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира» .

Учебники разные, и нельзя сказать, какой из них лучший. Типичной ошибкой учителей является игнорирование анализа учебников. Обычно обращают внимание на формализованные внешние параметры, не вчитываясь в содержание текста, не выявляя методологическую авторскую идею предъявления материала. Как следствие, в практике преподавания истории больше внимание уделяется фактам, конкретике, за благо считается увеличение объёма информации, часто можно наблюдать смешение научно-методологических подходов. Такая практика не позволяет учащимся понять суть исторического процесса, образно говоря, «увидеть за деревьями лес».

          Сформулировать критерии современного «хорошего» учебника истории является трудновыполнимой задачей. Практические наблюдения показывают, что даже наиболее известные и считающиеся профессионально подготовленными учебные книги могут не вызывать интереса у школьников. Соответственно, бывают и противоположные факты, когда учебник вызывает интерес учеников, но не пользуется вниманием со стороны учителей. В целом же ситуация такова - учебники истории не являются книгами, интересными для большинства учащихся и соответственно их отношение к учебникам - не слишком позитивно.

Учитель истории сегодня в условиях информационного общества все более становится организатором познавательной деятельности учащихся, ученики все еще доверяют своим учителям истории в качестве носителя определенной информации.

«Хороший» учебник истории -  это синтез объективных критериев качества и субъективного педагогического и ученического опыта восприятия данной книги,  разработка «индивидуальных учебных пособий», включающих подходящий для каждой темы материал, отвечающий «индивидуальным потребностям учеников». Этот материал, ориентированный на запросы конкретных учащихся, естественно, готовит сам учитель

           Сегодня в нашей стране рынок учебников открыт и свободен. За выбор учебников отвечают школы и  учителя. Защитой против плохого качества учебных книг считается профессионализм учителей. В отдельных случаях, когда выясняется, что учебник противоречит  Конституции, законам страны, Декларации прав человека, органы власти предпринимают соответствующие меры.

           Авторы учебников должны быть практикующими педагогами. Методологической основой написания «хорошего» учебника принято считать «дискуссии между научным и педагогическим подходами».

 На основании сказанного можно определить несколько критериев выбора учебника.

Критерий  первый. Возьму учебник, в котором правильно определены оптимальные  пропорции между российскими традициями глубокого изучения исторической панорамы и современным мировыми подходами, направленными на овладение «мастерством критического анализа исторических источников» - текстов, иллюстраций и др., что очень важно для формирования навыков критического мышления и гражданского участия в демократических процедурах.

Критерий  второй. Учебник истории «не может быть абсолютно нейтральным,  или объективным, и, возможно, не должен быть». Может быть, в России в перспективе возобладает общеевропейская точка зрения, что учебник истории - не может полностью восстановить прошлое, а изучение истории всегда остается незавершенным процессом. Цель же изучения истории - овладение инструментами для анализа и интерпретации прошлого.

Критерий  третий.  Учебники по социальным дисциплинам - истории, обществознанию, праву  должны  быть  не сводом «достоверных фактов», а инструментом для организации познавательной деятельности на основе исторических источников. Поэтому школьные учебники, написанные академическими учеными без привлечения специалистов в области дидактики и методики преподавания истории, не будут иметь перспективы. Кстати говоря, в этом и заключается принципиальное отличие школьных учебников от учебников для высших учебных заведений, которые, чаще всего, отвечают критериям базовой науки, а не педагогическим требованиям.

Критерий  четвертый. Учебники истории должны обеспечить оптимальный баланс между общемировыми, европейскими, российскими и национально-региональными ценностями образования. Актуальной, но еще не решенной научно-практической проблемой является вопрос о ценностях образования для территорий России, находящихся за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке. Вместе с тем этот баланс пока еще не найден даже в теоретическом плане, а в условиях России как поликультурной, многонациональной и поликонфессиональной страны его найти и реализовать на практике - чрезвычайно сложно. Особой научной и практической проблемой является вопрос о цивилизационном диалоге России со странами Азии, в том числе в отношении ценностей образования и культуры.

Критерий  пятый. Учитывая, что в современном мире и в России увеличивается доля населения, которые являются мигрантами, большое значение должны иметь  учебники для этой категории населения. Соответственно, необходимо подготовить учебники для тех, кто слабо владеет русским языком и кому надо помочь исправить это положение.

Критерий  шестой. Проблемой, требующей решения, является подготовка учебников для групп населения с разными способностями. Как вариант решения проблемы могут быть подготовлены учебники с многоуровневым методическим аппаратом.

Критерий  седьмой. Современный учебник истории должен сопровождаться специальным комплексом дополнительных учебных материалов, пособиями для учителей и учащихся, слайдами, видеофильмами, компьютерными материалами (CD-дисках), основанными на новых информационных технологиях образования и др. Применяя новые информационные технологии образования, учащиеся могут пользоваться картами, базами данных, вступать в коммуникации.

Критерий  восьмой - итоговый. Система образования в Россия не может развиваться в отрыве от общемировых тенденций. Вопрос в том, как наиболее продуктивно соединить российские образовательные традиции и мировую практику. Соответственно, и школьные учебники истории должны быть построены на основе этого синтеза. Поэтому в перспективе предстоит определить концептуальные основы построения нового поколения российского школьного учебника истории.

  Необходимо решить проблему выбора учебника:

             1.Ограничив рынок предложений, так как сегодня в целях получения прибыли, он завален некачественным продуктом;

             2. Обеспечить школы всем набором предложенных на рынке учебников, так как стоимость учебников зачастую не соответствует возможностям родителей, особенно в сельской местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема выбора профессии в современных условиях

Выбор профессии на сегодняшний день является первоочередной задачей которую необходимо решать в средней школе....

"Проблема выбора Насти и Митраши по сказке -были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Отличие данного урока от традиционных состоит в том, что он построен по методике Эдварда де Боно. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочн...

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Экспериментируя с методической литературой по разным учебникам математики, а последнее время часто перечитывая «Методику преподавания математики» сразу можно сделать сравнение какой учебник «луч...

Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка

Тренировочный тест для подготовки к ГИА...

Тест по экономике для 6 кл. по теме «Проблема выбора в экономике. Цена выбора»

Данный тест составлен для отработки таких важных экономических понятий как "проблема выбора" и "цена выбора (альтернативная стоимость)"; он всесторонне охватывает материал данной темы и может быть исп...

Итегрированный урок истории и литературы «Проблема выбора на войне». Авторы: Баландина М.Б., Яшников Д.В.

Баландина Марина Борисовнаучитель русского языка и литературыЯшников Дмитрий Владимировичучитель историиМОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска Итегрированный урок истории и литературы«Проблема выбора на ...

Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику :Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд. – М :Просвещение, 2016г.

Рабочая программа  по истории в классе к учебнику:История Древнего мира : учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд. – М :Просвещение, 2016г....