Итегрированный урок истории и литературы «Проблема выбора на войне». Авторы: Баландина М.Б., Яшников Д.В.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Баландина Марина Борисовна

учитель русского языка и литературы

Яшников Дмитрий Владимирович

учитель истории

МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска

 

Итегрированный урок истории и литературы

«Проблема выбора на войне»

 

Пояснительная записка

Данная тема рассматривается на уроках истории в ходе изучения раздела «Вторая мировая война» и на уроках литературы в разделе «Литература ХХ века».

Тип урока: интегрированный урок истории и литературы в 9 классе

Цель: путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить причины предательства и героизма на войне; дать оценку предательству.

Задачи:  умение вести работу с историческим документом; умение анализировать художественный текст, производит сопоставительный анализ; умение обобщать  делать вывод; формирование понятия героизма и коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны; развитие монологической речи учащихся.

Форма урока:

·        чередование фронтальной работы с классом, индивидуальной работы, групповой, самостоятельной работы в контексте системно-деятельностного подхода.

Методы обучения:

·        объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Оборудование урока: мультимидийное оборудование, исторические документы, текст повести В.Быкова «Сотников».

 

Ход урока:

 

Учитель истории: Как вы понимаете, что такое выбор, нравственный? Ваши ассоциации?

Составление кластера

image

А бывают ли безвыходные ситуации, когда невозможно принять решение?

Я предлагаю вам поразмышлять над таким высказыванием: «Безвыходных ситуаций не бывает, бывают ситуации, когда выход – это смерть». (В ходе размышления учащиеся выходят на проблему предательства).

Доклады учащихся:

1.    Причины и формы коллаборационизма в годы второй мировой войны.

2.    Причины и формы движения сопротивления в годы второй мировой войны.

Работа с документом Е.И. Журавлев «Судебные и внесудебные наказания коллаборационистов в СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенное время». Задание: Соответствовала ли степень наказания соврешенному преступлению? Почему наказание было таким суровым?

 

Предлагается создать кластер:

последствия

 

        
 image
  image
  image
  image

 

 

 

 

 

ПРЕДАТЕЛЬСТВО

 

        
  image
 image image image
 
 

 

 

 

 

 

причины

 

Учитель литературы:  Почему люди, выросшие в одной стране, воспитанные на одних идеалах, делали разный выбор? Сейчас мы проанализируем повесть В. Быкова «Сотников» и  постараемся понять, в чем истоки предательства и героизма.

·       Сообщение учащихся «Биография В. Быкова»

·       Сообщение учащихся «История написания повести «Сотников»»

Учитель литературы: Расскажите сюжет (Учащиеся кратко рассказывают сюжет).

Действительно очень кратко вы пересказали сюжет повести. События охватывают всего несколько суток. Значит, для автора важно что-то другое. А что?

Сам автор определяет это так: «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?» На эти вопросы попытаемся ответить и мы с вами.

Работа по группам

1 группа   

1. Как формируется первое представление о героях? Найти в тексте детали портрета, диалоги, которые формируют наше первое представление о героях

   2. Сопоставьте Сотникова и Рыбака. Чем отли­чаются они друг от друга? Как попали в партиза­ны? Как в мелочах проявляется разность их жиз­ненной позиции?

3. Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, прояви­лась разность нравственных позиций двух товари­щей? На чьей стороне здесь автор?

4. Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями (5,6 главы)? Детали предметной изобразительности: подробности действий, отношений, переживаний

Заполнить таблицу

Параметры

Сотников

Рыбак

Портрет, физическое состояние

Физически нездоров

Полон жизненных сил

Социальное происхождение

Интеллигент, до войны работал учителем

Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду

Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями

Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.

Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью

Как оказался в партизанском отряде

По идейным соображениям;

после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;

стремился бороться с врагом в любых условиях

Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Склонность к компромиссам

 

К компромиссам не склонен вообще. Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия

Готов идти на компромисс с врагом. Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам. Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.

Отношение к товарищу

 

Стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти

Хочет уйти, но возвращается, боясь объяснений в отряде

 

 

2 группа

1.    Какую роль играют эпизоды прошлого

Рыбак: Воспоминания о Зосе. Спасение коня и людей (глава 15)

Сотников: Первый фронтовой бой. Предательство женщины. Побег из плена. История с револьвером. Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой некогда оказался Сотников (гл. 8)?

Эти эпизоды помогаю лучше понять характер героев. Мы видим, что в Рыбаке нет жизненного стержня. Совершая  смелый поступок в юности, Рыбак делает это напоказ, он герой в деревни. Сотников уже в детстве понял , что за все нужно отвечать. Поэтому он идет прямо по жизни, не ищет компромиссов и оправданмий. Сцена допроса русского полковника прекрасно ил­люстрирует авторский идеал нравственного максима­лизма: невозможны уступки злу во имя добра. Раз вступив на путь измены, впоследствии с него не свер­нешь. Отказ полковника от любых компромиссов с врагом стал его последней победой, которая автору вовсе не кажется бесполезной, ведь случайным сви­детелем ее оказался Сотников и его товарищи по концлагерю, да и немец опешил, был побежден силой духа русского человека. Именно здесь прозвучала мысль автора о том, что духовная победа над врагом не менее значительна, чем его физический разгром.

3 группа

1. Как ведет себя Демчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака. Почему Петр пошел в лесиновские старос­ты? Как он ведет себя после ареста?

2. Как изображены в повести полицаи — Стась, Будила, Портнов? Как характеризует Стася его речь?

Даже чувство своей невиновности и страх за детей не способны пересилить в Демчихе ненависть к поли­цаям, переступившим границы человеческого зако­на. Характерно, что женщина ни разу не упрекнула партизан в своей трагедии, понимая, что ответствен­ность за нее целиком ложится на плечи палачей — такой уровень духовной свободы оказывается недо­ступным сильному и отчаянному Рыбаку, винящему Сотникова в своих бедах. Особое внимание уделяет Быков невыносимости нравственного бремени тех людей, которые вынуждены подчиняться своим вра­гам, вести двойную жизнь: староста Петр, несмотря на то что пошел в услужение к немцам по просьбе од­носельчан и, видимо, партизанского подполья, тем не менее не снимает с себя вины за этот поступок, а попав в застенок, не пытается обманом или мольбами смягчить свою участь. Более того, Петр пытается об­легчить участь девочке-еврейке, обреченной на мучи­тельную смерть, утишить мучения жестоко избитого Сотникова. Его судьба — пример невозможности нор­мального существования человека «между двух ог­ней» — путь, выбранный Рыбаком.

В. Быков не жалеет черных красок для изображе­ния полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми. Недаром, по сообщению Петра, Портнов до войны «против Бо­га, бывало, по деревням агитировал. Да так склад­но...», на столе же самого Петра в свое время Рыбак и Сотников обнаружили Библию. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются» и т. п. Характерна и речь Стася: он предал даже род­ной язык, разговаривая на варварской смеси бело­русского с немецким («Яволь в подвал! Биттэ про­шу!»).

4 группа

1. Какой путь к своему спасению выбирает Ры­бак? Как характеризует его поступок в детстве, когда он спас девочек и коня от падения в овраг? Почему, по мысли Быкова, человеку в ситуации нравственного выбора мало быть находчивым и смелым?

2. Как ведет себя Сотников накануне смерти? Почему отказывается от предложения Рыбака по­пытаться обмануть полицейских? Как характери­зует его история с отцовским пистолетом? Про­анализируйте сон Сотникова: как он связан с нрав­ственной идеей повести? Какой смысл приобрета­ет образ мальчика в буденовке, наблюдающего за казнью?

3. Почему Сотников подумал про приготовлен­ную им петлю: «Одна на двоих»? Как вы понимае­те финал повести?

Всегда находящий выход из любого положения Рыбак пытается перехитрить врага, не понимая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет к пре­дательству, потому что уже поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Он мед­ленно уступает врагу, отказавшись сначала думать о спасении Демчихи, потом Сотникова, а потом и соб­ственной души. Введя эпизод со смелым поступком Рыбака в юности, писатель еще раз хочет подчерк­нуть, что отвага и находчивость еще не свидетельст­вуют о силе духа, так же как сила духа не сводится к ним. Оказавшись в безвыходной ситуации. Рыбак пе­ред лицом неминуемой смерти струсил и тем обнару­жил границы своего бесстрашия, звериную жизнь предпочтя человеческой смерти.

В отличие от Рыбака Сотников не только пытается взять на себя вину других и тем спасти их, — для не­го важно достойно умереть. Личная этика Сотникова очень близка христианской — положить душу «за други своя», не пытаясь купить себе мольбами или предательством недостойную жизнь.

Нравственный выбор

 

Сотников

Рыбак

Любую цену за возможность выжить не принимает.

Ради жизни способен пойти на предательство

 Финал повести перекликается с библейским сюжетом. Сотников, подобно Христу, старается взять на себя вину. А Рыбак оказывается Иудой. Духовно Рыбак погибает в тот же момент, что и Сотников. Но Сотников в сознании, в памяти людей остается героем. Неслучайно В. Быков вводит эпизод с мальчиком, которые смотрит на Сотникова. И Сотников для него такой же пример стойкости и силы духа, как полковник для Сотникова.

Учитель литературы: Вернемся к высказыванию, над которым мы рассуждали в начале урока «Безвыходных ситуаций не бывает, бывают ситуации, когда выход – это смерть». Почему Рыбак совершил предательство? Он оказался в безвыходной ситуации? Так в чем же причины предательства и героизма? (В. Быков показывает, что не физическая сила определят суть человека.  Причина предательства Рыбака – ущербность души. Идейная зрелость, высокая духовность позволяют Сотникову найти единое достойное решение в жестоких обстоятельствах).

Рефлексия:

Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия?

Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы).  По каким критериям?

 

Домашнее задание:

составление ПОПС-формулы:

П – позиция

О – объяснение

П – пример

С – следствие

ответить на вопрос: «В чем заключает идея повести В. Быкова «Сотников»»

Продолжить предложения:

Я считаю, что…..

Потому что…..

Я могу это доказать примером…..

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…..

 

Литература:

1.    Агеносов В. В., Безносов Э. Л. Русская литература ХХ века.11 класс. Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2010 г.

2.    Адамович А. А. Торжество человека. - Вопросы литературы, 1973, № 5, стр. 116.

3.    Антифашисткое сопротивление в Европе.-  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  encyclopedia.mil.ru.

4.    Журавлев Е.И. Судебные и внесудебные наказания коллаборационистов в СССР в период Великой Отечественной войны и послевоенное время //Научные ведомости. – 2013. – № 22. – Выпуск 28.

5.    Зелянина О. Ю. Урок-размышление по литературе в 10-м классе по повести В.Быкова "Сотников". Тема: "Цена жизни..." - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/616885/

6.    Семиряга М.И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. – М., 2000. – С.53.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon integrirovannyy_urok_istorii_i_literatury.pdf367.58 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать  своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших эт...

Интегрированный урок истории и литературы в 11 классе «В огне гражданской войны…»

Представленный урок способствует формированию универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин: истории и литературы....

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...

Презентация к интегрированному уроку истории и литературы «Гражданская война как трагедия народа». 11 класс

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.                     Демокрит...