Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования
статья по теме

«Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_vypusknikov_k_samostoyatelnoy_zhizni.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Термином «адаптация» в психологической литературе принято определять процесс приспособления, а результатом этого процесса является адаптированность.  Адаптация рассматривается как способ связи личности и макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека, приобретение новой социальной роли, т.е. адаптация соотносится с социализацией.

Огромную роль в социальной адаптации выпускника детского дома играет педагогический коллектив.  Психологическая компетентность у педагогов образовательного учреждения интернатного типа   должна быть на высоком уровне. Воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования применяют комплекс знаний и умений по психологии для решения профессиональных задач в социально-педагогической деятельности. Применяя знания о закономерностях психического, личностного развития ребенка, учитывая возрастные, индивидуальные различия, умственные особенности наших воспитанников, строят воспитательный процесс в нужном направлении. Наши педагоги умеют адекватно оценить состояние ребенка, его поведение, настроение, умеют выбрать по отношению к каждому воспитаннику такую форму социально-психологического и педагогического воздействия, которая отвечает его индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям. Умелое использование психологической компетентности педагогами позволяет детям более успешно адаптироваться к самостоятельной жизни.

           Время перехода из детского дома в совершенно новую сферу жизнедеятельности – профессиональное училище, техникум или ВУЗ -  является сильнейшим стрессом для многих выпускников детских домов. Необходимым условием для их успешной адаптации должно быть тесное сотрудничество руководства и социально-психологической службы данных образовательных учреждений с детским домом. Но нами наблюдается несколько иная картина. Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования не поддерживают тесной связи с детским домом, оттуда поступают чаще всего сигналы только о свершившихся проступках, хотя при  более тесном контакте, изучив особенности наших детей, многих негативных процессов  можно было бы избежать. Не хочется говорить о безразличии администрации данных учреждений и низком уровне психологической компетентности педагогов, но последние факты говорят об обратном. Наши дети привыкли к контролю, а при переходе в начальное профессиональное учреждение этот контроль пропадает, дети не знают, что им делать с этой свободой. Я считаю, что система эта далеко не совершенна. Если и нужно снижать уровень контроля, то постепенно, и с учетом личностных качеств учащихся - наших выпускников. Подчеркивая процессуальный характер адаптационного процесса, профессор Калифорнийского университета Т. Шибутани  пишет, что адаптация не является единовременным актом, а требует серии «приспособлений». Подчеркивая непрерывный характер адаптационного процесса, исследователи в этой области сосредотачивают свое внимание на его начальных этапах, когда процесс приспособления идет наиболее активно. Интересные данные по принятым срокам окончания адаптации приводит в своей работе канд. психол. наук Георгиева И.А. Так, адаптация к малой группе, к определенным межличностным отношениям длится от 4-5 месяцев до 1-1,5 лет. Приспособление к профессиональной деятельности колеблется от 9-10 месяцев до 1-2 лет,  примерно столько же к обучению в ВУЗе, а к производственной деятельности - до 3-5 лет. Т.е. именно в этот период выпускнику детского дома особенно необходимо психолого-педагогическое сопровождение.

 Очень важно выпускнику детского дома не оказаться в социальном вакууме. У него нет опоры в семье, не всегда рядом будет компетентный специалист. Здесь важно научить детей детского дома, в какие организационные структуры он может обратиться с тем или иным вопросом. Выпускник не должен ощущать себя потерянным.

          Ученые пришли к выводу, что «адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности».

В качестве показателей успешной социально-психологической адаптации  личности в новых социокультурных условиях существования  на групповом уровне будут выступать:

-удовлетворенность отношениями с новым окружением;

-позитивная  социальная (этническая) идентичность;

-позитивный образ «Мы» и позитивный образ «Они»;

-межгрупповая толерантность.

В качестве показателей успешной социально-психологической адаптации индивида на личностном уровне можно выделить:

-актуализация развитых потребностей в самоуважении и  самоактуализации;

-удовлетворенность профессиональной деятельностью как важнейшим условием реализации потребности в самоактуализации;

-удовлетворенность смыслом жизни и оптимистическая оценка жизненной ситуации;

-высокая активность, эмоциональная стабильность.

Resource id #314

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Адаптация выпускников к самостоятельной жизни как фактор результативного сотрудничества педагогического коллектива с учреждениями образования»

Одной из ключевых сторон социализации выпускника детского учреждения интернатного типа является трудовая подготовка....

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)

В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание дека...

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX века (по уставам 1804 и 1828 года)

В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание дека...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Классный час "Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов"

Цель: Формирование информационной и коммуникативной компетентности, компетентности в решении проблем, критического и творческого мышления .  Задачи:-Научить обрабатывать и обобщать инфо...