Доклад на МО «Личностно-ориентированная педагогика в системе работы с детьми»
статья по теме

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_mo.17.11.2011g.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Личностно-ориентированная педагогика в системе работы с детьми

  (из опыта работы)»

17.11.2011г.

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей

 на занятиях кружка «Лоскуток»

Большинство технологий личностно-ориентированного обучения легче всего реализовать на уроках технологии в школе, т.к., во-первых, этот учебный предмет предполагает присутствие на  занятиях только половины класса (обслуживающий труд – девочки, технический труд - мальчики), во-вторых, содержание образовательной области «Технология» дает возможность самостоятельного выбора детьми объектов труда, что уже заложено в  личностно-ориентированном образовании. То же можно сказать о реализации личностно-ориентированного подхода и на кружках декоративно-прикладного творчества.

Кружки художественно-эстетической направленности ориентированы на изменение типа взаимодействия «учитель-ученик» («педагог-воспитанник»). От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребёнка. Изменяется позиция ученика (воспитанника)  - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.  Меняется и характер складывающихся на занятиях отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности детей.

На занятиях кружка «Лоскуток»  применяются:

- разноуровневый подход (ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребёнку) – дети занимаются по основной и  коррекционной рабочим программам, апробируется программа для вновь поступивших детей.  Разноуровневый подход предусматривает использование разного количества времени, необходимого ребенку для усвоения учебного материала. Одно и то же задание дети выполняют за различное время.

- дифференцированный подход (выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения);  

- индивидуальный подход (распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям).

 Эти понятия выстраивают модель личностно-ориентированного обучения. Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. Индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе.

На занятиях кружка «Лоскуток» создаются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности каждого ребёнка.  В процессе работы я стремлюсь поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность, веру в свои силы и возможности каждого воспитанника, дружелюбную интонацию голоса. Как педагог, я стараюсь создать особый стиль взаимоотношений с детьми, построенный на принципах сотворчества и содружества.

При выборе объекта труда учитываются интересы, потребности, возможности и способности воспитанников. Так, Жулина Юля выбрала объектом труда мягкую игрушку-подушку Кота, Кочеткова Вероника захотела шить игрушку – кошку.  Кузнецова Анора и Глазкова Мария перед началом работы над лоскутным панно долго выбирали эскиз будущего творения, советовались с педагогом, обсуждали использование различных материалов. Аржаникова Алёна из предложенных вариантов ничего не выбрала и сама придумала своего «героя» - Смайлика. Наумова Ира с удовольствием сшила декоративную  симпатичную подушку, вид этого объекта труда также был разработан самой воспитанницей, и сейчас, к радости хозяйки, замечательная декоративная подушка украшает изголовье её кровати.  Бачихина Юля и Чепелева Елена согласились с предложением педагога изготовить  мягкую игрушку Мишку (Лена уже преподнесла эту поделку в подарок).

Для каждой участницы кружка «Лоскуток» я стараюсь создавать «ситуацию успеха», предлагая такие задания, с которыми она обязательно справится, хвалю за малейшую победу, за минимальный успех, за преодоление,  ведь это позволяет воспитаннице поверить в свои силы, мотивирует желание увидеть достойный результат своей деятельности, чтобы вновь ощутить радость успеха.  В процессе работы я предоставляю детям  возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.

Наиболее важными принципами личностно-ориентированного подхода в обучении являются:

  • - умение помочь ребёнку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;
  • - умение перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его, мотивировать на успех;
  • - умение подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту и ребёнку;
  • - умение оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне.

Личностно-ориентированный подход повышает интерес детей к занятиям. Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают у каждого ребёнка ощущение благополучия и помогают оптимизировать усвоение программы, т.к. хорошее настроение обостряет восприятие, повышает творческую активность.

Resource id #2162

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Личностно-ориентированный подход преподавания предмета "Технология" с одаренными детьми"

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развитие не как "коллективного субъекта", но,  прежде всег...

Доклад по теме: "Личностно-ориентированное обучение"

В докладе :"Личностно-ориентированное обучение" отражаются основные принципы обучения в свете личностного ориентирования....

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"

Доклад на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении физике"...

Доклад «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»

Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях «Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства». Август 2014 г.Докл...

Статья " Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Педагогика сотрудничества."

Для каждого учителя важно наиболее полно раскрыть возможности и способности своих учеников, раскрыть их индивидуальности. История как особый предмет – самый воспитательный, самый эмоциональный, ...