статья "Из опыта работы с одаренными"
статья по теме

Литвинова Евгения Сергеевна

статья на районный методический совет с обобщением опыта работы с одаренными детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше  без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Не все дети одинаково способны. Один обладает слухом и певческим голосом, другой склонен к математике или способен добиться больших спортивных успехов. Но ученые сегодня единодушны в одном: бесталанных людей нет. Эту  истину в полной мере поддерживают многие  учителя нашей школы,  решая задачу превратить потенциальные возможности  наших учеников в  реальные, подобрать ключ к «могучему сейфу», в котором заключены несметные богатства человеческих способностей.

      Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых  детей составляет одну их  главных  задач  совершенствования  системы  образования. Такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и  мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и  лучше  понимают  отношения  и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к  себе, но и к  окружающему.  Поэтому  педагоги,  работающие  с  одаренными  детьми, должны оказывать помощь в их творческих начинаниях.

          В целом  можно  представить  следующую синтетическую  структуру  творческой одаренности, включая в нее:

   1) доминирующую роль познавательной мотивации;

   2) исследовательскую творческую активность,  выражающуюся  в  обнаружении  нового в постановке и решении проблемы;

   3) возможности достижения оригинальных решений;

   4) возможности прогнозирования и предвосхищения;

   5) способности к  созданию  идеальных  эталонов,  обеспечивающих  высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Великий Наполеон говорил: «Когда ищешь причины успехов великих полководцев, то удивляешься, находя, что было ими сделано все, чтоб обеспечить их».

Да, успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам  стремится к успеху… - вот главный принцип работы с одаренными учащимися.

 При работе с одарёнными детьми учителю необходимо:

- обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования;

- стимулировать познавательные способности учащихся;

- работать по специальному учебному плану;

- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность;

- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

- уменьшать стресс учащихся.

Научить наших учеников действовать - самая важная задача, которую должна решать школа. Поэтому своих учеников я пытаюсь увлечь, помочь им окунуться в творчество, исследование, помочь раскрыться. В этом мне помогают различного уровня конкурсы, соревнования и олимпиады. Начинаем со школьного уровня, и когда ребенок почувствует за своей спиной крылья, отправляю его в полет уже на более серьезный уровень – районный, городской, областной…

На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся заканчивающие наши школы насыщены различными знаниями, при этом совершенно не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно- исследовательской и научно-практической деятельности. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний. Как ничто другое развивает мышление, логику, учит постановке целей, задач и поиску способов их достижения, с освоением различных методов. Все это приобретается на основе собственного опыта, что приводит к более глубокому осмыслению.

Обычно выделяют несколько принципов процесса исследования:

- Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим).

- Принцип осознанности как проблемы, цели, задач, так и хода исследования в целом.

- Принцип самостоятельности (ученик может осуществить исследование только через собственный опыт).

- Принцип наглядности (существует в педагогике еще со времен Я.А. Коменского, позже был развит Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо: в процессе исследования ребенок изучает мир таким, какой он есть на самом деле).

Необходимо понимать, что научно-исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной работы учащегося и педагога. При написании работ учитель должен понимать главную цель и основные задачи работы.

Цель научно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей и повышении уровня их научной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения.

Основными задачами научно-исследовательской работы являются:
    - формирование у школьника интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач;
   - развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
    - выявление наиболее одаренных и талантливых школьников, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач.

Лучше всего характеризуют цели проводимой с ребятами работы слова: «Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека 

При работе над исследовательской работой следует помнить несколько правил:

Итак, правило первое - преодолеть неуверенность и страх ученика перед будущей работой. Большинство детей являются одаренными в какой-либо области. И даже "середнячки" и "троечники" могут добиться успеха в исследовании заинтересовавшей их темы. Убедить, вселить веру в собственные силы - вот задача учителя на первом этапе.

Правило второе - в выборе темы идти от интересов самого ученика. Те, кто занимается учебными исследованиями с детьми, знают, как безумно трудно иногда бывает выбрать и сформулировать тему будущей работы, чтобы она была интересной, малоисследованной, проблемной. Я всегда стараюсь узнать, что интересует самого ученика, прошу его самого если не сформулировать, то хотя бы обозначить тему или область будущего исследования. Если это не удается - предлагаю свои темы, варианты которых всегда есть у меня в "копилке".

Правило третье - правильно выбрать и сформулировать тему будущей работы.

Правило четвертое - ученик должен чувствовать интерес руководителя к своей работе. Много раз убеждалась в том, что коллеги, взявшиеся чисто формально за руководство работой ученика, пассивно ожидающие того, что "сами принесут дети", не добиваются результата, чаще всего такая работа не только не доводится до конца, но и "умирает" на начальном этапе.

Правило пятое - организованность и четкость, строгое соблюдение намеченных сроков. Очень важно составить график выполнения работы: это поможет избежать спешки, неразберихи, которые ухудшают качество работы.

Правило шестое - помочь учащемуся представить свою работу. Часто бывает так, что ученик может добросовестно и вдумчиво работать, выполняет прекрасное исследование, но испытывает страх перед публичным выступлением.

Что же делать, чтобы избежать этого? Опять же - задача руководителя - не пускать ситуацию "на самотек", репетировать с ребенком будущую защиту по минутам, чтобы уложиться в регламент выступления. Также очень полезной бывает защита работы перед классом, для чего я выделяю десять минут на уроке.

Другой метод работы с одаренными детьми – это выступление детей на различного рода литературных конкурсах: конкурсы чтецов, выступления агитбригад и т.д. Когда ученик также совместно с педагогом работает над выбором темы, произведения, жанра, готовит выступление, продумывает детали и т.д. Сюда уже детей без определенного рода талантов не возьмешь: требуется артистизм, живая мимика, владение голосом, четкая речь.  Предпочитаю здесь также дать ребенку самому выбрать понравившееся произведение, если он затрудняется, то даю на выбор несколько подходящих. Работа по подготовке не менее кропотливая и трудоемкая. Ребенок за день не станет хорошим чтецом, для этого нужны месяцы, годы.

Участвуют мои дети в конкурсах по созданию собственных произведений: пишут сказки, рассказы, сочинения. Тут уже моя роль ограничивается редактированием, советами «как лучше», «а я бы так написала..». Это уже личный процесс выражения таланта ребенка.

В заключении хочется сказать, что одаренные дети – редкое явление в школе, а вот ученики с незаурядными способностями в школах есть. Это дети, способные выражать  свое мнение по поводу того или иного вопроса, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую работу в рамках урока. Работать с одаренными детьми – огромный труд, так как каждый из них – личность, индивидуальность. Они неординарны, и работать с ними трудно, но в то же время интересно.            

Я абсолютно убеждена и доказала на практике: одаренные дети есть даже в самой обычной школе, просто надо их "увидеть" и помочь раскрыть себя. Именно научно-исследовательская деятельность учащихся может помочь раскрыть их потенциал, повысить самооценку, стать успешными, даст толчок к дальнейшему саморазвитию.

Своим собственным опытом я в этом уже не раз убедилась: у меня довольно много победителей конкурсов научно-методических исследований, конкурсов чтецов, олимпиад. Многие мои дети отмечены грамотами за вклад в культуру Челябинской области. Я горжусь своими учениками.

Литература:

1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М., 2001. - 123 с.

2. Исследовательская работа школьников (Сост. Криволап Н.С.). - Минск: "Красико-Принт", 2002. - 178 с.

3. Кондратюк И.П., Степанова Н.Е. Как сделать хорошую исследовательскую работу. - НМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга, 2006. - 69 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта работы с одаренными в средней школе

Приступая к обучению английскому языку учащихся 2 класса в 2006, я ставила своей целью раскрытие возможностей и выявление талантов всех без исключения учащихся группы 2 "б" класса.  В группе было...

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

Из опыта работы с одаренными детьми

формы работы и приемы работы с одаренными детьми....

«Из опыта работы с одаренными детьми»

«Из опыта работы с одаренными детьми»...

Из опыта работы с одаренными детьми

Согласно Гансу Селье, одному из крупнейших современных исследователей, лауреату Нобелевской премии, любой ученый, исследователь...

"Из опыта работы с одаренными детьми"

Методические рекомендации "Из опыта работы с одаренными детьми"...

статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"

Данная статья предназначена, в первую очередь,  преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы,  методы  работы с деть...