Речевая карта для углублённого обследования школьника с дизартрией.
методическая разработка по теме

Акимова Нина Константиновна

Речевая карта для углубленного обследования ребенка с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «____»____________201__г.

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________Возраст ____________                                                                                                                                       Школа____________________________                                                                    Класс    _____________ 

Родители (законные представители)_________________________________________________________

1. Общие сведения.

Заключение невропатолога________________________________________________________________

Заключение психиатра        ________________________________________________________________

КОНТАКТ:

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Не вступает

Формальный (внешний)

избирательный

Легко и быстро

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА

активный

пассивный

Колебания настроения

Неадекватное поведение

СОСТОЯНИЕ СЛУХА

Патологии не выявлено

снижен

Нуждается в дополнительном обследовании

СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ

Патологии не выявлено

Заключение офтальмолога (по карте)

МОТОРИКА

ОБЩАЯ: ходит самостоятельно

                ходит с опорой

                нарушение координации движений

КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:              ведущая рука (правая/ левая)

                                                              хватание

                                                              недостаточность мелкой моторики

                                                              синкенезии

                                                              гиперкинезы

                                                              моторика не нарушена

                                                              другое

2. Состояние мимической и жевательной мускулатуры

В ПОКОЕ:

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Носогубные складки:                          симметричные

                                                              ассиметричные

Смыкания губ            :                         полное

                                                              неполное

Рот закрыт:                                           постоянно

                                                               временно

Рот открыт постоянно                    

Наличие гиперкинезов

Саливация

Амимия лица

В ДВИЖЕНИИ

Нахмурить, поднять брови

Закрыть, открыть глаза (оба, попеременно),

Оскалить, сжать зубы.

Надуть, втянуть щёки

Открыть, закрыть рот

Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть

Имитация жевания

Глотание

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИМИКИ

(живая, вялая, напряженная, темп, объем,  плавность, синкенезии  др.)            

3. Строение артикуляционного аппарата.

ГУБЫ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

толстые

тонкие

без особенностей

другое.

ЗУБЫ

Посадка зубов ( норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные,без промежутков,с промежутками, отсутствие резцов, др.)

Прикус (норма, закрытый, прямой прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой)

ЯЗЫК

широкий

толстый

тонкий

узкий

беспокойный

географический

Наличие девиации

Укорочение уздечки

Без особенностей

Другое.

ТВЁРДОЕ НЕБО

низкое

высокое

готическое

Наличие расщелины

Без особенностей

другое

МЯГКОЕ НЕБО

укороченное

Раздвоение увула

Отсутствие увула

Без особенностей

4. Подвижность артикуляционной моторики.

ДВИЖЕНИЕ ГУБ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

смычка

оскал

Выпячивание вперёд

ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКА

Вперед-назад

Вверх-вниз

Вправо-влево

Высовывание жалом

распластывание

ДВИЖЕНИЕ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

Открывание рта

Закрывание рта

СОСТОЯНИЕ МЯГКОГО НЕБА

Поднимание небной занавески при энергичном произнесении   «а»

Наличие или отсутствие утечки воздуха при произнесении гласных

Наличие или отсутствие глоточного рефлекса ( появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому небу)

ПРИ ОТСУТСТВИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ ГУБ, ЯЗЫКА, ДРУГИХ ОРГАНОВ

Наличие рефлекторных движений:                                         губ

                                                                                                    языка

                                                                                                    мягкого неба                    

5. Выраженность неврологической сиптоматики

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Парезы                                                                          (спстические, вялые)

Гиперкинезы

Кинетическая апраксия

Кинестетическая апраксия

Синкенезии

Нередуцированные рефлексы орального автоматизма

Саливация

6. Просодическая организация речи.

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

ДЫХАНИЕ :нижнереберный тип

                      Брюшной тип

                      Грудной тип

                      Ключичный тип

                      Смешанный  тип

Частота ( норма, ускоренное)

Равномерность (ровное, прерывистое)

ГОЛОС

Сила   (Сильный, слабый, затухающий, др.)

Высота( высокий, низкий, непостоянный др.)

Тембр  (назализованный, хриплый, напряженный, дрожащий др.)

РИТМ:                                                                                      норма

                                                                                                  аритмия

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМП :                                                                                      норма

                                                                                                   замедленный

                                                                                                   ускоренный

ЗАПИНКИ

ЗАИКАНИЕ

7. Импрессивная речь

ИНСТРУКЦИИ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

                                                                           простые

                                                                           сложные

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ

                                                                           Слова-предметы и их части

                                                                           Слова-действия

                                                                           Слова-признаки

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ

                                                                                                предложные

                                                                                                сравнительные

                                                                                                обратные

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕНОСНОГО СМЫСЛА

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

С простым сюжетом

Со сложным сюжетом

8. Экспрессивная речь.

8.1. Характеристика собственной речи

ТИПЫ УПОТРЕБЛЯЕМЫХ ФРАЗ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Отсутствие звуковых средств общения

Произносит отдельные звуки, звукоподражания, лепетные слова

Произносит несколько простых общеупотребительных слов

Использование парадигматических средств общения

Пользуется простой  фразой

Пользуется развернутой  фразой.

Сложносочиненная  (сложноподчиненная) фраза

Фраза с однородными членамии, с использов.. дееприч, прич. оборотов

ЭХОЛАЛИЯ

РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ

СТЕПЕНЬ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ:( нечеткая, малопонятная, др.)

8.2. Связная речь

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

По сюжетной картинке

По серии картинок

пересказ

Рассказ-описание (предмета)

Рассказ по представлению

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССКАЗА (развернутость, точность, последовательность, правильность оформления)

8.3  Уровень сформированности лексикона

ОБЪЕМ СЛОВАРЯ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

ПРЕДМЕТНЫЙ СЛОВАРЬ

                                                                       Объяснение значения слов

                                                                       Называние предметов

                                                                       Обобщение

                                                                        Редкоупотребляемая лексика

СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ

                                                                 Прилагательные качественные

                                                                 Прилагательные относительные

                                                                 Прилагательные притяжательные

ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ

                                                                          Глаголы действия

                                                                          Глаголы движения

                                                                          Глаголы самообслуживания

НАРЕЧИЯ

АНТОНИМЫ

СИНОНИМЫ

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС :                                                достаточный

                                                                                         в пределах обихода

                                                                                         ограничен

8.4. Уровень сформированности грамматической компетенции

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Изменение существительных по числам

Изменение существительных по падежам

Согласование прилагательных с существ. в ( роде, числе, падеже)

Согласование числительных (2,5) с существительными

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

                                                                            Приставочный способ

                                                                            Суффиксальный способ

                                                                            Смешанный способ

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ

                                                                       В, на, под

                                                                       С, из, над

                                                                       К, от, из-за, из-под,

                                                                       За, перед, между, через, около

СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ АГРАММАТИЗМА

                                                     Отсутствие грамматических форм

                                                      Начатки грамматического оформления

                                                      Грубые аграмматизмы

                                                      Негрубые аграмматизмы

                                                      Отдельные аграмматизмы

ХАРАКТЕР АГРАММАТИЗМА

                                                     Отсутствие грамматических средств

                                                     Смешение моделей

                                                     Нарушение порядка слов в предложении

                                                     Пропуски, замены, смешения предлогов

                                                     Другое

8.5. Звукопроизношение

Первичное обследование

изолированно

С

  ,  

С

З

,

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

,

Л

Р

,

Р

Н

,

Н

М

,

М

J

Т

,

Т

слово

спонтанная

речь

Д

    ,

Д

К

   ,

К

Г

  ,

Г

Х

  ,

Х

В

  ,

В

Ф

  ,

Ф

А

О

У

Ы

Э

И

изолированно

слово

спонтанная

речь

Вторичное обследование

изолированно

С

  ,  

С

З

,

З

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

,

Л

Р

,

Р

Н

,

Н

М

,

М

J

Т

,

Т

слово

спонтанная

речь

Д

    ,

Д

К

   ,

К

Г

  ,

Г

Х

  ,

Х

В

  ,

В

Ф

  ,

Ф

А

О

У

Ы

Э

И

изолированно

слово

спонтанная

речь

9. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Выделение звука на фоне слова

Дифференциация звуков                        По звонкости-глухости                                

                                                                  По твердости-мягкости

                                                                  Свистящих-шипящих                                    

                                                                  Соноров

                                                                  Гласных

                                                                 Сходных по месту образования

                                                                 Сходных по способу образования

                                                                 Других звуков

Идентификация слов-паронимов

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Выделение (последнего, первого) звука в слове

Определение места звука в слове

Определение последовательности звуков в слове

Определение количества звуков в слове

Фонематический синтез

Подбор слов (картинок) на заданный звук

Фонематический слух                                                       нарушен

                                                                                            не нарушен

Фонематическое восприятие                                           сформировано

                                                                                            не сформировано

10.Слоговая структура слова.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

Слоговая структура слов не нарушена

НАРУШЕНИЯ Элизии (усечения звука, слога)

                    Персеверации (повторение слога)

                    Антиципации (уподобление одного слога другому)

                    Итерации (добавление гласной в место стечения согласных)

                    Перестановки слогов

                    Контаминации (соединение частей двух слов)

ПОВТОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ (со словами сложной слоговой структуры)

11 Письменная речь (Письменные работы прилагаются)

Списывание::

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

С печатного текста

С письменного текста

Диктант

Изложение

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ОШИБКИ:

     Оптического характера

     Акустического характера

     Артикуляторного характера

     Графического обозначения синтаксической структуры предложения

     Комбинированные

    Смысловые

     Речевые

Самостоятельное письмо отсутствует

* Наличие и характер специфических ошибок в письменных работах учащихся..

12. Чтение.

СПОСОБ ЧТЕНИЯ

Первичное

обследование

Вторичное

обследование

                                                                                                     побуквенное

                                                                                                     послоговое

                                                                                                   Слог + слово

                                                                                             Целыми словами

ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

ОШИБКИ ПРИ ЧТЕНИИ

                                                       Пропуски (гласных, согласных, слогов)

                                                       Добавления (итерации)

                                                       Антиципации( уподобления)

                                                       Персеверации (повтор )

                                                       Усечение окончаний

                                                       Искажения

                                                       Замены

                                                       Не правильно поставленное ударение

                                                       Интонационные ошибки

                                                       Угадывающее чтение

ОШИБКИ ОТСУТСТВУЮТ

13.Заикание

13.1. Предполагаемая причина, выраженность, форма, ситуации, в которых оно проявляется.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Психологическая база речи.

14.1. Вербальная память___________________________________________________________________

14.2 Речевое внимание  ___________________________________________________________________

14.3. Мышление    _______________________________________________________________________

14.4.Внимание___________________________________________________________________________

15. Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность,  работоспособность, наблюдательность, отношение к дефекту).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________

УТОЧНЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

РЕКОМЕНДАЦИИ_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕД____________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта школьника.

Вариантов речевых карт множество. Я предлагаю свой вариант: минимум заполнения, максимум информации. В заявлении о приёме на логопункт есть анкета для родителей....

Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников

Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...

«Использование творческих видов деятельности в формировании иноязычных речевых навыков у младших школьников»

в реферате можно найти информацию о психологических особенностях младших школьников, особенностях организации обучения младших школьников, фрагменты занятий....

Речевая карта школьника

РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ____________________________________________Возраст__________________________________________________Школа  __________________________________________________Домаш...

Речевая карта для младших школьников

Речевая карта для младших школьников...

Речевая карта младшего школьника. Карта психолого-педагогического сопровождения.

Индивидуальная карта ученика включает: первичное обследование, текущие наблюдения, выводы по итогам учебного года при анализе следующих аспектов: понимание обращенной речи, общая характеристика собств...

Речевая карта школьника (И.А. Смирнова)

Речевая карта для логопедического обледования школьников...