Материалы для педагогов
статья по теме

Рекомендации педагогам по развитию мимики и пантомимики у детей с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_pedagogam.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Для успешного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения необходимо учитывать такие факторы, как глубина патологии основных зрительных функций, течение заболевания органа зрения, офтальмо-гигиенические и эргономические требования

к условиям обучения названной категории детей, положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.), характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.

Чтобы компенсировать недостающую зрительную информацию у детей с нарушениями зрения, необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развивать восприятие с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.

Обязательно введение специальных коррекционных видов занятий по развитию сохранной сенсорной сферы, зрительного восприятия, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике и лечебной физкультуре в сочетании с адаптивной физкультурой (для коррекции отклонений в физическом развитии и двигательной сфере), логопедическая помощь, формированию неречевых средств общения (мимики и пантомимики).

Неречевые средства дают возможность проникать во внутренний мир человека,

с которым общаешься. С помощью слов передается фактическая информация, тогда как неречевые средства общения передают отношение человека к информации. Жест, мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах позволяют партнеру по общению узнать из сообщения больше, чем несет собственно вербальный текст.


Методические рекомендации, направленные на обеспечение связи

по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики»

с содержанием предметных уроков

Русский язык

Программа по русскому языку в начальной школе включает в качестве задач обучения работу по развитию фонематического слуха, развитию устной речи, развитию соотнесения слова и образа, развитию зрительного, слухового (в работе со слепыми и частично зрячими — осязательного) восприятия, работу по ориентировке в малом пространстве.

В целях реализации связи содержания работы по коррекционно-образовательной дисциплине «Развитие мимики и пантомимики обучающихся с нарушениями зрения»

с содержанием предметных уроков (русского языка) рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

  • развитию фонематического слуха (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний);
  • развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз);
  • обогащению словарного запаса (за счет использования лексики, связанной с эмоциями, чувствами и способами их выражения);
  • развитию зрительного восприятия (за счет знакомства со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок, героев кинофильмов, у реальных людей);
  • соотнесению словаря и образа (за счет использования материала, позволяющего называть, узнавать, соотносить эмоциональные проявления со словесным их обозначением).

        Целесообразно в целях реализации принципа комплексного подхода включать материал, связанный с формированием базовой культуры школьников с нарушениями зрения:

  • использование в качестве наглядного материала графических изображений, иллюстраций, сюжетных картинок, цветных, силуэтных, контурных изображений персонажей, передающих различные эмоциональные состояния;
  • сюжетных картинок с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, о которых свидетельствуют мимические и пантомимические движения персонажей;
  • грамзаписи голосов людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях;
  • продуцирование школьниками различных эмоциональных состояний во время чтения, инсценирования, драматизации литературных произведений и т.п.).

Математика

В целях реализации связи содержания работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков математики рекомендовано включение в содержание работы материала, способствующего:

  • развитию самоуправления (упражнения и игры, требующие управления голосом, телом);
  • развитию навыков количественной оценки и применению выражений, обозначающих количественную оценку эмоционального состояния, за счет использования приема сравнения степени выраженности у человека (реального, схематичного) различных эмоциональных состояний с применением характеристик, как «примерно столько же», «намного больше», «намного меньше».

(«У этого человека лицо намного радостнее, чем у другого», «У этих людей примерно одинаковая сила голоса» и т.п.);

  • выполнение графических работ по схематичному изображению (в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица, выражающего основные эмоциональные состояния (по команде ведущего).

В качестве наглядного материала на уроках математики целесообразно использовать иллюстрации, графические изображения, сюжетные картинки с изображениями различных эмоциональных состояний, сюжетные картинки с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

Физическое воспитание

Для реализации связи работы по указанной коррекционно-образовательной дисциплине и уроков физического воспитания необходимо включать в работу по формированию базовой коммуникативной культуры упражнения для совершенствования невербальных способов общения; материал, связанный с координацией мимических и пантомимических движений, характерных для основных эмоциональных состояний:

  • по команде педагога (обучающегося);
  • по собственной команде;
  • по цепочке команд.

Пространственная ориентировка

Для реализации связи содержания работы по формированию выразительных движений обучающихся с нарушениями зрения с содержанием занятий по пространственной ориентировке рекомендовано включение материала, связанного:

  • с называнием, узнаванием, соотнесением различных частей тела, участвующих в проявлении чувств и основных эмоциональных состояний;
  • с дифференцировкой вербальных и невербальных средств общения, участвующих в проявлении основных эмоциональных состояний;
  • с дифференцировкой звуков, производимых человеком, находящихся в том или ином эмоциональном состоянии;
  • с включением в содержание занятий по ПО материала, позволяющего максимально использовать знания (об эмоциях, чувствах, способах их проявлений), умения (узнавать, называть, соотносить, моделировать эмоциональные состояния) и личностные новообразования (эмпатические проявления), приобретенные на коррекционных занятиях по развитию мимики и пантомимики.

Офтальмо-гигиенические требования к учебно-наглядным пособиям

Большое значение в организации работы имеет соблюдение офтальмо-гигиенических требований к учебно-наглядным пособиям, которые должны формой, расцветкой, размерами соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения каждого обучающегося, что в свою очередь, облегчает зрительную работу и повышает эффективность всех видов деятельности, связанной с использованием зрения.

Плоскость рабочей поверхности для выполнения зрительной работы зависит от вида косоглазия (при РСХК — горизонтальная, при СХК — вертикальная) и от формы глазной патологии (при близорукости, глаукоме — вертикальная, при дальнозоркости — горизонтальная).

Необходимо:

  • использование комфортных для дефектного зрения шрифтов (использование укрупненных шрифтов с линиями одинаковой ширины, то есть без утончений); индивидуальный подбор размеров букв, цифр и других знаков при подготовке раздаточного дидактического материала;
  • соблюдение требований к школьно-письменным принадлежностям; показаний и противопоказаний к физическим нагрузкам; специфическая расстановка парт, индивидуальный подход в дозировании зрительной и осязательной нагрузок, и т.д.

В норме расстояние от глаз до рассматриваемого объекта измеряется от локтя ребенка на рабочей поверхности до кончиков пальцев у виска.

Однако большинство слабовидящих могут выполнять зрительные работы только на очень близком расстоянии от глаз. Каких-либо единых рекомендаций в этом отношении дать нельзя, т.к. дети имеют разную зрительную патологию и разные зрительные возможности.


Варианты упражнений на развитие голосовой мимики,

интонации, темпа, тона речи

Предложенные задания, игры, упражнения способствуют развитию слухового восприятия (с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний — силы голоса, тональности речи, тембра, темпа речи, использования пауз), направлены на формирование умения выражать свои чувства.

Произносить слова и фразы, выражая голосом, мимикой разные чувства:

  • «Открой дверь!» — грустно, гневно, радостно, высокомерно, подавленным тоном, раздраженно.
  • «Пришла!» — с радостью, тревогой, с ехидством, с презрением.
  • «Молодец!» — восхищенно, насмешливо, удивленно, угрожающе!

Произносить слова и фразы, меняя темп речи, тон, интонацию, мимику:

  • «Вот это вечер!»
  • «Что вы смотрите на меня?»

Читать простые повествовательные предложения, понижать голос к концу фразы.

  • У дороги шумели тополя.
  • Ночью полил дождь.
  • Тиха украинская ночь.

Произносить предложения с большим чувством.

  • Пусть сильнее грянет буря!
  • Хорошо зимой в лесу!
  • До чего красив закат!

Читать предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием.

Обращать внимание на правильный выбор интонации.

  • Дождь (снег) пошел.
  • Спрашивайте удивляясь — ?!
  • Восхищаетесь, радуясь — !
  • Огорчаетесь смене погоды.
  • Уточняете — ?
  • Радостно сообщаете друзьям — !

Читать реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

Надменное негодование:

  • «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

Лесть и подобострастие:

  • «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

Высокомерие:

  • «Да что мне лев?! Да мне ль его бояться?»

Сожаление, укоризна:

  • «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Рассмотреть фотографии, иллюстрации, сюжетные картинки.

  • У какого человека лицо намного радостнее, чем у другого?

Объяснить, сделать вывод.

  • «Угадай взгляд». Какой взгляд? (радостный, грустный, озорной, испуганный и т.д.).
  • Знакомство со способами выражения эмоций на реалистических и схематических изображениях персонажей сюжетных картинок.
  • Выполнение графических работ по схематичному изображению

(в виде окружностей, треугольников, прямых и изогнутых линий) элементов лица,

выражающего различные эмоциональные состояния.

  • Прочитать стихи, определить настроение произведений.

Ярко солнце светит,                                                Золотом облиты

В воздухе тепло.                                                 Тёмные листы.

И куда ни взглянешь,                                        Дремлет лес: ни звука –

Все кругом светло.                                                Лист не шелестит.

По лугу пестреют                                                Только жаворонок

Яркие цветы;                                                        В воздухе звенит.

И.Суриков

Плакали ночью                                                С жёлтой берёзы

Жёлтые клёны.                                                Тоже капало.

Вспомнили клёны,                                                Значит берёза

Как были зелёны!..                                                Тоже плакала

Э.Мошковская


Варианты упражнений на развитие фонематического слуха с использованием невербальных средств выражения эмоциональных состояний

Читать предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Реплика                                                Ответная реакция

вопрос — сомнение:                                        утверждение:

Яблоко от яблони недалеко падает?                 Яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола — колокола?                                Около кола — колокола.

вопрос — удивление:                                        утверждение — восхищение: 

От топота копыт пыль по полю летит?                От топота копыт пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога                Съел молодец тридцать три пирога

с пирогом, да все с творогом?                        с пирогом, да все с творогом!

утверждение — восхищение:                        сомнение (недоверие):

Шагал шакал с кошелкой, нашел                        Шагал шакал с кошелкой, нашел

кушак из шелка!                                        кушак из шелка?

Отрабатывать медленный темп речи при чтении предложений на уроках русского языка с соблюдением следующих требований: сделав спокойный вдох, сразу же не задерживая дыхания, произносить на плавном выдохе предложение.

Говорить плавно, слитно, интонационно выразительно.

Примеры предложений:

  • Ария исполняется артистом.
  • Якорь опустили осторожно.
  • Это артист эстрады.
  • Огненный отблеск исчез.
  • Автобус остановился у остановки.
  • Экзамены окончились успешно.
  • Изделия умельцев оригинальны.
  • Ученик отвечает урок.
  • Ежевику едят охотно.
  • Ягуар очень опасен.

Читать предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

  • Кто хочет много знать  — тому надо мало спать!
  • Кто хочет много знать  — тому надо мало спать!
  • Тьма свет не любит, злой доброго не терпит.
  • Всем известно: красна речь слушанием.

Упражнения для совершенствования невербальных способов общения

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выразить свои эмоции и правильно понять эмоциональное состояние собеседника. Выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и

образнее донести наши мысли и чувства

Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия со сверстниками, взрослыми.

Выразить с помощью мимики различное отношение к вопросу «Как поживаете?» (возможно, использование жестов).

  • «Спасибо, хорошо».
  • «Не могу даже ответить».
  • «Больше хорошо, чем плохо».
  • «Очень хорошо живу».

«Говорящие руки»

Выразительными движениями рук изобразите различные эмоциональные состояния (ласку, беспокойство, угрозу, стыд, указ, напряжение, восторг, мольбу, благодарность, доверие, отчаяние, недовольство, безволие, нежелание, готовность приступить к делу, привлечение внимания, категоричность, искренность, удивление, надменность, нежелание слушать, предвкушение удовольствия).


Список используемой литературы

  1. Денискина, В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология. — 2012. - № 5.
  2. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М. И. Земцова. —

М.: Просвещение, 1973.

  1. Ковалец И.В. Азбука эмоций / И.В. Ковалец — М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения./Теоретико-экспериментальное исследование/ Г.В. Никулина — КАРО СПб, 2006.
  3. Солнцева, Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях / Л. И. Солнцева. — М.: Логос ВОС, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы самоанализа педагога

Материал будет полезен учителям при прохождении аттестации...

Методические материалы начинающему педагогу по разработке образовательной программы

Презентация на тему "Методические рекомендации начинающему педагогу по разработке образовательной программы"...

Методические материалы для педагога.

Автор  Онищук Дарья Владимировна. Учитель химии и биологии МКОУ СОШ И"25 г. Нижнеудинск. Данный материал позволит вам облегчить вашу работу....

материалы для педагогов

типичные ошибки в организации развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста...

Материалы для педагогов

Материалы, которыми могут воспользоваться педагоги-психологи для работы с педагогическим сообществом...

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В данных методических материалах представлены направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлениюуказаны дидактические игры и задания, позволяющие п...