Рабочая программа по Основам светской этики
календарно-тематическое планирование на тему

Унгурова Инна Витальевна

Данная прогшрамма разработана для ведение нового предмета. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №28»

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

модуль «Основы светской этики»

составитель И.В. Унгурова

Прокопьевск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом  в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой,  искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет  и рабочая программа  для 5  класса, созданная на основе данной программы,  призваны актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.

В 4 классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-    формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-    формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-     принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

-     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-     развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

-     развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

-     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-    наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

-    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

-    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-     адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

-    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

-    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-     овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

-    определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

-    знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

-    знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-    понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-    формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-    общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

-    осознание ценности человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:  «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

1 ч в неделю (34 часа)

темы

Тема

Количество

часов

Формы

 организации

 учебного

процесса

дата

  1. Знакомство с новым предметом 2ч.

1.

Россия – наша Родина .

беседа

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

беседа

  1. Знакомство с основами этики 2 ч

Диалог о философии и этике

дискуссия

  1.  

Мораль и нравственность

ролевая игра

  1. Этические учения о добродетелях 4ч

Что такое добродетель

беседа

Учение Аристотеля о добродетелях

дискуссия

Нравственные качества

практикум

Терпение и терпимость

беседа

  1. Этика в нравственном выборе 6ч

Суд над Сократом

Экскурсия в библиотек

Убеждения

диспут

Нравственный выбор

просмотр

 фильма

Совесть. Долг

проблемный

урок

Ответственность

урок вопросов

 и ответов

Этика о воспитании самого себя

просмотров

мультфиль-

мов

  1. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве 3ч

Справедливость

беседа

Государство основанное на справедливости

диспут

Государство. Светская этика

Урок вопросов и ответов

  1. Нравственный закон человеческой жизни 4ч

Нравственный закон. Десять заповедей

устный журнал

Заповеди любви

Беседа

Любовь – основа жизни

дискуссия

 

Прощение

устный

журнал

  1. Этика об отношениях друг к другу 5ч

Древнегреческие мыслители о дружбе.

экскурсия в музей

Этика об отношении к другим людям и самому себе

диспут

Мысли и поступки. Слова и речь

просмотр

мультфильм.

Милосердие

библиотечный

урок

«Золотое правило нравственности»

просмотр мультфильм

  1. Как сегодня жить по нравственный законам 4ч

Нравственные законы в современном мире

беседа

 Альберт Швейцер

библиотечный урок

Этическое учение Л.Толстого.

дискуссия

«Золотое правило нравственности»

ролевая игра

31 – 34  

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Выступление учащихся со своими творческими работами:

«Мое отношение к миру»,

 «Мое отношение к людям»,

 «Мое отношение к России»,

 «С чего начинается Родина»,

  «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» и т.д.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  • электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
  •  нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие  правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
  •  энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
  •  художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.

Литература

  1. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 кл. (Э.П.Козлов, автор - руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  2. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 кл. (Э.П.Козлов, автор - руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  3. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3 кл. (Э.П.Козлов, автор - руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  4. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 4 кл. (Э.П.Козлов, автор - руководитель работы). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  5. Азбука нравственности. 1 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  6. Азбука нравственности. 2 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  7. Азбука нравственности. 3 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  8. Азбука нравственности. 4 кл.: книга для чтения: (учебное пособие по курсу основ морали: «Азбука нравственности») / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.). Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  9. Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей 1-4 классов / Российская академия образования (составитель Э.П.Козлов, руководитель работы и др.) - Москва: Новый учебник, 2007.
  10. Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие. 10-11 кл. Русское слово 2001
  11. Грамматика нравственности 5 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  12. Грамматика нравственности 6 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  13. Грамматика нравственности 7 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  14. Грамматика нравственности 8 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  15. Грамматика нравственности 9 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали/Под ред. Э.П.Козлова. Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  16. Грамматика нравственности. Методическое пособие для учителей 5-9 классов. Под ред. Э.П.Козлова. - М., Новый учебник, 2007.
  17. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. Учебник. 10-11 кл. Дрофа 2002
  18. Дягилев В.В. Занимательная философия. Экспериментальное учебное пособие для учащихся ст. классов гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля. - М.: Изд. центр АЗ, 1995.
  19. Козлов Э.П. Этика: учебное пособие-практикум по основам морали для учащихся 10-11 классов общеобразовательной средней школы, лицеев, гимназий и средних специальных учебных заведений. М.: Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  20. Куклачев Ю.Д. Уроки доброты. Книга для чтения. 1-4 кл. Мнемозина.2003
  21. Мартышин В.С. Моя родословная. Духовно-нравственные основы семьи. Учебное пособие по изучению истории семьи и составлению родословной. Библиотека журнала "Воспитание школьников". - М.: Школьная Пресса, 2000.
  22. Нравственное образование. Методическое пособие для учителей 10-11 классов. Под ред. Э.П.Козлова. - М., 2007. Предисловие С.В.Михалкова - Москва: Новый учебник, 2007.
  23. Прикладная этика. 10-11 классы: элективный курс / авт.-сост. Г.Ю. Лазновская. - Волгоград: Учитель, 2007.
  24. Шемшурина А. И. История развития  русской этической мысли: Книга для учителя. Методические разработки этических диалогов с учащимися 11 класса. Часть вторая // Этическое воспитание №4, 2006. - 96 с.
  25. Шемшурина А. И. История развития русской этической мысли: Книга для учителя. Методические разработки этических диалогов с учащимися 11 класса. Часть первая // Этическое воспитание №3, 2006. - 96 с.
  26. Шемшурина А. И. История развития этической мысли. Методическое пособие для 10 класса. Часть 1 // Этическое воспитание №5, 2005. -  96 с.
  27. Шемшурина А. И. Этические диалоги с подростками: хрестоматия по этике для школьников 5-6 классов // Этическое воспитание №1, 2007. - 96 с.
  28. Шемшурина А. И.. История развития этической мысли. Методическое пособие для 10 класса. Часть 2 // Этическое воспитание №6, 2005. - 96 с.
  29. Шемшурина А.И. Методическое пособие. Диалоги о главном. Этический урок как средство воспитания: Изд-во: «Я вхожу в мир искусств». М., 2000.
  30. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 112 с.
  31. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8-м классе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 88 с.
  32. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9-м классе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
  33. Шемшурина А.И. Этические диалоги о главном. Книга для учащихся 9-11 классов // Этическое воспитание №7, 2007. - 96 с.
  34. Шемшурина А.И. Этические диалоги с подростками 5-6 классы. Методическое пособие для учителя 1 часть - 5 класс, 2 часть - 6 класс. М.: Школа-Пресс, 2002.
  35. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учащимися 7 класса. Методическое пособие для учителя. М.: Школа-Пресс, 2002.
  36. Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». - М.: ПРО-ПРЕСС, 2003.
  37. Этика и воспитание. Методическое пособие // Под ред. Шемшуриной А.И. Изд-во «Я вхожу в мир искусств». М., 2001.
  38. Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.
  39. Янушкявичус Р.В., Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. - М.: ПРО-ПРЕСС, 1998 - 2007.

Дополнительная литература по этике.

  1. Беляева Е. В. Этика: Курс лекций. 2-е издание/Беляева Е. В. — Мн.:
    Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 67 с
  2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны
    эффективного взаимодействия. СПб., 2006.
  3. Гуревич П.С. Введение в философию. - М., 1997.
  4. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. — М., 1987..
  5. Козырев Н. Ф. Религиозное образование в светской школе (теория и международный опыт в отечественной перспективе) С-Пб, Изд-во «Апостольский город». 2005
  6. Лесков Л. В. Космическое будущее человечества. М., 1996.
  7. Липский Б.И., Карпунин В.А. и др. Начала философии. Раздел I. «Мир». Раздел II. «Человек». Учебное пособие. 10 кл. Иван Федоров 2001
  8. Липский Б.И., Сергейчик Е.М., Карпунин В.А. Начала философии. Раздел III. «Общество». Учебное пособие. 11 кл. Иван Федоров 2001
  9. Лихачев Д. С. Раздумья. М., 1991
  10. Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10-11 класс. Методическое пособие. Дрофа 2000-2001
  11. Малышевский А.Ф. Ведение в философию. Учебник. 10-11 кл. Дрофа 2001[1]
  12. Малышевский А.Ф. и др. Мир человека. - М.,1997.
  13. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
  14. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., 1988.
  15. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.
  16. Основы этических знаний. — СПб., 1998.
  17. Пономарева Г.М. и др. Введение в культурологию. - М., 1997.
  18. Пономарева Г.М., Тюляева Т.И. Основы культурологии. Учебное пособие. 11 кл. АСТ-Астрель 2002.
  19. Прикладная этика. Под. ред. Зеленковой И. Л. — Мн., 2002.
  20. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  21. Соколов Э.В. Культурология. Очерки истории культур. - М., 1994.
  22. Соловьев В. С. Оправдание добра. // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. М.. 1988.
  23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  24. Этика. Под ред. Гусейнова А. А. — М., 2000.
  25. Этика. Под ред. Мишаткиной Т. В. — Мн., 2002.
  26. Эфроимсон В. П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995.
  27. Юнг К. Психологические типы. СПб. — М., 1995.

Литература для уроков

Аверченко А.Т. Рассказы из циклов “О маленьких для больших”, “Шалуны и ротозеи”, “Дети”.

Агния Барто. Стихи

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек.

Аксаков.С. Т. Аленький цветочек.

Андерсен Х.-К. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Арсеньев В.К. Дерсу Узала.

Бажов П.П. Книга сказов “Малахитовая шкатулка”. Уральские сказы.

Бажов. П. П. Серебряное копытце.

Беляев А., Казанцев А., Обручев В. (по одному произведению по выбору).

Бианки В.В. Сказки и рассказы. Лесная газета.

Библия для детей.

Благинина.Е. Посидим в тишине.

Брагин В.В. стране дремучих трав.

Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Алочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Гаршин В.М. Аttalea princes. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о гордом Аггее.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик.

Гримм Я. и В. Сказки.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Губарев В., Мелентьев А., Крапивин В., Булычев К. (по одному произведению по выбору).

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Дж.Родари. Чипполино.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Ефремов И. Один роман по выбору.

Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Зощенко М.М. Рассказы из циклов “Умные животные”, “Смешные рассказы”, “Леля и Минька”, “Рассказы о Минькином детстве”.

Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.

Карамзин Н.М. Прекрасная царевна и щастливый карла. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В. Цветик-семицветик.

Катаев В.П. Цветик-семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.

Киплинг Р. Книга джунглей.

Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

Короленко Д.У. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Кукушка. Ненецкая сказка.

Куприн А.И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Кэрролл Л. Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Линдгрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный Чулок.

Лондон Д. Белый клык.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Мало Т. Без семьи.

Мамин-Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки.

Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С. Двенадцать месяцев.

Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.

Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

Маяковский В.В. Стихи для детей и в школьном изучении.

Милн А. Винни-Пух и все-все-все.

Мифы народов мира. Мифы древней Греции.

Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Можейко И.В. 1185 год.

Некрасов А.С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Нестеров В. Связь времен.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей (2–3 по выбору).

Огнев Н. Дневник Кости Рябцева.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Осеева В. Волшебное слово. Сборник

Панькин И. Легенды о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

Подборка пословиц о дружбе. Сборник загадок.

Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий (2–3 стихотворения каждого автора).

Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг (по выбору). Берестяная трубочка. Сказка-быль “Кладовая солнца”.

Пушкин А.С. Все сказки, поэма “Руслан и Людмила”.

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Ремизов А.М. Посолонь. Зайка. Звенигород скликанный. К Морю-Океану. Докука и балагурье (3–4 сказки по выбору).

Русские народные сказки (3–4 каждого жанра). Деятельность В. Даля, В. Афанасьева, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого, А.Н. Толстого и др.

Сахарное С.В. Разноцветное море.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский А.И. Рыжик.

Сент-Экзюпери А. Маленький принц.

Сергей Михалков. Стихи для и рассказы детей.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и о трех талисманах.

Сказки народов мира (7–10).

Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка, Нянька и др.

Токмакова.И. Живи елочка.

Токмакова.И. Рукавички.

Толкиен Дж.Р.Р. Властелин колец.

Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести (1 по выбору).

Толстой Л. Лев и собачка.

Толстой Л.Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Туве Янсон. Шляпа Волшебника. Муми-тролль и комета. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.

Тургенев И.С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.

Тэффи Н.А. Неживой зверь. Счастливая. Чертик в баночке. Мой первый Толстой. Катенька. Приготовишка. Валя. Кишмиш. Любовь и весна.

Уайльд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его Душа, Мальчик-Звезда.

Уж как я ль свою коровушку люблю. Русская народная потешка.

Успенский Э. Стихи и сказки.

Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз.

Чарская Л. (2–3 произведения по выбору).

Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Сладков Н.И., Паустовский К., Чаплина В. (2–3 произведения каждого автора по выбору).

Чехов А.П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Чуковский К.И. Стихотворные сказки. Айболит (прозаический) //Хью Лофтинг. Доктор Дулитл.

Шварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

Шергин Б. Сказы о Шише.

Шим Э.Ю. Рассказы и сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики»  4 класс...