ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
календарно-тематическое планирование на тему
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
НИКИТИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Никитина Е.А. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Бахтина А.В. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы Корешкова Н.А Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
в 4 классе
Никитиной Елены Анатольевны,
учителя
первой квалификационной категории
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание, календарно-тематическое планирование, литературу и средства обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по ОСЭ составлена на основе стандарта начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики, примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и учебного пособия для учащихся «Основы светской этики», М.: Просвещение, 2012г.
Последовательность изучения тем, распределение часов определяется календарно-тематическим планированием, которое соответствует логике пособия для учащихся «Основы светской этики».
Выбор примерной программы мотивирован тем, что она
- соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для вариативного построения курса.
Изучение основ светской этики направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности , семьи, общества; формирование готовности к самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-знакомство с основными нормами светской морали, понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на ступени начального общего образования на базовом уровне. Программа в 4 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
В результате изучения модуля «Основы светской этики» ученик должен
знать/понимать
- основные понятия светской этики;
- историю возникновения светской этики;
- нормы морали;
- формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,
- национальностей, религий;
- формирование уважительного отношения к разным светским и духовным традициям.
- методы нравственного самосовершенствования.
уметь
- отстаивать свою точку зрения;
- грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения;
- анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морального правила.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
34 часа
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Календарно-тематическое планирование по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ учебного курса ОРКСЭ
№ п/п | Тема урока | Цели и задачи. | Элементы содержания. Термины и понятия. | Оборудование | Виды деятельности учащихся. | Дата прове- дения. |
1 | Россия – наша Родина. | Формирование чувства гордости за свою Родину; образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, националь- ностей, религий; уважительного отношения к разным светским и духовным традициям. | Понятия: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн” | Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Конституция России; фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина”. | Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
2. | Что такое светская этика? | Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков; - способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения. | «Мораль», «этика», «нравственность», «светская этика», «религиозная этика». Этика как наука, которая изучает мораль (правила поведения), она рассматривает поступки людей с точки зрения добра и зла. Мораль как правила поведения, которые регулируют поведение людей, помогают разобраться в том, как поступать в жизни правильно. | Карточки с иллюстрациями для игры «Правильно – неправильно». | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
3. | Мораль и культура | Уяснить, почему культуру называют второй природой; - развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
| Культура как совокупность достижений человечества (то, что создано человеком). Материальная культура – предметы человеческого труда. Духовная культура как знания, идеи, традиции и обычаи, нормы и правила. | Учебное пособие «Основы светской этики», диск DVD: мультфильм по мотивам украинской сказки «Соломенный бычок» (производство «Союзмультфильм», 1954г., режиссер О. Ходатаева (10 мин. 28 сек.) | Беседа, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
4 | Особенности морали | Уяснить особенности морали, кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе; - воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков. | «Мораль», «нравственность», «Конституция». | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г. | Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
5 | Добро и зло | Познакомить учащихся с понятиями: «добро», «зло», с проявлениями этих явлений в жизни; - уяснить, почему нужно стремиться к добру. | Добро и зло как основные этические понятия. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., раздаточный материал: карточки с текстом (рассказ-миниатюра В.А. Сухомлинского «Кусок хлеба»). | Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
6 | Добро и зло | Познакомить учащихся с тем, как менялись представления о добре и зле в ходе истории; - развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Добро, зло, гуманность. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедиапроектор, компьютер, картина-презентация с изображением сказочных героев. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации | |
7 | Добродетель и порок | познакомить учащихся с понятиями добродетель, порок; - развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила; - развивать речь, логическое и ассоциативное мышление. | Добро, зло, добродетель, порок. Добродетель – положительное качество человека: умение делать добро; стремление творить добро, быть похожим на нравственную личность (дружелюбие, вежливость, честность, ответственность, способность сопереживать и т.д.) Порок – недостаток человека, свойство характера, которое позорит его (лживость, хвастовство, зазнайство, лень, грубость и т.д.) | Учебное пособие «Основы светской этики» | Комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | |
8 | Добродетели и пороки | Развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила; - способствовать умению отстаивать свою точку зрения. | Добродетель, порок, чувство собственного достоинства. Добродетель – способность во всем поступать наилучшим образом. Аристотель. | Диск DVD: мультфильм по мотивам русской народной сказки «Недодел и передел» (производство «Союзмультфильм», режиссер Е.Сокольский(7 мин. 30 сек.), серия «мульти-пульти» панорама 27), компьютер. | Комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
9 | Свобода и моральный выбор человека | Познакомить учащихся с понятиями свобода, моральный выбор, моральный конфликт; - развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | Учебное пособие «Основы светской этики», DVD «Бабушкины сказки» мультфильм «Дудочка и кувшинчик» (режиссер М.Громов). | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации | |
10 | Свобода и ответственность | Познакомить учащихся с понятиями ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности; | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
11 | Моральный долг | Познакомить учащихся с понятиями моральный долг, моральная обязанность. | Моральный долг. Моральная обязанность. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990г., стр.286 (рассказ «Несмелый мальчик»). | Беседа, комментированное чтение, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
12 | Справедливость | Познакомить учащихся с понятиями справедливость, моральные правила справедливого человека. - развить умение принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Справедливость как моральное правило, регулирующее отношение между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
13 | Альтруизм и эгоизм | Познакомить учащихся с понятиями альтруизм и эгоизм; - способствовать умению отстаивать свою точку зрения. | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоим. Альтруизм как нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков .Эгоизм – действия, направленные на удовлетворение личных интересов. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
14 | Дружба | Познакомить учащихся с тем, какие отношения существуют между людьми, что такое дружба, чем дружеские отношения отличаются от других отношения. | Дружба. Черты дружбы: избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устный работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
15 | Что значит быть моральным? | Познакомить учащихся с тем, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?» | Люди сами определяют. Что такое добро и зло. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | ||
16 | Творческие проекты учащихся | Подготовить творческие проекты учащихся | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Учебное пособие «Основы светской этики». | Оформление и корректировка творческих проектов учащихся. | |
17 | Подведение итогов | Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков; - способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения. | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся. | Выступление обучающихся со своими творческими работами. | |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества | Уяснить, в чем состоит значение семьи для человека; - развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся. | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Понятия рода и семьи. Возникновение родов. Нравственные отношения в роде. Семья как основа моральных устоев человека. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., рассказ «Письмо к внуку», стр. 132). | Беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
19 | Нравственный поступок | Познакомить учащихся с понятиями поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
20 | Золотое правило нравственности | Научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести. | Золотое правило нравственности. | Учебное пособие «Основы светской этики», мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
21 | Стыд, вина и извинение | Познакомить учащихся с понятиями стыд, чувство вины. Научить, когда принято извиняться. | Стыд – тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми. Вина – переживания человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед собой. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
22 | Честь и достоинство | Познакомить учащихся с понятиями честь и достоинство, как проявляются честь и достоинство в повседневной жизни. Научить, как развить в себе достоинство и честь. | Честь – это готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни. Честь – это одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь. Достоинство - морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | ||
23 | Совесть | Познакомить учащихся с понятием совесть; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся. | Совесть. Различие понятий «совесть» и «стыд». | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
24 | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы | Познакомить учащихся с понятием нравственные материалы, правилами честного поединка; развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
25 | Джентльмен и леди | Познакомить учащихся с тем, кто такие рыцари, настоящие леди; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
26 | Образцы нравственности в культуре Отечества | Познакомить учащихся с нормами-образцами нравственного поведения в культуре России; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Нравственность. Культура. Патриот. Защитник Отечества. Труженик. Коллективист. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
27 | Этикет | Уяснить, какие правила этикета должен знать каждый; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Что такое этикет. Об одежде и этикете. О значении речи для этикета. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
28 | Семейные праздники | Уяснить, когда и как появились праздники, какое значение имеют праздники; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники.Что такое подарок и как его выбирать. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Уяснить понятия жизненные ценности, высшая ценность; -развить умение анализировать ситуацию и принимать решение, исходя из определенного морально правила. | Высшая ценность для человека – его жизнь. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Беседа, комментированное чтение, устная работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Подвести итоги изученного курса, вспомнить изученные понятия, в ходе беседы уяснить , что любовь – основа нашей жизни, это служение; отечество – это все мы. | С чего начинается Родина? Она начинается с нашей любви , с того, что мы готовы сделать ради неё. | Учебное пособие «Основы светской этики», В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г., мультимедийный проектор, компьютер, презентация. | Игра, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка к оформлению творческих проектов . | |
31- 32 | Подготовка творческих проектов | Подготовить творческие проекты учащихся | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Учебное пособие «Основы светской этики». | Оформление и корректировка творческих проектов учащихся. | |
34 | Итоговое занятие | Воспитание у детей уважительного отношения к нормам морали, нравственным традициям своих предков; - способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению отстаивать свою точку зрения. | Понятия, изученные на предыдущих уроках. | Презентация работы курса «ОСЭ», творческие проекты учащихся. | Презентация творческих проектов (народное творчество, стихи, песни, кухня ит.д.) |
Литература и средства обучения
- Учебное пособие «Основы светской этики». – М.: Просвещение, 2012г.
- В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика,1990г.
- Диск DVD: мультфильмы по мотивам русских народных сказок, мультфильмы производства «Союзмультфильм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс
Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....
Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»). ...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы мировых религиозных культур» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»....
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....