Главные вкладки

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
    план-конспект урока по теме

    Сидорова Светлана Николаевна

     

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цели:

    Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

    Задачи направлены на достижение трёх результатов:

    личностные

    - формирование у учащихся доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;

    метапредметные

    - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

    - совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.

    предметные

    - формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;

    - продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики,  раскрыть  смысл понятий «добро» и «зло»;

     

    Основные термины и понятия:  «добро» и «зло».

    Формы организации учащихся:

    Работа в группах,  индивидуальная работа и общеклассная работа.

    Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа,  самостоятельная работа с пословицами,  коллективное исполнение песни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_dobro_i_zlo.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока по курсу

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    Модуль «Светская этика»

    Учитель русского языка и литературы МБОУ «Степанцевская средняя общеобразовательная школа» Сидорова Светлана Николаевна.

    Тема урока: « Добро и зло»

    Урок №9  по теме «Добро и зло»

    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цели:

    Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».

    Задачи направлены на достижение трёх результатов: 

    личностные

    - формирование у учащихся доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремления совершать добрые дела;

    метапредметные

    - развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; 

    - совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.

    предметные

    - формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;

    - продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики,  раскрыть  смысл понятий «добро» и «зло»;

    Основные термины и понятия:  «добро» и «зло».

    Формы организации учащихся:

    Работа в группах,  индивидуальная работа и общеклассная работа.

    Методы обучения: диалог - рассуждение, беседа, словарная работа,  самостоятельная работа с пословицами,  коллективное исполнение песни.

    Учебное оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебному пособию «Основы светской этики».

    Ход урока

    1.Организационный момент (слайд 2)

    Доброе утро! Возьмитесь за руки!

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Всем-всем добрый день!

    И работать нам не лень!

    - Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да). Садитесь, пожалуйста. У нас есть волшебные слова.

    Повторяем правила работы на уроке (слайд 3)

    Понапрасну не болтай.

    Рассуждай и убеждай.

    Здесь не нужен шум и гам,

    Ты решай задачи сам.

    Если же не сможешь вдруг,

    Пусть придет на помощь друг.

    - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы –ЭТИКИ.

    2. Введение в тему

    – Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему (слайд 4).

             Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы закончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди до сих пор  стали делиться на две группы.

     - Ребята, как вы поняли из притчи, на какие группы разделились люди? (Ответ детей).

    Так на свете появилось добро и зло.

    - Так о чем сегодня пойдет разговор  на нашем уроке?(слайд 4)

    2. Целеполагание

    - Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока? (слайд 5)

    3. Актуализация знаний.

    • Понятны ли вам слова добро и зло?
    • Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

    (Ответы детей)

    - Ребята, прослушав рассказ В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек» попытайтесь определить, о  каких поступках людей в нем идет речь? (слайд 6)

    В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

    В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

    Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

    На другой день утром подъезжает к дедовой  избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец,  глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

    -Что это за человек? – спросил внук деда.

    -Это не человек, - ответил дед.

    В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

    -Что это за человек? – спросил внук деда.

    -И это еще не человек, - ответил дед.

    Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

    -А это что за человек? - спросил внук деда.

    -Обыкновенный человек, - ответил дед.

    • Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
    • Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
    • Какое отношение вызывают у вас злые люди?

    4. Создание проблемной ситуации.

    Проблемный вопрос:  «Почему каждый человек должен уметь различать «добро» и «зло»?» (слайд 7)

    5.Изучение нового материала.

    1. Работа в группах (слайд 8)
    • Итак, ребята,  мы говорим о главных моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле.  Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки и оценивая их. Что  такое добро и зло вы определите сами, работая в группах, пытаясь ответить на проблемный вопрос урока.  Выполняйте задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал рабочей тетради. На подготовку – 10 минут.

    1 группа.

    Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла.

    При подготовке используйте материал рабочей тетради(стр.29-33), собственные наблюдения, иллюстрации.

    План работы:

    1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
    2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
    3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

    2 группа.

    Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра.

    При подготовке используйте материал учебника (стр. 29-33), собственные наблюдения, иллюстрации.

    План работы:

    1. Распределите роли: кто, что будет делать (кто будет работать с учебником, кто с иллюстрациями).
    2. Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ.
    3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой).

    3 группа.

    Каким русским словам дает начало слово «добро»?Подобрать однокоренные слова к слову «добро»

    Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.

    4 группа.

    Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

    Добро

    Зло

    5 группа

    Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

    д – дружелюбный;
    о – отзывчивый;
    б – бережливый;
    р – рассудительный;
    о – откровенный;

    Физминутка (слайд 9)

          Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит,  Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка,  Смешарики.

    6. Выступление представителей групп. Диалог-рассуждения (слайды 10-14 )

    - Какой вывод можно сделать: что такое добрый поступок (добро), а какой поступок мы называем злым?

    Вывод (запись в тетрадь).

    - Добрые поступки, те,  которые помогают нам жить дружно, уважать друг друга, оказывать помощь, приносить радость. А злые поступки те, которые приносят нам боль, страдание, разочарование, мешают нам счастливо жить.

    7. Словарная работа(слайд 15)

    - Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

    С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

    С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

    -Ребята, вы согласны с данными определениями добра и зла?

    9. Закрепление.

    Составление синквейна (слайд 16).

    Добро – дружелюбный, отзывчивый – сострадать, помогать, жалеть – Неси добро на радость людям – Милосердие.

    10. Итог урока (слайд 17).

    - Ребята, так как вы различаете  добро и  зло?

    - Как вы думаете, почему важно различать добрые и злые поступки?

    -Трудно ли быть добрым? А как можно стать добрым человеком?

    Вам поможет памятка «Как стать добрым человеком?» (слайд 18)

    • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
    • Будь добр к людям!
    • Учись добру у добрых!
    • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
    • Не причиняя зла, добрей становишься.

    10. Рефлексия (звучит песня «Дорогою добра»)

    Заполнение таблицы ЗУХ (слайд 19)

    знаю

    узнал (а)

    хочу узнать на следующем уроке

    11. Домашнее задание (слайд 20)

    Выбери то задание, которое вам больше нравится и выполни его.

    - Нарисовать рисунок по теме “Улица добра”.

    - Написать сочинение – рассуждение по теме “Спешите делать добро”.

    - Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий

    пересказ.

    - Сделать доброе дело.

    - Дополнить памятку «Как стать добрым человеком»

    - Найти пословицы высказывания о добре и зле и объяснить их смысл.

    - Мудрые мысли о добре и зле.

    Литература

    1.  Основы светской этики - учебное пособие.
    2. Толковый словарь Ожегова онлайн   http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9211                                                           http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=6740

    3.Музыка. http://www.sefon.ru/mp3/Детские_Песни/Песенка 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по курсу "Основы религиозной культуры и этики". "Основы православной культуры".

    Урок-концерт по "Основам православной культуры". Заключительный урок курса....

    Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».

    Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...

    Конспект урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Тема: "Семейные праздники».

    Семья является важным средством воспитания и сферой формирования духовно- нравственных основ подрастающего поколения. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности ...

    Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

    Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

    Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"

    Разработка урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этике" на тему: "Православные храмы города Рассказово"...

    Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

    Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....