Информационная культура ученика и учителя.
методическая разработка по теме

Проблемный семинар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_kultura_uchenika_i_uchitelya.doc768.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА    АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 МОУ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ

( ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР )

МАТЕРИАЛЫ ПОДГОТОВИЛА И ОФОРМИЛА

СОЛОВЬЕВА ЗОЯ ЮРЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ ХИМИИ, БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ

ПОС. КИРОВСКИЙ

Цели семинара:

  1. Способствовать формированию информационной компетенции педагогов МО и организации повышения качества профессионального уровня учителя по определению принципов, определяющих специфику использования ИКТ в обучении и воспитании школьников.
  2. Создать условия для презентации своего опыта по проблеме семинара, посредством участия в деловой игре и подготовке некоторых вопросов семинара.
  3. Способствовать расширению кругозора, формированию  научного мировоззрения в едином образовательном пространстве.

Задачи семинара:

  1. Изучить следующие теоретические вопросы:
  • Информационная компетентность учащихся. Приемы и способы ее формирования.
  • Проектирование компьютерного урока. Метод обучения – презентация.
  • Стратегии и тактика эффективной презентации.
  1. Разработать базовую модель методической системы,      направленной на формирование информационной компетентности учащихся.
  2. Познакомиться с опытом коллег по организации работы для  формирования ИК - компетентности ученика и использованию ИКТ на уроках и во внеклассной работе.

Форма проведения – проблемный семинар, с обязательным активным

                                    включением всех участников.

Принципы, реализуемые в ходе семинара:

  • Принцип деятельности
  • Принцип вариативности
  • Принцип целостного представления мира
  • Принцип психологической комфортности
  • Принцип индивидуальной рефлексии

ПЛАН СЕМИНАРА

  1. ЛАБИРИНТ ИК – КОМПЕТЕНТНОСТИ.

Доклады:

  • Информационно-коммуникативная компетентность.
  • Основные направления использования компьютера на уроке.
  • Основные этапы внедрения информационных технологий в процесс обучения
  • Формирование самостоятельной компетентности учащихся при работе с информационными источниками.

         Разработка базовой модели методической системы,

         направленной на формирование информационной

          компетентности школьников.

  1. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГОВ ПО

    ТЕМЕ «СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ».

  • Бразилия.
  • Мексика и др.

  1. ПАУТИНА КОМПЬЮТЕРНОГО УРОКА (Проектирование компьютерного урока).

Доклады:

  • Концептуальные положения компьютерного урока
  • Цели и задачи компьютерного урока
  • Средства компьютерного урока
  • Особенности контроля и оценивания компьютерного урока
  • Структура компьютерного урока
  • Методы компьютерного урока. Метод обучения – презентация.

  1. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «СТРАТЕГИИ И ТАКТИКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ»

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

СТРУКТУРА СЕМИНАРА:

ЭТАП СЕМИНАРА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОРГАНИЗАТОРА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТНИКОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Орг. момент.

1. Приветствие.

2. Объявление темы семинара и лозунга : «Через теоретические тернии к практическому использованию ИК технологии»

1. Подготовка рабочего места.

Создание положительного и эмоционального внутреннего настроя на работу всех участников

Акцентирование внимания на теме семинара.

2. Целеполагание.

1. Знакомит с целями, задачами и планом проведения семинара.

1. Изучают план работы семинара, задают уточняющие вопросы.

Обеспечение понимания учителями личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.

3. Лабиринт ИК компетентности.

1. Создает проблемную ситуацию и просит из предложенных терминов составить логико-смысловую модель, которая позволила бы включить формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в ходе образовательно-воспитательного процесса.

2. Организует представление 1-2 моделей, без оценки и комментариев

 

3. Предоставляет слово коллегам, т.е организует выступление докладчиков по темам, обозначенным в плане (материалы см.в Приложении   )

4. Организует обсуждение и подведение итогов

5. Предлагает еще раз обратиться  к своим моделям и, возможно, дополнить или изменить их

6. Организует разработку единой базовой модели методической системы, направленной на формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся (схема 1, Приложение   )

1. Из предложенных слов (ученик, учитель, партнеры, компьютер, формы, методы, средства, диагностика, содержание учебного материала, использование и освоение) составляют свою модель.

2. Представляют свои схемы и коротко обосновывают их

3. Выступают с докладами, слушают, конспектируют, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

    Работают с предложенным раздаточным материалом по организации работы учащихся с различными информационными источниками. (Приложение   )

5. Рассматривают модели, вносят изменения

6. Предлагают свои варианты, участвуют в обсуждении

Выявление субъективного опыта педагогов.

Развитие умений представлять и обосновывать свою точку зрения

Расширение и углубление знаний по проблеме, совершенствование коммуникативных умений

Развитие логического и критического мышления.

Активизация мыслительной познавательной деятельности.

4. Деловая игра для педагогов.

1. Проводит деловую игру для педагогов (см Приложение  )

1. Участвуют в игре, предлагают возможные варианты представления любой страны Латинской Америки

Повышение информационной культуры учителя

Стимулирование развития инициативы и творчества педагогов

Реализация принципа вариативности (выбор вида и формы содержания, способа оформления  и представления информации)

5. Паутина компьютерного урока.

1. Обращает внимание на схему на доске и предлагает «распутать паутину» компьютерного урока, выявить его специфику и структуру.

2. Определяет очередность выступления коллег по отдельным вопросам  (материалы выступлений в Приложениях    )

3. Организует обсуждение.

4. Подводит итоги, акцентируя внимание на методе обучения – презентация (см. Приложение  )

Выступают с докладами, слушают, обсуждают.

Организация повышения профессиональных знаний учителя по диагностическому определению и формулировке целей урока в системе ИКТ.

6. Мультимедийная презентация  по теме «Стратегии и тактика эффективной презентации»

Демонстрирует мультимедийную презентацию, комментирует слайды, отвечает на вопросы слушателей.

Участвуют в просмотре и обсуждении презентации.

Создание условий для педагогического мастерства и повышения качества профессионального уровня учителя по составлению мультимедийной презентации.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Формулирует выводы по семинару.

Проводит рефлексию.

Дополняют, уточняют, высказывают свое мнение о прошедшем семинаре.

Рефлексивный анализ деятельности, уточнение вопросов для подробного изучения на следующем семинаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"

Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика  является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерн...

Формирование информационной культуры учителя

Материал полезен как для тематического педсовета, так и для проблемного семинара. Акцент в работе делается на компетентностный подход в образовании. Рассматриваются аспекты ИКТ- компетентности учителя...

Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности

Формирование информационной культуры учителя в условиях инновационной деятельностиновационной деятельности...

Самопрезентация. Критерии определения уровня сформированности информационной культуры учителя.

Эссе учителя истории и обществознанияГБОУ СОШ № 1392 им. Д.В. РябинкинаБулаш Татьяны Леонидовны...

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...

Информационный буклет "Памятка для учителя Как помочь ученику освоить УУД"

В данном материале собраны методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий...