статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"
статья по теме

Мурзакова Раиса Александровна

Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика  является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерной техникой и максимальное использование мультимедийных средств. В связи с этим изменение структуры урока учителя с использованием мультимедиапродуктов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья : «Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации»

Автор: Мурзакова Раиса Александровна

Место работы: МОУ СОШ с. Акшуат МО «Барышский район» Ульяновской   области

Должность: учитель математики

   

     Сущность социализации состоит в том, что в данном процессе должны разумно сочетаться приспособление (адаптация) и обособление (индивидуализация) ученика, как на уроке, так и во внеурочное время.

  На адаптацию сельского ученика влияют многие факторы: открытость общения на селе, немногочисленность контактов школьника (бедность поля общения), общинность сельского образа  жизни. Для индивидуализации школьника  малочисленной сельской школы условия явно недостаточны, потому что у него  «мало зеркал», в которых ученик видит своё «Я», отсутствует реальная картина разносторонней современной жизни. Поэтому социализация сельского школьника зависит во многом от решения этих проблем. Пути их решения пересекаются в процессе обучения, но не всегда, а при соблюдении следующих условий: «Позитивная социализация происходит только тогда, когда учебный процесс настолько насыщен и привлекателен, что создаёт возможность для удовлетворяющего общения с товарищами и вызывает стремление общаться с ними…» (А.В.Мудрик)

   Одним из путей решения этих проблем и является внедрение информационно-коммуникативных технологий в  учебно-воспитательный процесс. У компьютеризации  обучения много противников и сторонников. Компьютерные технологии, на мой взгляд, позволяют  удовлетворить одну из наиболее важных потребностей ребёнка – ощущение полезности своей деятельности. А осознание востребованности своей деятельности-это одна из ведущих мотиваций ребёнка в учёбе. Новые информационные технологии создают прекрасное пространство для самовыражения сельского школьника в различных сферах его жизнедеятельности.

   Как же создать ситуацию, когда обучение с ИКТ для сельского ученика может быть посильным, интересным  значимым?

   Во- первых, школа должна быть оснащена компьютерной техникой. Благодаря участию нашей школы в национальном проекте «Лучшие инновационные школы», мы приобрели компьютерный класс, установили локальную сеть и Интернет. Второе условие – это максимальное использование мультимедийных средств в жизнедеятельности школьника, в повышении его познавательной мотивации. Это задача заставила меня, как учителя математики, изменить уроки так, чтобы каждый мой ученик с интересом и увлечением выполнял порой скучные задания. Для изучения некоторых тем по математике дети используют готовые или разрабатывают сами электронные рабочие тетради с домашними заданиями, презентации, тесты. Например, по геометрии в 11 классе создавались презентации по теме « Круглые тела» после предварительной проработки материала из учебника, просмотра соответствующего материала в Интернете. С этими работами ученики выступили на уроке в роли учителя на этапе объяснения нового материала и первичного его закрепления. Ребята, имеющие компьютер дома, выполняли практически всю работу самостоятельно дома, приходя на консультации к учителю. Остальным ребятам были предоставлены ПК в школе. Ученики 9  классов  творили свои видеоуроки по

 теме: «Движения». Небольшие по объему видеоролики учащихся на все виды движений объединились в одну серию «Движения». В своих видеоматериалах ученики представили не только материал из учебника, но и много познавательного  и интересного материала из других источников. Свои ролики девятиклассники демонстрировали не только на уроке геометрии в своём классе, но с удовольствием  показывали учащимся 7  классов, где геометрия только начинает преподаваться.

    Также я задаю домашнее задание в электронном варианте, тем самым формируя у учащихся навыки работы на компьютере: набор текста, копирование и оформление текста и иллюстраций, навыки работы с различными программами для создания презентаций, обработки фотографий, рисунков, создания видеоматериалов, работы с информацией из различных сайтов. Например для подготовки учащихся 9-ых и 11-ых классов к ЕГЭ, я использую сайт «uztest.ru». Каждому ученику выдается пароль и логин для входа на сайт и я составляю задания и общие для всего класса, и индивидуальные, чтобы ликвидировать пробелы учащихся.Работая с заданиями данного сайта, у выпускников повышается уверенность в успешной сдачи экзамена.

    Примером информационной компетенции как необходимого компонента развивающего социального опыта школьника служат разрабатываемые моими учениками элементы мультимедийного сопровождения урока. Такие же элементы они разрабатывают и для других уроков в процессе творческого сотрудничества с учителями –предметниками. Владение информационно-коммуникативными технологиями, несомненно, способствует успешной социализации и ученика, и учителя. Приобщение к современному информационному пространству является условием их социальной адаптации, а новые возможности результативного творческого самовыражения повышают их самооценку и обогащают индивидуальное обособление: особенно важен данный вывод для педагогов и учащихся малочисленной сельской школы.