Описание опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики»
статья по русскому языку на тему
В описании опыта работы по теме «Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики» изложены теоретические и практические выкладки о формах и методах обучения в технологии сотрудничества на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 190.5 КБ |
s.i.prezentatsiya.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество учителя и ученика
как компонент образовательной практики
(описание опыта)
учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 5»
Громенковой Светланы Ивановны
Искусство обучения есть искусство
будить в юных душах любознательность
и затем развивать её.
Анатоль Франс
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то своё индивидуальное.
С первых лет работы в школе я заметила, что дети плохо «разговаривают» на уроках, не умеют высказывать свои мысли. Но во время перемен, в свободное время, разговаривая между собой, они применяют сложнейшие обороты. Почему они так не говорят на уроках? Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что они не могут преодолеть боязнь перед учителем, стесняются одноклассников. Для себя я установила правила: никогда не порицать за неверный ход мыслей, только непринуждённая обстановка, только откровенный разговор, только доверие друг к другу. Эти правила реализую через технологию обучения в сотрудничестве, которая обеспечивает демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка. Учитель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества, со-дружества.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Рассмотрим основные формы и методы обучения в технологии сотрудничества:
I.Обучение в команде. Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всех групп, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, так как все они имеют разную «планку» и разное время на её достижение.
Например. 10 класс. Русский язык. Урок-практикум «Крылатые слова и менталитет народа». В начале урока каждый ученик получает индивидуальное задание, после выполнения которого группа получает возможность ответить на поставленный вопрос.
Группа 1. На основе пословиц сделайте вывод об отношении русского народа к лени. Какие из пословиц вам покажутся наиболее образными и почему?
- Работа не волк, в лес не убежит.
- Я ещё в пелёнках, а лень моя с телёнка.
- У него лень за пазухой гнездо свила.
- От лени мохом порос.
Группа 2. Познакомьтесь с высказываниями наиболее популярными в англоязычных странах. В чём вы видите основное отличие от русского поведенческого стереотипа?
- Либо я найду путь, либо проложу его. (Сидней).
- Трудолюбие – душа бизнеса и ключ к процветанию. (Ч.Диккенс).
- Работа – пища нашей жизни, удовольствие – её десерт. (Форбс).
- Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе. (Рокфеллер).
Группа 3. Перед вами иноязычная идиома, попробуйте подобрать русский эквивалент.
- Англичане описывают эту ситуацию так: быть между дьяволом и синим морем; испанцы – быть между шпагой и стеной. А мы?
(быть между молотом и наковальней)
- Французы говорят о таком человеке, что он стреляет из четырёх ружей; испанцы – что он печёнки выплёвывает; англичане – что он занят как плеча.
(вертится как белка в колесе)
- После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими?
(искры из глаз посыпались)
II.Подход «Пила». Учебный материал разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем обучающиеся, работающие над одним и тем же вопросом, но состоящие в разных группах, обмениваются информацией. (Приём «встреча экспертов»).
Например. В 6 классе на уроке русского языка «Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных форм прилагательных» предлагаю самостоятельную работу «Моя будущая профессия – кулинар». Каждая группа получает конверт с разноуровневыми заданиями, в котором можно найти всё, что необходимо для создания собственного рецепта. (Приложение).
Наша работа состоит из двух этапов.
1 этап. Выясним содержимое холодильника (конверта). (Изображения продуктов вырезаю и на каждом пишу фамилию ученика, который будет выполнять эти задания).
После того, как ученики вставили пропущенные буквы, они объединяются в мини-группы по выполняемому заданию, обсуждают правильность выполнения работы, приходят к общему выводу.
2 этап. Составь рецепт вместе с другом.
Уникальный рецепт
Возьмите_____________________________,
_____________________________________,
добавьте_____________________________
и киньте в ____________________________.
На __________________________________
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов________________________________,
_____________________________________.
В ___________________________________
Приправа для _________________________.
А пара_______________________________
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свёклу___________________________
Бросайте быстро, без помех.
Ваш _________________________________
Отведать каждый будет рад.
III. «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы всех групп достигается усвоение материала.
Например. В 5 классе при изучении темы «Основные способы образования слов в русском языке» группам предлагаю задания, в основе которых лежат межпредметные связи.
Группа 1. История + русский язык.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните лексическое значение данных терминов.
Ст…рейшина, з…мледелие, св…тилище, к…чевники, ск…товодство, к…меноломни, ж…ртвоприношение.
- Из учебника истории выпишите предложения с этими словами, разберите их по членам.
Группа 2. Природоведение + русский язык.
- Спишите словосочетания. Докажите, что все прилагательные сложные.
Каменноугольный период, широколиственные леса, глуб…ководное сообщество, с…блезубый тигр, одноклеточ(?)ные организмы.
- Найдите в учебнике природоведения два подобных прилагательных. В каком стиле речи они в основном используются?
Группа 3. Литература + русский язык.
- Объясните, в чём сходство и различие слов:
шёл, прошёл, отошёл, пришёл, вошёл, пошёл.
- Из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» выпишите предложения с указанными глаголами.
IV.Проблемные ситуации способствуют изучению объекта через самостоятельные и групповые открытия, управляемые учителем. Вместо объяснения побуждаю учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, при этом используется интуитивное и аналитическое мышление. Чтобы обсуждение проблемы было живым и заинтересованным, помещаю в каждую группу учеников с противоположными взглядами.
Так на уроке литературы в 9 классе по теме «Действительно ли Печорин – герой своего времени?» предлагаю обучающимся познавательную задачу.
«Кавказ, как место действия в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, выбрано автором не случайно. На Кавказ ссылались критически мыслящие, неугодные правительству люди. Действительно ли Печорин принадлежал к их числу? Печорин: герой или антигерой своего времени?
- Найдите и соберите необходимую информацию.
- Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
- Сделайте выводы.
- Подготовьтесь к участию в дебатах».
V.Исследовательская работа. Акцент делается на самостоятельную деятельность обучающихся: работают индивидуально или в парах. Они выбирают вопрос общей темы, которую изучает класс. Затем в парах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания. Обсуждение в парах даёт возможность ознакомиться с результатами исследования каждого ученика.
Например. 7 класс. В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче».Лингвистический анализ стихотворения.
Заполнение таблицы
1 пара
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Разговорная лексика, просторечия | ||
Неологизмы, созданные в результате словотворчества Маяковского | ||
Слова, употреблённые в переносном значении |
2 пара
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Шляться, дармоед, ввалилось, дух переведя, чай гони, чёрт дёрнул | ||
Горбил, занежен, взорим, вспоём, сонница, трезвонится | ||
Кривился крыш корою, двустволка солнц |
3 пара
Лексическая группа слов | Примеры из стихотворения | Цель употребления |
Признак разговорной речи, живого свободного диалога | ||
Более точное, конкретно видимое изображение событий | ||
Метафоры подчёркивают аспект стихотворения, создают неожиданные повороты образности |
VI.Учебные проекты. Основную цель учебных проектов вижу в совместном создании творческого продукта. Так в своей практике использую уроки-игры (деловые и ролевые), литературные гостиные, ток-шоу, дискуссии, уроки-концерты и т.д., создание рукописного журнала «Проба пера», сборника стихотворений обучающихся «Поэтический рюкзачок».
В групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать помощь. Обучающиеся сами пишут сценарий, придумывают декорации, распределяют роли и участвуют в представлении проекта. На факультативных занятиях использую проектно-исследовательскую деятельность. Так ученицами 8 класса была выполнена работа «Антропонимия подростковых прозвищ».
Первое, что сделали обучающиеся, определили понятие «прозвище» и пришли к выводу, что это второе имя, даваемое сообществом по какому-либо характерному признаку. В молодёжной субкультуре прозвище – обязательный атрибут уважающего себя тинейджера.
Затем обучающиеся провели опрос 30 ребят из 5-7 классов и 28 – из 8-9 классов лицея, у которых есть прозвища: нравится ли им, что их зовут не по имени, а только по прозвищу.
В итоге они распределили все собранные прозвища на 4 группы по способу их происхождения:
- прозвища, образованные от фамилии;
- прозвища, данные по особенностям внешности человека;
- прозвища неизвестного происхождения;
- прозвища, связанные со знаменитыми личностями, рекламой и т.д.
Таким образом, применение технологии сотрудничества обеспечивает общность целей и задач, индивидуальную ответственность и равные возможности успеха для каждого ученика. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе такого обучения. Практика моей работы свидетельствует, что внедрение данной технологии позволяет
каждому ученику:
- осознать включённость в общую работу;
- проявить коммуникативную готовность к работе в группе, развить личностную рефлексию;
- сформировать активную, субъективную позицию в учебной (и иной) деятельности;
учебной микрогруппе:
- развить навыки общения и взаимодействия в малой группе;
- обеспечить ценностно-ориентированное единство группы;
- принять нравственные нормы и правила совместной деятельности;
классу:
- стать единой групповой общностью;
- повысить познавательную активность;
- развить навыки анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
связке «класс-учитель»:
- обеспечить нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- найти общие для обеих сторон цели учебной работы;
- сформировать мотивацию готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
В целом, использование технологии сотрудничества, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя обеспечивает гарантированный результат в обучении, повышает психологический комфорт, даёт возможность каждому ученику выбрать собственную траекторию учения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сотрудничество учителя и ученика как компонент образовательной практики Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем развивать её. Анатоль Франс
Главная идея обучения в сотрудничестве Учиться вместе
Обучение в команде Успех каждого = успех команды
Группа 1. На основе пословиц сделайте вывод об отношении русского народа к лени. Группа 2. Познакомьтесь с высказываниями наиболее популярными в англоязычных странах. Группа 3. Перед вами иноязычная идиома, попробуйте подобрать русский эквивалент.
«Пила» Межгрупповое взаимодействие
1 этап. Выясним содержимое холодильника.
Вставьте пропущенные буквы Высокий уровень
Вставьте пропущенные буквы Средний уровень
Вставьте пропущенные буквы Низкий уровень
1 этап. Выясним содержимое холодильника. 2 этап. Составь рецепт вместе с другом.
Уникальный рецепт Возьмите__________________________, Добавьте__________________________ И киньте в_________________________. На________________________________ Обмажьте вы со всех сторон. Готов______________________________ ___________________________________ В__________________________________ Приправа для_______________________ А пара_____________________________ Вкусней тарелки кислых щей. А в свёклу__________________________ Бросайте быстро, без помех. Ваш______________________________ Отведать каждый будет рад.
Учимся вместе Группа – задание – тема
Группа 1. История + русский язык Группа 2. Природоведение + русский язык Группа 3. Литература + русский язык
Проблемные ситуации Гипотеза → открытие → дебаты
Действительно ли Печорин принадлежал к их числу? Печорин: герой или антигерой своего времени? Найдите и соберите необходимую информацию. Обсудите и проанализируйте собранную информацию. Сделайте выводы. Подготовьтесь к участию в дебатах.
Исследовательская работа Индивидуальное исследование → общая тема
1 пара
Лексическая группа слов Разговорная лексика, просторечия Неологизмы, созданные в результате словотворчества Маяковского Слова, употреблённые в переносном значении Примеры из стихотворения Цель употребления
1 пара 2 пара
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения Цель употребления Шляться , дармоед, ввалилось, дух переведя, чай гони, чёрт дёрнул Горбил, занежен , взорим , вспоём , сонница , трезвонится Кривился крыш корою, двустволка солнц
1 пара 2 пара 3 пара
Лексическая группа слов Примеры из стихотворения Цель употребления Признак разговорной речи, живого свободного диалога Более точное, конкретно видимое изображение событий Метафоры подчёркивают аспект стихотворения, создают неожиданные повороты образности
Учебные проекты Создание творческого продукта
Литературная гостиная
Журнал Проба пера
Журнал Проба пера
" Антропонимия современных прозвищ подростков"
«Прозывать, прозвать кого, что чем, называть, именовать, давать назыв , кличку, имя, или проименовывать , давать кличку добавочную к имени, прозванье либо прозвище.<…> У нас мужиков всё больше прозываютъ по отчеству, а ино прозовутъ насмех , кого бородой, кого колчей …» В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». «Прозвище – название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. Обидное прозвище. Человек по прозвищу Чужак». С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка».
Классификация подростковых прозвищ
Прозвища, образованные от фамилии Лубян – Лубянников Голубь – Голубев
Прозвища, данные по особенностям внешности человека Бараш- кучерявые волосы Чернослив-чёрные волосы, карие глаза, очки
Прозвища неизвестного происхождения Димольда Пряник
Прозвища, связанные со знаменитыми личностями, рекламой, кинофильмами Рональдиньо –носит майку с этой надписью Лётчик – Чкалов Саша
Обучение в команде Учимся вместе Технология сотрудничества «Пила» Исследовательская работа Проблемные ситуации Учебные проекты
«Плюсы» технологии сотрудничества Формирование активной позиции Развитие коммуникативной культуры Активизация познавательной деятельности Нестандартное решение учебных задач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
описание опыта работы по теме "Использование ИКТ и материалов сети Интернетна уроках английского языка"
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку, как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Таким образом, в ...
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".
В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г". Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...
Описание опыта работы Борисовой Елены Ивановны, учителя физики математики, классного руководителя 11 класса МКОУСОШ № 38 г. Тулы
В своей профессиональной деятельности учитель играет две роли, жизненно необходимые каждому ребенку – это учитель предметник и учитель – воспитатель....
Описание опыта работы Максимовой Лейсан Тагировны, учителя информатики МБОУ «СОШ №13» города Альметьевска РТ.
Среди всех предметов, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Это связано с высокими темпами развития технических и программных средств....
Описание опыта работы преподавателя ОБЖ и учитель физической культуры МОУ "Лицей № 31" г.о. Саранск Чернеева А.И.
В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10% населения. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формир...
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"
Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"...