Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".
статья

Радочина Галина Васильевна

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".; разработкой классного часа "Мир человеческих качеств, или какие бывают люди"  и презентацией к нему.

 Работу разместила в конкурсе "Я -классный руководитель!"

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/5/razv...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы.

Развитие нравственных качеств

личности как одно из  условий

повышения уровня воспитанности младших школьников.

                                                             

                                                             

                                             

                                           

                                         

Содержание

                                                                                                               

Введение. ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основы теории  нравственной  воспитанности младших

 школьников.

1.1. Сущность нравственного воспитания и критерии оценки нравственной воспитанности младших школьников………………………………………………….6

 1.2. Определение понятия «уровень воспитанности»……………………….........7                                                                                                                                                                                                                    

1.3. Диагностические программы изучения нравственной воспитанности…….  8

1.4. Диагностические методы изучения нравственной воспитанности младших школьников ………………………………………………………………...............10

 1.5. Анализ и оценка нравственной воспитанности школьников………………14

Глава 2. Опыт изучения нравственной воспитанности младших школьников.

2.1 Анализ и оценка нравственной воспитанности учащихся в классе…….......16

2.2.Программа развития нравственных качеств младших

школьников…………………………………………………………………………17

2.3.Оценка нравственной воспитанности класса ………………………………..23

Заключение. …………………………………………………………………….......26

Список литературы. ………………………………………………………………..27 

Приложения…………………………………………………………………….......28

         

                                           Введение

        «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях…».

К.Д. Ушинский

Вышедшие в последние годы нормативно-правовые и научно-методические документы (Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Концепция модернизации российского образования России до 2010» и др.) отмечают необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Большая роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания учащихся принадлежит начальной школе, поскольку в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями

Традиционно в России первостепенной задачей воспитания было формирование духовно-нравственных элементов характера. Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по-разному: сотрудничать и соперничать, любить и ненавидеть, заботиться и быть  безразличным. Форма этих отношений закладывается в детстве. 

Проблема нравственного воспитания школьников - традиционная для педагогов, но, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем.

  1. Во-первых, ученики живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, ко торые по-разному пережили противоречивость ценностных тенденций в общественном сознании в 90-е годы.
  2. Во-вторых, отношения детей с внешним миром часто опосредуют ся телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности и высокую популярность сре ди школьников.  
  3. В-третьих, можно отметить неопределенность взглядов педагогов на содержание воспитания и организацию внеурочной деятельности детей. Все это привело к тому, что, как говорят, «дети сегодня другие», младшие школьники в результате пре образований в обществе приобрели новые черты, не свойственные предыдущим поколени ям детей данного возраста: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни, стремление к сотрудничеству, ориентированность на авторитеты свер стников и другие.
  4. В-четвертых, наряду с технологией нравственного воспитания весьма важной для педагогов представляется проблема обоснования, отбора приоритетных ценностей, на которые следует ориентироваться, строя процесс нравственного воспи тания младших школьников.

        Изучение учащихся является необходимым условием повышения эффективности нравственного воспитания. По своему характеру, по уровню морального развития учащиеся неодинаковы. Одни из них более подвижны, другие медлительны, неповоротливы. Одни - смелые и решительные, другие – застенчивые и стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. В общем, учебный класс объединяет не похожих друг на друга детей. Их характеры, интересы, настроения и желания, мотивы поведения, навыки и привычки, как правило, различны. Не может быть одинаковой и мера воздействия на них. На одних школьников хорошо влияет простое замечание, просьба, доверие к ним, По отношению к другим более эффективны приказание, строгий подход. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю применять определенные меры воздействия и добиваться больших успехов в воспитании.

       К.Маркс писал: «Чтобы действовать с каким-либо шансом на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать». Знать уровень нравственной воспитанности как одну из индивидуальных особенностей учащихся педагогам необходимо. Иначе возможны серьезные ошибки, например, завышение требований к школьникам, постановка непосильных задач или, наоборот, снижение требований, задерживающее нравственное развитие. Педагоги обычно ставят и осуществляют единые для всех школьников  воспитательные задачи. Но методы решения задач зависят от индивидуальных особенностей учеников.

 Изучение школьников позволяет собрать конкретный материал для их характеристик, в которых, как известно, отражаются результаты воспитания. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы и реализовать его. (8).

         Уровень воспитанности школьников является главным критерием воспитательной работы в классе, потому что успех воспитания во многом зависит от правильного учета и объективной оценки его результатов. Поэтому тема «Развитие нравственных качеств личности как условие повышения уровня воспитанности младших школьников» так актуальна на сегодняшний день.

     

        Темой данной работы является обобщение опыта по развитию нравственных качеств и их влияние на уровень воспитанности младших школьников.

        Выбор темы определяется необходимостью развития нравственных качеств и  изучение нравственной воспитанности  младших школьников как важнейшего показателя эффективности воспитания.

Объектом работы является  нравственное воспитание младших школьников.

 Предметом работы  являются программа развития нравственных качеств, диагностика оценки нравственной воспитанности младших школьников.

 Цель работы – обобщить опыт  влияния развития нравственных качеств младших школьников на уровень воспитанности в целом.

            Гипотеза:

Уровень воспитанности младших школьников повысится, если:

1) нравственные качества личности развиваются  постепенно и в системе;

2) использована программа оценки  нравственной воспитанности школьников;

3) разработаны  критерии, показатели, позволяющие отслеживать динамику развития нравственной воспитанности младших школьников и результативность нравственного воспитания младших школьников.

 Задачи работы:

 1.Дать характеристику сущности нравственного воспитания младших школьников, понятию «уровень воспитанности»

 2. Определить критерии, показатели и уровни формирования  нравственной воспитанности младших школьников.

 3. Выявить методы изучения нравственной воспитанности младших школьников.

4. Провести анализ состояния проблемы в классе,  реализовать программу

 развития нравственных качеств.

5. Оценить уровень воспитанности младших школьников, используя диагностику нравственной воспитанности.

Методы исследования:

                  1.Теоретические:

  1. анализ литературы;
  2. моделирование;
  3. обобщение, систематизация материалов исследования.

      2. Эмпирические:

  1. анализ школьной документации;
  2. беседы, наблюдения, анкетирование.

Этапы исследования:

1.Подготовительный (изучение педагогической литературы, отбор материала для проведения диагностики);

2. Исследовательский (анализ состояния нравственной воспитанности в классе, выявление проблемы);

3. Разработка и реализация программы развития нравственных качеств и изучения нравственной воспитанности школьников;

База исследования – начальные классы (1-4 классы)  

Глава 1. Основы теории  нравственной воспитанности школьников.

1.1.Сущность нравственного воспитания и критерии                                   оценки нравственной воспитанности школьников.

            Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе.

          Нравственное формирование человека начинается с рождения. Рассматривая проблемы детского характера, необходимо учитывать, что ребенок от рождения нравственно нейтрален. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений с взрослыми и сверстниками, нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в школе происходит развитие новых форм нравственных отношений, поведения, чувств и сознания. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный и нравственный опыт детей. Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Для нравственного формирования личности очень важны самостоятельные действия ребенка. Собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в процессе нравственного воспитания. 

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы,  принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».  

       Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» (5). Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого  можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.  Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Нравственное развитие - это результат системы воспитания, основной критерий эффективности воспитательного процесса.(10)  Успех воспитания во многом зависит от правильного учета и объективной оценки его результатов. Для того, чтобы воспитатели могли поставить реальные воспитательные задачи, им надо хорошо знать то, что уже достигнуто в формировании и развитии личности и коллектива. Лишь опираясь на достигнутое, можно успешно двигаться вперед.

    Всестороннее изучение учащихся, проникновение в их внутренний мир помогает творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы, учесть и оценить ее результаты, обнаружить и устранить недостатки в ее организации и методике, обеспечить индивидуальный подход к учащимся. Такой индивидуальный подход при постановке конкретных воспитательных задач возможен лишь при условии изучения каждого ученика, выявления уровня его воспитанности. Это очень важное и необходимое звено системы воспитательной работы, так как  показателем эффективности воспитания школьников служит уровень их воспитанности. Выявление его помогает обеспечить обратную связь в процессе воспитания, получить информацию о достигнутых результатах в воспитательной работе. Поэтому правильно выявить уровень воспитанности - это значит найти действенное средство повышения эффективности процесса воспитания.

            Важно выявить, что повлияло  на развитие личности, какие произошли изменения в сознании и поведении, какие качества сформированы, какие изменения наметились в их поведении в результате воспитательных влияний, какие формы и методы воспитания оказались наиболее эффективными, а от каких следует отказаться или их усовершенствовать. Без этого невозможно объективно оценить эффективность и качество проведенной воспитательной работы, влияние ее на ученический коллектив и на каждого ученика.

1.2. Определение понятия «уровень воспитанности».                                                                                                                                                                                                                      

 Под уровнем воспитанности следует понимать наличие знаний в области воспитания, устойчивых навыков и умений применять эти знания в практике повседневного поведения. Все это характеризует личность воспитанника и вместе с тем свидетельствует о результатах воспитательной деятельности педагогического и ученического коллективов. Уровень воспитанности проявляется прежде всего в устойчивых навыках поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учете и оценке результатов воспитательной работы важно выявить наличие навыков, умений и привычек поведения. Конечно, следует выявлять и знания в области воспитания. Но главное не в этом. Ученик может хорошо знать правила для учащихся, но не выполнять их. Нередко можно встретить учеников внешне предупредительных, вежливых, почтительных. Но иногда это служит лишь внешней оболочкой, за которой скрываются эгоизм, индивидуализм, нравственная пустота. Поэтому важно понять внутренний мир учащихся - их стремления и желания, мотивы поведения.

Об уровне воспитанности следует судить не по внешним проявлениям, а по результатам деятельности, по отношению к другим людям. Конечно, очень трудно проникнуть во внутренний мир учащихся, узнать, что происходит в их умах и сердцах, в сознании и чувствах. Но надо стремиться к этому. Уровень воспитанности проверяется ежедневно и ежечасно. Любой поступок ученика, его поведение, отношение к старшим, к товарищам характеризуют уровень его воспитанности. Правильно оценить уровень воспитанности - это значит дать объективную оценку поведения в различных жизненных условиях: на уроке, во внеурочное время, в процессе КПД.

Выявление уровня воспитанности, разумеется, не может быть одноактным, одномоментным. Оно требует длительного времени и применения разнообразных методов и приемов. Воспитанность – это не отвлеченное понятие. Она проявляется в повседневном поведении ученика, в его поступках и делах, в высказываниях, в отношении к окружающим людям и к самому себе.

Важно найти такие критерии уровня воспитанности, которые бы позволили правильно оценить не только поступки, но и мотивы. Один ученик, например, ведет себя дисциплинированно потому, что это вошло у него в привычку. Другой же делает это с целью заслужить одобрение учителей, родителей, получить награду, показать свое превосходство перед товарищами. Если в первом случае уровень воспитанности можно оценить высоко, то во втором случае он заслуживает отрицательной оценки.

1.3. Диагностические программы изучения воспитанности школьников.

Чтобы изучение было целеустремленным и носило конкретный характер, надо заранее хорошо продумать, что нужно изучать, на что следует обратить внимание. Говоря другими словами - необходимо наметить ориентировочную программу изучения. Такая программа необходима любому воспитателю, так как без нее очень трудно и, пожалуй, невозможно организовать систематическое и целеустремленное изучение личности и коллектива. Программа позволяет наметить основное направление деятельности воспитателей по изучению школьников. Она дает ответ на вопросы, что надо изучать, на какие стороны личности и коллектива обращать внимание.

       В настоящее время существует множество диагностических программ и методик, позволяющих усовершенствовать диагностический инструментарий изучения как нравственной воспитанности учащихся, так и воспитательного процесса в целом.

Диагностика воспитанности - это оценочная процедура, направленная на про яснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.

        Классный руководитель диагностирует развитие учеников, изучая качества личности, которые были объектом воспитания, являлись ведущими на данном этапе их развития.

        Содержание диагностики зависит также от возраста учеников. Учитывая специ фику возрастного развития учеников и опираясь на сенситивные периоды, соответст вующие возрасту, педагог диагностирует ту или иную группу интегративных свойств, ха рактерную для данного возраста.

В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от лат. «сравнение»).

Критерий воспитанности - это теоретически разработанные учеными показате ли уровня сформированности различных качеств личности.

Особенность личностного возрастного развития заключается в том, что на каждом этапе присутствуют многие качества, но в разной степени проявляющиеся. Возрастная и индивидуальная характеристики воспитанности нередко не совпадают. Поэтому нужны эталоны- шкалы, вычлененные признаки, приметы распознавания.

   Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств Второе направление диагностики – изучение индивидуальных особенностей каждого. Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитания во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия ребенка), и связанных с явлениями, скрытых от глаз педагога (мотивы, убеждения, планы, ориентации). А также оценка поведения окружающими людьми (родителями, учителями – предметниками, сверстниками) и самооценка. Технологии такого изучения задают соответствующие диагностические программы для младших школьников.(28)

   К примеру, в  диагностической программе  изучения  уровней воспитанности  учащихся 4 класса М.И. Шиловой авторские критерии воспитанности были выражены через выбор конкретных показателей - единиц наблюдения.

Оформляются они в виде шкалы наименований. Если степени проявления качества присваивается оценка, то можно осуществить сравнение и произвести подсчет, выра жая уровни воспитанности числом  (см. Приложение 1).

 

У Андреевой В.В. такие критерии и показатели воспитанности:

1. Отношение к себе.

2. Отношение к окружающему социуму.

3. Отношение к культуре.

4. Отношение к природе.

     Н.П.Капустин в своей «Методике оценки уровня воспитанности ученика» определил следующие критерии воспитанности» (см. Приложение 2).

Методика определения уровня воспитанности позволяет классному руководителю соотносить цели с результатами и в зависимости от этого вносить изменения в содержание, формы, методы работы с учащимися.

1.4. Диагностические методы изучения нравственной воспитанности  школьников.

В настоящее время, следует отметить, проявляется всеобщий интерес к диагностическим методикам, которые проводятся непосредственно самим педагогом, либо опосредованно, благодаря работе с группой школьного психолога. Благоприятное общественное мнение содействует общему положительному отношению к диагностике как таковой в жизни человека и воспитание личности.

Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в начальной школе;

– определяются перспективы развития ученика и коллектива;

– исследования носят комплексный системный характер;

– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

      Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

     В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

    Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

▪ выявить относительный уровень развития ребёнка;

▪ выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

▪ определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  1. способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;
  2. определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

  1. иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;
  2. определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

  1. использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;
  2. создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2.Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3.Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5.Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

  1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

  При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия автора публичное оглашение ответов на вопросы анкеты или беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников. При исследовании результатов и эффективности воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняли бы друг друга и подтверждали объективность и достоверность результатов изучения. Методики должны по возможности представлять собой обычное учебное или воспитательное средство, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, специфику коллектива и взаимоотношений в нем. В ряде случаев при проведении изучения важно исключать влияние испытуемых друг на друга. Это может быть обеспечено заполнением каждого персонального опросника, анкеты. Педагог подчеркивает важность независимости мнений при изучении проблемы.

     Методики должны быть достаточно простыми и не требовать громоздких процедур для обработки и интерпретации полученных результатов. Полезно составить специальные таблицы, доступные для восприятия детей и взрослых, где ежегодно фиксируются основные, наиболее важные данные исследований.

     Объективность информации, ее сравнимость возможна в том случае, если обеспечивается систематичность изучения результатов и эффективности воспитательного процесса.

     Основными эмпирическими методами получения фактов в начальной школе является беседа, наблюдение. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность, позволяют получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности личности.

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Метод беседы обязывает педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, воспитателей, родителей, сверстников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующей личности. Необходимо сопоставить данные с личными наблюдениями. Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

  1. педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы;
  2. педагог обладает такими качествами как тактичность, коммуникабельность;
  3. педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  4. педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  5. педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения информации знаний об учащихся.

 Большое значение метод наблюдения имеет в начальной школе. Если педагог в начальной школе умеет дать точную характеристику развития личности ребенка, объективно анализировать причины отклонения в поведении ученика и вовремя использовать результаты изучения в работе с семьей и педагогическим коллективом, то он может помочь многим ученикам сохранить себя, не растеряться, не озлобиться. Способность педагога оперативно, все сторонне и глубоко описывать облик и поведение ребенка является основой для выбора эффективных методов воспитания. Существует специальная схема наблюдения за ребенком от 6 до 12 лет.  (14)

Метод анкетирования - позволяет выяснить не только мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. Результативность анкетного опроса зависит от ряда условий: результаты опроса не будут использованы им во вред; формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, доступной для данного возраста; анкета не должна быть громоздкой. Для младших школьников должно быть 3 вопроса. Вопросы могут быть закрытого характера (когда ребятам предлагается ряд возможных ответов), полуоткрытого (когда к перечню возможных ответов они дописывают свои). Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка. Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т.д.

        Социометрия - этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников. Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры

     Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций ребят. Педагогу полезно знать, какие качества ценят в людях его воспитанники.

      Цветограмма - (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

    В обобщающей диагностике пользуются также методом анализа продуктов творчества учеников  в процессе их самостоятельной деятельности – художественно – эстетической, трудовой, учебной. Педагог создает условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность.

Выявлять, а тем более фиксировать в реальных показателях результаты нравственного развития чрезвычайно сложно в силу динамичности формирующейся личности ребенка, а также трудности объективной оценки и измерений показателей воспитанности.

В настоящее время получили широкое распространение методики Н.Е. Щурковой, В.Н. Шныревой и др. Центральная идея предлагаемых методик воспитанности заключается в создании ситуаций свободного выбора, позволяющий выявить реальные отношения и мотивы поведении учащихся.

В начальной школе  хорошо использовать диагностики психолога и педагога Натальи Дереклеевой. (14).

1.5. Анализ и оценка нравственной воспитанности школьников

Оценка воспитанности школьника является средством развития самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого школьника, формирования у него адекватной самооценки.

Общая оценка воспитанности школьника выводится на основе оценок отдельных показателей воспитанности. Показателями воспитанности школьника являются:

Поведение в семье: проявляет интерес к делам семьи, ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее неврозы радости, выполняет ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении, полностью ли себя обслуживает.

Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к удачам и неудачам в учении, проявление чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение к школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.

Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим.

Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.

 Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.  

            Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость, соблюдение правил личной гигиены, самокритичность в оценке своего поведения и поступков, правдивость, честность, принципиальность.

      Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы.

       Процедура оценивания состоит из следующих этапов:

1. Анкетирование родителей.

2. Каждый ученик пишет самохарактеристику по особой форме (в подростковых и старших классах развернутая самохарактеристика по всем показателям воспитанности).

3. Взаимохарактеристика учеников.

4. Педагогические консилиумы, на которых обсуждаются все полученные материалы, они сопоставляются с результатом психолого - диагностических обследований, выносится общая оценка воспитанности каждого ученика.        

5. Сообщение общей оценки воспитанности школьникам и их родителям в индивидуальной форме, совместный поиск путей коррекции.

                                      Критерии оценки:

  1. Неудовлетворительный - реализованы отдельные параметры.
  2. Критический - реализованы отдельные принципы отдельные параметры в них.
  3. Удовлетворительный - реализована часть принципов и большинство параметров в них.
  4. Хороший- реализована большая часть принципов и большинство параметров в них.
  5. Высокий – реализованы все принципы и большинство параметров.
  6. Оптимальный –реализованы все принципы и все параметры.

В качестве цели, результата, показателя эффективности воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.(10). 

Что же такое личностный рост? Как отмечают психологи, личность – это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. И такое отношение может быть ценностным (позитивным), неценностным (равнодушным) и антиценностным (негативным).Личностный рост мы можем определить как развитие ценностного отношения личности к миру, к другим людям, к самому себе.

         Определение уровней воспитанности школьников (единых для всех детей) не вполне корректно по отношению к самим детям. Ведь у каждого из них объективно разная социальная ситуация развития, разные условия жизни в семье, разная личная история. И иногда негативные личностные характеристики некоторых школьников могут быть вполне обусловлены этими факторами. Другими словами, ребенок не всегда виноват в том, что он плохо воспитан. Предлагаемые же методики не учитывают этого, они предусматривают выставление ему оценки как личности, а по сути, вынесение приговора : хороший или плохой. Кроме того, они допускают сравнение этой оценки с оценками одноклассников, которые, к их счастью, могут расти в более благополучных социальных условиях. Если оценивать воспитанность школьников, то не сравнивая детей по единому для всех стандарту, а сравнивая ребенка лишь с самим собой.

        В практике сложилась следующая последовательность информационно- диагностических операций с целью изучения уровня  нравственной воспитанности школьников:

- диагностика социокультурной среды класса, школы, внутрисемейных отношений;

- составление социально-педагогического паспорта класса

- диагностика нравственных качеств личности;

- диагностика классного коллектива;

- изучение уровня развития самооценки учащихся;

- активность детей в жизни класса и школы.

Глава 2. Опыт изучения нравственной воспитанности младших школьников.

 2.1 Анализ и оценка нравственной воспитанности учащихся  класса.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в становление личности представляет младший школьный возраст.

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяются тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития села, единственным духовным и культурным центром на селе. 

В 2005-2006 учебном году, набрав 1-й класс я, как классный руководитель, провела диагностику изучения  детей. В моём классе было 14 детей, из них 7 девочек.

      На этом этапе проводились сис тематические наблюдения за поведением учащихся, тестирование, анке тирование, индивидуальные беседы с учащимися и родителями. Получен ные результаты показали, что у детей высокая мотивация к учению; за нижена самооценка, присутствует чувство страха (это понятно, т.к. иссле дования проводились в 1-м классе), уровень воспитанности невысок;  большая часть детей  не посещала детский сад (86%).  

 Составив социальный паспорт  (см. Приложение 3)  и диагностическую карту класса, (см. Приложение 4) я  выяснила, что большинство детей из:

- неполных семей (71%),

- многодетных семей (50 %),

- малообеспеченных семей (43%).

Количество пьющих родителей составило - 43%, причем преимущественно                                                                                                                              - это матери.

Образовательный уровень родителей тоже очень низкий:

  1. Средне -специальное образование имеют  28% родителей,
  1. Среднее – 28 %  родителей,
  2. Неполное среднее -39 %  родителей,
  3. Окончили школу по программе коррекционной школы -5 %  родителей.

      Оказалось неудивительным то, что многие дети не имели элементарных представлений о культуре поведения, правилах хорошего тона,                               не умели общаться друг с другом (дрались, обзывались); и взрослыми (обращались к учителю на «ты», использовали в речи нецензурную брань, причем, для них она была вполне уместной).  Хотя нельзя не отметить и воспитанных детей, которые в этой ситуации не знали как себя  правильно вести.

Учитывая всё это, я направила свою  работу на формирование и развитие

нравст венных качеств детей.

2.2. Программа нравственного воспитания младших школьников.

          Основными задачами  воспитания в начальной школе является, на мой взгляд, формирование «первичных» нравственных отношений детей, таких как отзывчи вость; чуткость; уважительное отношение к старшим, к родителям, учителю; фор мирование бережного отношения к окружающему миру природы.

         Для выявления уровня развития  нравственных качеств у младших школьников  мне надо было изначально выяснить, как мои ученики понимают  значение слов: счастье, свобода, мудрость, мужество, справедливость, дружба, добро, зло, милосердие, вина.

      Опрос проводился индивидуально. Статистика ответов первоклассников представлена в таблице 1. (см. Приложение 5).  Объяснили все понятия 3 человек (2 девочки и 1 мальчика), отказались это делать 2 человека (1 девочка и 1 мальчик). Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро»,  и труднее, «милосердие», «мудрость», «мужество». Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело». В толкование зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо». Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем по-могаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых понятие добро связано прежде всего с помощью («когда человек хочет помочь в беде», «когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники дали такое толкование «добра»: «добро - это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Несмотря на то, что категорию «свобода»  объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

     В связи с данными исследования я пришла к выводу, что необходимо создать программу, направленную на развитие нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене. Спустя четыре года после целенаправленной проведенной работы по воспитанию нравственных качеств я провела тот же опрос четвероклассников по пониманию нравственных понятий. Результаты получились следующие. Статистика ответов четвероклассников представлена в табл. 2. (см. Приложение 5). Объяснили все понятия все 9 учеников -5 девочек, 4 мальчика. (Выбыли за 4 года -5 учащихся). Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было. Четвероклассники, в отличие от первоклассников, без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». Счастье связывается школьниками с праздником, с радостью, везением: «это когда человек радуется и ему очень хорошо», «это когда день рождения и много подарков», «когда кому-то все время везет». Некоторые дети связали понятие «счастье» с пережитым: «это когда в деревне с друзьями играешь», «когда уроков не задали», «когда из школы отпустили». Появляются ответы достаточно высокой для данного возраста степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день ». Мудрость для четвероклассников олицетворяется в человеке, который «все знает,  умный», «сильный», «умеющий принять правильное решение» и при этом он часто «очень старый». В отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем-то и веришь ему», «это союз единомышленников», «это такая связь с человеком, когда хоть иногда ссоришься, но все равно дружишь». Зло толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», «отобрали мяч», т.е. сохраняется связь с конкретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком,  исчезли ответы, связанные только с эмоциональной оценкой данной категории. В понимании добра  четвероклассники связывают данную категорию прежде всего с помощью другому человеку. Появляются ответы типа: «это когда человек умеет воспринимать чужую боль» и «это богатство». Понятие «дружба» выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности. От 1-го к 4-му классу прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы («это когда два человека ходят вместе») к внутреннему содержанию отношений («когда делятся впечатлениями», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»). Счастье все реже связывается с подарками и праздниками и чаще - только с радостным, веселым настроением: «это значит веселый от чего-то», «когда у человека все хорошо», «жизненная радость», «когда все удается». Милосердие большинство ответивших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «человеком, который всех жалеет».

      Изучив литературу по данной теме, мною была составлена программа развития нравственных качеств младших школьников.

       Цель программы - воспитание нравственного человека – личности, способной принимать решение в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, перед окружающими его людьми.

Поставленная цель характеризуется в следующих задачах:

  1. Влиять не на поведение ребенка (чтобы изменить его), а на «Я»-образ, который постепенно складывается в его сознании.
  2. Воспитывать неравнодушное отношение: любовь в себе и к себе - только на любви (а не на чувстве долга) может сформироваться культура человека, способствовать выработке потребности в культуре и иммунитета к плохому.  
  3. Создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаи моотношения учащихся, классного руководителя, родителей на основе со трудничества, сопереживания и взаимоуважения.

    Принципом постепенности нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в по стоянной жизни детского коллектива.

    В организации же нравственного воспитания мною учитывались такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчи вость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Детей в возрасте 7-10 лет отличает глубо кая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психиче ское развитие ребенка, в том числе радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие в преодолении трудностей.

Программа состоит из 4 блоков.

Блоки

Тема

Цели

1класс

Вежливость – искусство человеческого общения

Воспитывать основы отношений между людьми в обществе.

2 класс

Я и моя семья. Дом (село) в котором я живу.

Воспитание чувств самоуважения, уважение ко всем членам семьи.

3 класс

Мы и природа. Здоровый образ жизни

Воспитывать любовь к природе.

Ознакомление с правилами здорового образа жизни.

4 класс

Я и мои друзья.

Воспитание чувства уважения к своим друзьям.

       Для реализации программы я использовала разнообразные формы и методы работы: диалог, беседа, разговор, деловые и сюжетно-ролевые игры, комментированное чтение, рисование, обсуждения мультфильмов, отрывков из художественных произведений, стихи, но главное - разбор и создание ситуаций морального выбора, составление нравственных обязанностей, оценка по ступков и т.д.

      Также  я разработала примерную тематику классных часов, праздников по данной программе (см. Приложение 6).

        Придавая особую роль классным часам в нравственном воспитании детей, мне бы хотелось сделать небольшое вступление о роли этой формы работы в моей воспитательной деятельности.

         В любом расписании уроков есть особая строка — классный час. Классный час дает уникальную возможность для развития личности ребенка, если его грамотно подготовить и провести; тем более, что классный час — это не просто определенная форма работы, а настоящее поле для творчества учителя.

        Не умаляя воспитательного потенциала уро ка, скажу, что именно классный час позволяет классному руководителю с наибольшей полнотой выполнить свои воспитательные функции. Имен но здесь создается возможность прямого диалога с учащимися по жизненно важным про блемам. Неслучайно классный час назы вают воспитательным часом.

       Проводя классные часы, я постоянно стараюсь, чтобы учащиеся не являлись пассивными слушателями, а максимально включались бы  в совместную работу; при этом я стимулирую  их творческую активность с помощью слов одобрения, различных жетонов, грамот, благодарностей. Во время проведения классного часа я создаю ситуации, для того чтобы каждый мог высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, так как понимаю, что только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, ко торого невозможно добиться никакими поучени ями и  наставлениями.

    Классный час всегда требует определенной подготовки. Еще до его проведения я организую работу с отдельными группами учащихся, предла гаю учащимся что-либо прочитать предваритель но. Мы вместе готовим инсценировки, вы разительное чтение, наглядные пособия. Но главное — психологическая подготовка: необходимо настроить учеников на серьезный разговор. В связи с этим я  заранее сообщаю тему классного часа, предла гаю вопросы для обдумывания, заблаговремен но подготавливаю помещение, оформляю темати ческий стенд с указанием темы и необходимыми цитатами и т. д.

        В настоящее время существует множество разработок классных часов. Я  в основном использую в своей работе «Классные часы по нравственному воспитанию в школе» Л.В. Управителевой. Представленные в этой книге разработки классных часов как раз посвящены формирова нию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм, ценность также представляет и то, что они составлены для каждого класса начальной школы.

     Для того, чтобы дети лучше смогли понять и оценить  конкретный поступок, на каждом занятии я использую произведения детской художе ственной литературы. Благодаря художественному образу, ребенок постепенно начинает оценивать себя, свои мысли, поступки, отношения с други ми людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, я помогаю  детям  разобраться в поступках, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оце нивать других и критически относиться к себе.

          Усвоение каж дой нормы требует определенного уровня обоб щения жизненной ситуации. Поэтому изученные правила и нормы я стараюсь закрепить на практике. Например: изучили правила поведения в библиотеке - идем на экскурсию в сельскую библиотеку; познакомились с правилами поведения в общественных местах – едем в театр на представление; говорили о бережном отношении к природе – в походе стараемся быть хорошими туристами; провели беседу о милосердии –помогаем бабушкам, дедушкам, родителям и ветерану войны Герману Александру Ефимовичу; узнали, что можно общаться через письма – наладили переписку с «героями наших учебников» Машей и Мишей (УМК «Перспективная начальная школа») и т.д.  Конечно, нельзя сказать, что все дети стали соблюдать все правила, но большинство из них стараются это сделать (см. Приложение 7.)

В выборе темы класс ного часа руководствуюсь не только заранее составленным планом, но и конкретными ситуациями, складывающимися в классе.

Например. Саша А. обижает девочек, обзывается на них, толкает, может даже больно ударить. Чем не повод поговорить об отношениях к девочкам и  женщинам.

Особенно запомнились ребятам такие классные часы как

  1. Классный час «Дорогою добра»   в 1-м классе  в форме беседы с элементами игры.
  2. Классный час во 2-м классе «Давайте жить дружно!» (открытое мероприятие для классных руководителей) о детской дружбе.
  3. Классный час « Мир человеческих отношений» в 3-м классе в форме игры «Крестики –нолики».
  4. Классный час – размышление  по теме «Самооценка»  в 4 классе.

    (См. Приложение 8).

          Особая забота в начальной школе - в педагогическом подходе к детям пер вого класса. Мои первоклассники отличались  большой эмоциональностью и впечатлитель ностью, поэтому очень важно  было заинтересовать их процессом общения ярким и увлека тельным. Дети  хотят  хорошо учиться, интересно общаться – моя  за дача как  учителя - не упустить эти желания, поддержать их словом и делом.

   Большую роль в развитии нравственных качеств играют органы самоуправления, которые в первом классе начинают свою работу после новогодних каникул. Все учащиеся  привлекаются к организации жизни классного коллектива. Мы выбираем звеньевых, командира отряда, санитаров, книголюбов, цветоводов, синоптиков. Каждому ученику объясняются его обязанности, ведется соревнование. На классном сборе были приняты правила, по которым работал и жил наш  классный коллектив.

1. Делай добро!

2. Люби и прощай людей, бойся их обидеть!

3.  Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе!

4.  Найди свою цель в жизни!

5.   Не ищи оправдания собственным слабостям, не позволяй душе лениться!

6.  Познай себя и мир!

7. Лучше отдать свое, чем взять чужое!

8.  Не теряй веры в себя!

       Мне кажется,  при правильном процессе самоуправления дети учатся давать оценку себе и своему товарищу, учатся исправлять свои ошибки, выполнять порученную работу ответственно.

    Участвуя в классных и общешкольных мероприятиях, каждый хочет отличиться, быть лучшим. Я стараюсь найти в ребенке его ценностное «зерно», привлечь к нему внимание других.  Здесь для меня важно сформировать  у детей чувства гордости за  себя, своего товарища, свой класс; помочь установить дружеские отноше ния и сделать каждого активным участником коллективных творческих дел.

       Всегда приятно наблюдать за моими ребятами  во время их выступлений на родительских собраниях, совместных  праздниках, конкурсах. Например: победа в Смотре строя и песни, выступление в школьном театре, исполнение танца для жителей поселка к празднику 9 мая, инсценировки ко Дню Матери и 8 марта, заключительный концерт « Прощай, начальная школа» и мн.др. Во время подготовки к мероприятиям стараюсь всегда говорить о внешнем виде, о манере держаться, обращаю внимание на речь.  Это тоже нравственное воспитание. (см.  Приложение 9).

    Могу с уверенностью сказать, что как коллектив класс сформировался. Ребята стараются выполнять любое дело вместе, помогают друг другу.

     Особое внимание мною уделяется семейному воспитанию. Ведь сколько бы хорошего не старался вложить учитель в своего ученика, многое ребенок черпает от своих родителей, от среды, в которой он находится.

Поэтому на родительских собраниях я по стоянно провожу просветительскую работу в вопросе воспитания детей до верием, примером, праздником, совместно с родителями проводим ут ренники, экскурсии.  В памяти родителей остался праздник ко Дню матери (см. Приложение10), утренник для мам и бабушек «8 марта – праздник женщин!», праздник для пап к 23 февраля (см. Приложение 11).

     Я обобщила опыт семейного воспитания  многодетной семьи Смертиных (см. Приложение 12); для родителей выпустила листовку «Праздники в семейном кругу» (см. Приложение 13).

Проводя работу по нравственному воспитанию учащихся, всегда помню, что стиль моих отношений с детьми определяет характер отношений между детьми. Мною приветствуется путь воспитания, основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.

  2.3. Оценка нравственной воспитанности в классе.

 Для оценки  результативности нравственной воспитанности я провела следующие диагностики:

      1. Диагностика уровня воспитанности по «Диагностической программе  изучения  уровней воспитанности  учащихся» Н.П. Капустина.

Из диагностики уровня воспитанности учащихся в классе мы видим следующую картину: уровень воспитанности в моем классе по годам составил:

1-й класс 2005-2006 г – 2,5 (низкий уровень);

2-й класс 2006-2007 г – 2,9 (низкий уровень);

3-й класс 2007-2008 г – 3,6 (средний уровень);

4-й класс 2008-2009 г – 4,0 (высокий уровень).

Уровень воспитанности класса с 1-го класса повысился на 60%. Из этого можно сделать вывод, что уровень воспитанности зависит от того, соответствуют ли нравственные установки  школьников требованиям и морали общества, их отношение к учению, труду и другим видам деятельности (см. Приложение14. Диаграмма №1).

  Кроме этого я воспользовалась диагностиками для изучения и оценки нравственной воспитанности  известного психолога и педагога Натальи Дереклеевой (14).С помо щью её методик мне удалось узнать, кто из учащихся в классе является лидером или от вергнутым, принятым или непринятым в сообществе одноклассников, ценностные отношения учащегося к семье, родине, школе, классу; социальную активность, степень удовлетворенности школьной жизнью и степень тревожности по диагностике «Мой класс».

 Результаты диагностик, которые были проведены мною, представлены в приложении (см. Приложение 15).

     2. Диагностика исследования личности учащихся «Десять Я». (Диаграмма №2).

      В результате диагностирования я выявила, что дети в 1-м классе назвали такие нравственные качества, присущие им, как: дружный, хороший, добрый, хороший, веселый, красивый, смелый. Так же некоторые дети называли такие качества как злой, стеснительный, нехороший, неуклюжий.

В 4-м классе дети повторили качества, которые называли в 1-м классе, причем количество их назвавших увеличилось, «ушли» такие качества как неуклюжий, нехороший. Добавились  качества: умный, вежливый, общительный, трудолюбивый, из отрицательных качеств добавилось – ленивый.

      Данное исследование показало, что дети узнали о существовании новых для них нравственных качеств; они не боятся называть в себе не только хорошие черты характера, но и отрицательные. Некоторые ребята приписывали себе те качества, которых у них нет; были и такие, кто назвал только хорошие качества.

     3. Диагностика «Фотография» (Диаграмма №3)   в 1-м классе.

    Данная диагностика помогла выявить лидеров в классе и определить место ученика в школьном коллективе.

        В результате диагностики выяснилось следующее:

Благоприятно чувствовали себя в коллективе: Смертин Юра и Королева Каро лина - эти ребята поместили себя в «центр фотографии». Они являются на данный момент лидерами класса. Такие ребята как: Перова Вера, Ахунова Сабина, Александрова Маша, Улушникова Юля, Алексин Саша, Багаудинов Семен стремятся к первенству в классе, поэтому поставили себя на 1-е место на «фотографии».

Залуцкая Женя и Медведева Настя, спокойные, застенчивые по характеру, скорей всего испытывали дискомфорт в классном коллективе. Они на «фотографии» поместили себя с краю.

     4. Диагностика нравственной самооценки  (Диаграмма №4). Само по себе исследование самооценки оказывается чрезвычайно полезным и для организации учебного процесса, и для самопознания учащихся. При изучении самооценки личности четвероклассника диагностика показала высокий уровень самооценки у 22% учащихся, средний уровень у 44%  учеников, и низкий уровень самооценки показали 34% детей.

      5. Диагностика «Мой класс» (Диаграмма № 5)  проводилась дважды: во 2-м  и в 4-м классах.. Данная диагностика позволила выяснить степень сплоченности, степень конфликтности в коллективе и степень удовлетворенности школьной жизнью.

    В результате  сравнения графиков  выявилось следующее:

● Степень сплоченности коллектива увеличилась на 33%;

● Степень конфликтности уменьшилась на 35%;

● Степень удовлетворенности школьной жизнью возросла на 26%.

     

 6. Диагностика нравственной мотивации (Диаграмма № 6) проводилась в  конце 4-го класса в виде теста. Получились следующие результаты:

● Высокий уровень мотивации -   33 %;

● Средний уровень мотивации -   45 %;

● Низкий уровень мотивации -   22  %.

7. Диагностика «Аукцион» 4 класс (Диаграмма №7) позволила выяснить, как характеризуют класс большинство учащихся.

Вывод: большинство учащихся класса -88 % назвали хорошие качества.

Лишь один ученик считал, что класс обладает отрицательными качествами.

С этим ребенком я провела индивидуальную работу по выяснению причин данного мнения.

           

 Мною был составлен примерный «Диагностический инструментарий мониторинга  нравственной воспитанности младших школьников».  

                 

Аспекты изучения

Диагностические средства

Развитие коммуникативных качеств ребенка

Отношение к людям

Методика «Звезда эстрады», Диагностика «Аукцион»,

Диагностика уровня комфортности учащихся,

Диагностика «Фотография».

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе

Диагностика «Мой класс».

Изучение интересов

в жизни младших школьников.

Рисуночный тест «Мой портрет в интерьере»,

Анкета «Мои любимые вещи».

Отношение к себе

Методика «Десять  Я», Методика «Что у меня на сердце?».

Отношение к людям

Методика «Самореклама»

Отношение к учению

Методика «Градусник», Рисуночный тест «Краски»,

Методика «Настроение»,

Ранжирование школьных предметов «Номинация».

Отношение к коллективу

Методики «Подарки», «Пьедестал»,

Социометрия «Круги на воде»,

Методика «Аукцион», «Продолжи предложения»,

«Портрет нашего класса».

                         

Заключение.

     

        Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

          Все это позволяет:

  1. оценить результативность воспитательного процесса;
  2. спроектировать процесс воспитания с учетом индивидуальных возможностей личности каждого ученика;
  3. проследить весь ход развития личности в процессе воспитания и

           обучения;

  1. планировать и целесообразно направлять индивидуальную  работу с детьми.

Изучение, знание и правильное использование факторов и закономерностей, формирующих личность ученика, позволяет добиться управляемости этим процессом, прогнозировать и корректировать развитие личности.

            Исследовательская деятельность способствует и развитию самого учителя, совершенствованию его отношений с учениками, родителями, окружающими.

   В результате обобщения опыта работы по данной теме выяснилось, что:

  1. Нравственная воспитанность является одним из основных показателей уровня воспитанности младших школьников.
  2. При целенаправленном развитии нравственных качеств уровень воспитанности младших школьников  значительно повышается.
  3. Главным содержанием диагностики воспитанности младших школьников должно стать исследование результатов нравственного развития.
  4. Содержание программы по развитию нравственных качеств должно соответствовать возрастному и индивидуальному развитию ребенка.

                               Список литературы

1. Аникеев Н.П. «Психологический климат в коллективе». М., 1980.

2. Аплетаев М.Н. «Диагностика нравственного воспитания личности в                                       процессе обучения». Омск. 1989.

3. Аплетаев М.Н. «Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе общения».Омск. 1987.

4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогка,1999№4.

5. Байбородова Л.В., Рожков М.И. «Воспитательный процесс в современной школе». М., 1998.

6. Белкин А.С. «Ситуация успеха». М., 1991.

7. Болдырев Н.И. «Нравственное воспитание школьников». М., 1979.

8. Бондаревская Е.В. «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д., 1995.

9.Бурдинская С.В. Из опыта воспитательной работы. Классный руководитель. №4, М., 2004.

10.Васильева З.И. «Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности». М.,1973.

11. «Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии». / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1992.

12. Гусейнов А.А. «Золотое правило нравственности». М.. 1982.

13.Григорьев Д.В. «Мониторинг и диагностика воспитания». Журнал заместителя директора по воспитательной работе. №1 2005.

14. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя». М., 2008.

15. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

16.Зосимовский А.В. «Критерии нравственной воспитанности»

17. «Изучение личности школьника учителем». /под ред. З.И. Васильевой. М., 1991.

18. Лихачев Б.Т. «Философия воспитания». М., 1995.

19. Макаренко А.С. «О воспитании». М.,1990.

20. Маленкова Л.И. «Воспитание в современной школе». М.. 1999.

21. Сергеев В.П. «Классный руководитель в современной школе». М., 2000.

22. Соловейчик С.А. «Педагогика для всех». М., 1987.

23. Сухомлинский В.А. «О воспитании». М., 1981.

24. Третьяков П.И. «Управление школой по результатам». М., 1997.

25. Л.В. Управителева. «Классные часы по нравственному воспитанию в школе» 1-4 классы  - Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ 2005 г.

26. Фридман Л.М., Пушкина Т.А. «Изучение личности учащегося и  ученических коллективов». М., 1998.

27. Шилова М.И. «Изучение воспитанности школьников». М., 1982.

28. Щуркова Н.Е. «Диагностики воспитанности: педагогические методики». МГПУ. 1992.

29. Щуркова Н. Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация: Из опыта работы. M.: Просвещение, 1981. 

Радочина Галина Васильевна                                                МОУ «Междуреченская СОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок как условие повышения уровня воспитанности обучающихся

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства люб...

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...


 

Комментарии

Максимова Татьяна Витальевна

Галина Васильевна, очень информативная разработка, но в Вашей статье отсутствуют Приложения (Диагностики). Можете ли Вы поделиться вопросниками анкет?

Радочина Галина Васильевна

Да, конечно, я могу указать источники для проведения диагностики. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя». М., 2008