Урок как условие повышения уровня воспитанности обучающихся
материал на тему

Крупнова Ольга Александровна

 Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок как условие повышения уровня воспитанности обучающихся

В последние годы всё чаще приходится сталкиваться с проблемой низкого уровня воспитанности обучающихся. Работая над содержанием этой темы, анализируя литературу по данной проблеме, приходим к тому, что в последние 15-20 лет слова «воспитание» и сама эта деятельность по разным причинам исчезают и из лексикона учителей и из школьной жизни. Образование стало синонимом обучения, зуновская практика стала доминирующей в школе и вытеснила из некогда полноценного педагогического процесса всё, что связано с воспитанием. Учителя забыли классическое определение той отрасли науки и практики, которой они заняты: педагогика - наука о воспитании ребёнка, где именно воспитание включает в себя обучение и развитие.

Начнём с воспоминаний классиков:

  • «Ничто не искоренит в нас твёрдой веры в то, что придёт время, что может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как долго мы пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности»(К.Д.Ушинский).
  • «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего»(Д.И.Менделеев).

Классика потому такой и является, что она вечна. Пренебрежение ею равносильно пренебрежению законами природы.

Начнём с уроков. Ребёнок за одиннадцать школьных лет проходит через 10-12 тысяч уроков. И было бы неразумно и непростительно не использовать этот огромный временной и содержательный потенциал в целях воспитания в процессе обучения.

Для этого в организации методической работы с педагогическими кадрами нужно:

  1. Через работу предметных методобъединений и в любых других формах культивировать(до уровня привычки)продумывание и  постановку воспитательных задач каждого урока. Разумеется, это невозможно сделать одномоментно, но, если такая работа будет вестись системно и целенаправленно, то она может привести к тому, что учитель станет воспринимать продумывание задач воспитания на уроке как нечто само собой разумеющееся, когда игнорировать об этих задачах будет считаться неприличным в профессиональном сообществе.
  2. Далее учителю в ходе методической работы стоит раскрыть каналы воспитания в процессе обучения. Их как минимум четыре:
  • Через содержание основ науки;
  • Через методы обучения;
  • Через использование случайно возникших на уроке или спланированных учителем воспитательных коллизий, ситуаций, которые постоянно предлагает сама школьная жизнь;
  • Через личность учителя.

Затем, необходимо накапливание опыта решения воспитательных задач в процессе обучения.

К месту будет заметить, что в последние годы очень мало кто из учителей «отважился» продемонстрировать своё педагогическое мастерство именно по воспитанию в процессе обучения.

Из всех направлений воспитательной работы (умственное воспитание, нравственное, эстетическое, физическое, правовое, гражданское,  патриотическое, трудовое, экологическое) самым запущенным, забытым, отсутствующим даже в лучших школах является трудовое воспитание.

Наконец, напомню, что богатство всех художественных музеев мира, экранизации всех литературных произведений, лучшие драматические спектакли, оперы, балеты, кинофильмы и т.п. – всё это есть на компакт-дисках и потому доступно школе, может и должно быть использовано в воспитательной работе.

 Ранее существовал четкий заказ государства: " Из школы должны выходить всесторонне развитые личности, преданные делу Партии и Советского Правительства, активные строители коммунизма". Способ для выращивания таких личностей был известен: это классно - урочная система. Со всем своим единообразием во всех сферах она, как могла, выполняла главную свою сверхзадачу, о которой не говорилось вслух: сделать всех одинаковыми и, в первую очередь, одинаково думающими, причем думающими, как прикажут. Ведь на традиционных уроках ученик не имеет права ни на что, а делает то, что прикажет учитель. Что же воспитывает такая система? Послушание, безоговорочную веру в слово учителя, в то что написано в книгах. А потом изо всех сил после уроков учителя старались и стараются воспитать самостоятельность и инициативность. И какие качества мы воспитывали в недалеком прошлом? Сколько поставили положительных оценок, выдали свидетельств и аттестатов только за то, что ученик присутствовал на уроке - воспитание привычки что - либо получать ничего не делая. Сколько поставили двоек за отсутствие тетради или за отсутствие формы - воспитание отвращения и к школе, и к учебе. Сколько раз не удосужились спросить ученика, который усердно выучил урок - воспитание пассивности и равнодушия. Любой учитель может продолжить этот список.

    Пришли другие времена, и вся окружающая нас действительность подсказывает, что обществу крайне нужны инициативные, думающие, ответственные люди, способные принимать решения хотя бы для себя и отвечать за свой выбор. Нужны люди, приученные всего добиваться своим трудом, не надеясь на доброго дядю. Мы утверждаем, что классно - урочная система эту задачу решить не может. Она предназначена совершенно для другого. Мы еще не забыли поговорку: "Инициатива наказуема!". По этому поводу один из основателей проблемного обучения польский ученый В.Оконь меланхолически заметил, что с системами обучения дело обстоит так: в некоторых странах особое внимание уделяют развитию самостоятельности и самообразования и там самостоятельность - залог будущего успеха в жизни, а в других странах самостоятельность мышления - залог его будущих неприятностей. Это про нас.

    "То, что учитель должен воспитывать - это предрассудок. Это все равно, что каждый человек должен сам на себе таскать все тяжести. Настоящая тайна воспитания состоит в том, чтобы не воспитывать. Процесс развития подчинен таким же железным законам необходимости, как и все остальное в природе. Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так уж важно учить известному количеству знания, как умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) трудом.

    На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему надо сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором" (Л.С.Выгодский. Педагогическая психология. Стр. 360.)

    Правильность этого много лет назад данного вывода подтверждается современными данными. В 1996 году "Учительская газета" за подписью главного редактора опубликовала выдержки из доклада Мировому банку развития. Оказалось, что ученики бывшего СССР и Стран социализма имеют самый большой объем знаний (10 - 12 баллов) по сравнению с учениками других стран (Израиль - минус 2 балла). Но кроме этого еще оценивалась способность учеников применять имеющиеся у них знания, и не надо большого ума, чтобы догадаться, что лучше всех знания применяют ученики Израиля, а хуже всех - наши ученики.

    Мы уже говорили о том, что в рамках классно - урочной системы обучение оторвано от воспитания в том смысле, что учитель на уроке и сам процесс урока воспитывает одно, а мероприятия после урока - другое. По нашему мнению, урок должен стать главной ареной воспитания. Поставленный в условия свободы выбора (хочу - работаю, хочу - не работаю), ученик преодолевает свою лень и несобранность. Работая самостоятельно из урока в урок, ученик сам, без нравоучений учителя, воспитывает у себя трудолюбие. Выбрав себе определенный уровень трудности, ученик на каждом уроке преодолевает его - так происходит развитие ученика, так как мысли у человека возникают только при возникновении трудностей. Нет трудностей - нет и мыслей.

Я против того, чтобы на уроке, самим уроком, воспитывались одни качества, а после уроков – противоположные, за естественное продолжение в послеурочной деятельности ученика того, что он делал на уроке не в том смысле, что ученик после уроков должен продолжать учиться, а в смысле того, чтобы ученик продолжал искать для себя нишу, наиболее отвечающую его интересам.

    Технология индивидуального обучения позволяет проявить себя ученикам на разных уроках. Одному ученику интересна математика, и на уроках математики он лидер. Другой ученик будет лидером на уроках литературы. Но согласимся, не всем ученикам учеба дается легко. Внеклассная работа может дать таким ученикам возможность успешно проявить себя в других, отличных от учебы, сферах деятельности. То есть помимо создания развивающей среды на уроках, надо создавать развивающую среду и во всей внеклассной работе. И чем больше в школе будет кружков, факультативов, секций, студий, клубов, предметов по выбору и так далее - тем больше у каждого ученика возможностей проявить себя.

    Свобода выбора немыслима без ответственности за свой выбор. Бывает на уроках так, что ученик не только сам не работает, а это его право, но при этом мешает другим. Мы не будем делать ему замечаний, мы лишим его права трудиться, то есть не будем проверять его выполненные задания и слушать его ответы. Дадим ему лист бумаги и предложим рисовать, например, домики. Уверена, что на десятом домике ему станет тошно. А время идет, а объем невыполненных заданий ( а ученик знает, что их все равно придется выполнять) остается прежним, а вокруг все работают (среда). Но и это не всегда на ученика действует. Тогда скажем ученику: “Я не буду у тебя ничего проверять сегодня и завтра и не делай больше ничего.” И посадим его рядом с собой: “Рисуй дальше”. Кто сидел на вокзале ничего не делая много часов, тот согласится, что безделье хуже любой работы. Это наказание не трудом (“Я тебя во всеми твоими родственниками заставлю работать!”, а наказание отлучением от труда. Это средство действует безотказно.

    Сколько существует школа, столько существует и списывание, с которым все время ведется беспощадная борьба. А зачем? Ведь ученики списывали, списывают и будут списывать - это неистребимый порок классно - урочной системы. А мы не будем бороться со списыванием, мы будем бороться с результатами списывания. После того, как ученик выполнил все самостоятельные работы определенного уровня трудности, сдал зачет и подготовился к контрольной работе так, как захотел, он имеет право на ее выполнение и получает задание на карточке. На этом кончается вся “демократия”. Если ученик выполнил контрольную работу, то эта работа сразу же проверяется и ученик переходит к следующей теме. Если же работа не выполнена, то ученику предлагается выполнить все самостоятельные работы своего уровня снова и снова сдать зачет.

Ученик имеет право попросить помощи не только у учителя, но и у любого другого ученика. При этом списывание неизбежно и учитель обычно на это не обращает никакого внимания, потому что знает, что если ученик списывает и понимает, что списывает, то контрольная работа, которую ученик пишет рядом с учителем, будет выполнена. Если же ученик списывает бездумно, то контрольную работу, охватывающую все основные вопросы темы, он не выполнит никогда.

    Перед началом работы по Технологии индивидуального обучения ученикам и родителям объясняют все тонкости работы. Несмотря на это, списывание процветает в самой невероятной форме. Еще бы - свобода! Но стоит только ученику повторить выполнение всех самостоятельных работ по теме, то ученик сразу же начинает понимать бессмысленость бездумного списывания. Кроме этого, у учеников исчезает азарт обмануть учителя. Ну какой смысл списывать, если на это никто не реагирует. Так психология начинает работать на учителя.

    Уже было сказано, что опыт ученика всецело и без остатка определяется социальной средой. Стоит измениться социальной среде, как сейчас же меняется поведение ученика. И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика,  то он всесилен в посредственном влиянии на него через социальную среду. Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса, и роль учителя сводится к управлению этим рычагом.

 Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами “Будьте добры”, “Будьте любезны” (5 кл.); Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова; Укажите ошибки в употреблении местоимений (6 кл.); В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий; Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных (7 кл.) и т.д.

Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов - описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства” и др.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной).

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении “Слова о полку Игореве”.

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворения – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: “Ребята! Не Москва ль за нами?”. Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо “Панорама Бородинской битвы”, “Кутузов под Бородиным” С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Взаимосвязь русской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8 класса. Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами (роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина (“Пугачев”). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”. Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данного рассказа и произведений А.Толстого “Русский характер”, Э. Хемигуэя “Стрик и море”, Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах “Ради жизни на Земле” (5 кл.), “Произведения о Великой Отечественной войне” (6 кл.), “На дорогах войны…” (7 кл.), “Стихи и песни о Великой Отечественной войне” (8 кл.). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова (“На Волге”), И.А. Бунина (“Косцы”), В.П. Астафьева (“Васюткино озеро”), М.М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Познать, понять и почувствовать человека, событие всегда легче через искусство. Формированию патриотических качеств личности способствует выполнение на уроках творческих заданий: нарисовать иллюстрацию к историческому событию, составить кроссворд, озвучить диалог исторических деятелей, дать характеристику историческому герою, устное рисование. Использование музыкальных фрагментов, элементов театрализации позволяет создать особый эмоциональный настрой урока, что во многом определит его успех.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

Методическое пособие "Формы организации практической работы в преподавании информатики и ИКТ с применением проектных технологий в условиях ФГОС и для повышения уровня мотивации обучающихся"

В данном методическом пособии приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ по формам организации и реализации проектной деятельности учащихся как технологии, развивающей метапредметност...

Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся

Отчет о работе классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся...

Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся

Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся...