Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся
классный час

Зарипова Алинә Әнис кызы

Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся

Парадокс воспитания состоит в том,

что хорошо поддаются воспитанию

как раз те, которые не нуждаются

в воспитании (Фазиль Искандер)

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства, который обеспечивает приобщение подрастающего поколения к социально-культурному опыту. Характер ведения воспитательной работы в классе во многом определяет уровень воспитанности учащихся.

Понятие воспитанности является сборным, определяющим стереотипные модели поведения учащихся в конкретных сферах жизни.

Прежде чем говорить о роли классного руководителя  в повышении уровня воспитанности, следует определить, какие именно критерии учитываются при определении данного уровня.

Изучив педагогическую литературу, я остановилась на следующих положениях.

Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношений ученика:

  • к обществу (к природе, стране, к родному краю, своей школе);
  • к  умственному труду (познавательная активность; стремление реализовывать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учебе);
  • к физическому труду (инициативность и творчество в труде; бережное отношение к результатам своего и чужого труда; осознание значимости труда);
  • к людям (уважительное отношение к старшим, дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, ровесниками, взрослыми);
  • к себе (самоуважение; соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе);
  • к прекрасному (оценивание красоты в своих делах;  видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусства).

Мы видим, что работа классного руководителя – это многоплановая деятельность, касающаяся абсолютно всех областей жизни ученика.

В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя?

Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, с директором или завучем, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.

Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками.

Главная задача классного руководителя – изучать воспитанников и их потребности, определять цели, вовлекать обучающихся в нужные для формирования личности виды деятельности, помогать им вырабатывать соответствующие отношения к событиям и явлениям, сопоставлять достигнутые результаты с поставленными целями, объективно оценивать действия детей.

Чтобы осуществить намеченное, мне предстояло как можно полнее изучить своих пятиклассников. В начале учебного года я предложила им анкету, содержащую следующие вопросы:

- Что тебе нравится делать?

- Какое поручение выполнял в классе раньше, какое хотел бы выполнять теперь?

- Чему хотел бы научиться?

- Чему можешь научить товарищей?

- Что предлагаешь для улучшения жизни класса?

Полученные от ребят анкеты раскрыли мне много интересного о каждом. Так в течение месяца я составила мнение о каждом ученике. Помогли также беседы с учителем начальных классов, родителями.

При распределении обязанностей, связанных с жизнью классного коллектива, старалась учитывать индивидуальные особенности, склонности, пожелания ребят.

Так же, в целях изучения взаимоотношений между учащимися класса, провела социометрический опрос. Дети должны были выбирать с кем бы они

хотели сидеть за одной партой, кого бы из одноклассников пригласил на день рождения, с кем из одноклассников отправился бы в опасное путешествие,  кому из одноклассников доверил бы секреты. Этот опрос мне позволил узнать,  в классе к кому как относятся. Увидела, что дети не хотят общаться с Сабирзяновым Аскаром и Каримовым Камилем. И действительно, с этими учащимися пришлось пот соли съесть. Камиля мы так не смогли перевоспитать, и он у нас с радостью сам перешел в новую школу. Но я общаюсь с его одноклассниками из той школы, и они мне рассказывают о том, что Камиль и там не смог найти себе друзей, со всеми подрался и перессорился. Аскар, слава богу, меняется, и в лучшую сторону. В этом учебном году и дети,  и родители практически на него уже не жалуются.

Одним из критериев воспитанности является самостоятельность в каких-либо делах. Самостоятельность я старалась развивать у детей с пятого класса. Ежегодно в классе выбирается  актив. Ребята с удовольствием выполняют поручения: дежурят по классу, распределяют посты во время дежурства по школе, проверяют посты,  поливают цветы, делают генеральную уборку в классе, следят за опрятностью одноклассников, следят за состоянием учебников, дневников. А в пятом классе мы ежемесячно проводили конкурсы «У кого больше пятерок», «Самый лучший дневник», «Самая лучшая тетрадь». Активисты класса сидели с электронным журналом классного руководителя и считали пятерки всех учащихся класса.

Такой вид деятельности развивает навыки работы в группе, команде, ведет к повышению не только уровня воспитанности, но и уровня обученности и качества знаний, к улучшению дисциплины. Каждый ребенок в системе самоуправления имеет возможность самореализации. Многие ребята являются лидерами, хорошими организаторами.

Классные часы стараюсь проводить регулярно, по графику и по плану. Тематику классных часов выбираю  по направлениям воспитательной работы. Стараюсь выбирать темы, которые подходят для своего класса. В декабре по направлению воспитания социальной ответственности, проводили тренинг «Я и мой мир».  Дома я их просила подготовить сочинение описание на тему «Я». Многие написали, прочитали. Мне все эти сочинения понравились, потому что каждый написал от души, показали свои положительные и отрицательные стороны, хотя я им об этом не говорила. Потом раздала каждому чистые листочки, просила делить на 2 части. В первой колонке поставить знак +, во второй -. Подписали.  Потом эти листочки и пустили по кругу. И одноклассники перечислили и положительные и отрицательные качества каждого, кто принимал участие.  Когда листочки вернулись, каждый прочитал, ознакомился. Потом просила их поделиться  теми хорошими качествами, которые видят в них одноклассники. Желающих было много. Но в некоторых листочках были и отрицательные качества. Здесь я просила учащихся поделиться с теми отрицательными качествами, которыми они не согласны. И здесь были выступающие, но и я, и класс им объяснили, что к сожалению это правда. Пришли к выводу о том, заставить других поменять свое мнение нельзя. Сначала надо измениться самому, а потом и остальные будут думать о тебе по -другому.  (Читаю сочинение Разалии и отзывы одноклассников о ней). Самое главное случилось в конце классного часа. После нашего итога, дети предложили мне оставить эти листочки у меня и в конце учебного года, еще раз провести такой же опрос об одноклассниках. Сказали: Храните в конверте рядом с нашей капсулой времени, а мы до конца учебного года постараемся ликвидировать наши минусы. Как классный руководитель обрадовалась во первых  за искренность учащихся, а во вторых за их желание измениться в лучшую сторону. Ведь о Разалии никто плохо написать не мог, потому что она сама ко всем относится хорошо. И ведь кому – то тоже захотелось стать, такой или таким как она.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в различных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, концертах делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, танцора и другие.

Ребята нашего класса принимали участие во многих школьных мероприятиях: посвященной к юбилею школы, в «Фестивале дружбы народов», ежегодно принимаем участие в танцевальном конкурсе «Осенний балл», в конкурсе «Смотр строя и песни». Активно принимаем участие при встрече гостей. Ежегодно принимаем участие в акции «Ветеран живет рядом». К поздравлению ветеранов тщательно готовимся. Пишем поздравления с праздником и слова благодарностей в виде солдатских писем. К ветеранам идем не только с открытками, но и с гостинцами. Дети учат слова поздравлений, стихотворения и даже читают стихотворения собственного сочинения.   Также ежегодно принимаем участие в акции «Бессмертный полк». К сожалению, не все дети идут, так как многие с родителями  уезжают на выходные загород. Но у нас есть своя команда учащихся и родителей, которые с удовольствием участвуют  в шествии.  В этом учебном году наш класс является отрядом ЮИД. Мы с учащимися закрепляем знания по правилам дорожного движения, принимали участие в дистанционных олимпиадах: 10 учащихся являются призерами и победителями международной « II Большой олимпиады школьников» «Законы дорог», так же 10 человек стали победителями и призерами международного проекта «Викторина для 7-8 класса «ПДД от А до Я»», 5 человек принимали участие во «Всероссийской олимпиаде по ПДД для 1-9 классов. Зимний сезон». С агитбригадой в конце 1 четверти побывали в начальных классах. Сегодня посетили 5 ые классы.

В классе организовываем мероприятия,  посвященные ко 23 февраля, к 8 марту. Мальчики придумывают конкурсы девочкам, девочки – мальчикам.  Ребята сами сделали видео поздравление родителям к Новому году, которое я показала на родительском собрании.  Участие в различных мероприятиях укрепляют существующие приятельские, дружеские отношения между одноклассниками и способствуют возникновению новых. Ведь ребята видят своих одноклассников с новой, совершенно неожиданной стороны. Помогают раскрыть свой творческий потенциал, поверить в свои способности, испытать радость победы, чувство гордости и ответственности за себя, своих одноклассников.

Посещение  выставок, музеев, различных мероприятий так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия. Мы в 5 классе посетили национальный музей Татарстана, в 6 классе музей Тукая. Бываем в различных мероприятиях. В ноябре мы посетили региональный чемпионат «World Skills», финал – праздник республиканского конкурса фестиваля «Гыйлем – фест». На чемпионат рабочих профессий я сама их сопровождала. Ребята внимательно послушали экскурсоводов, с удовольствием посетили конкурсные площадки. Вели себя достойно. Делились впечатлениями. Некоторые уже захотели пойти учиться туда после 9 ого класса. А когда ехали обратно и доехали до своей остановки и я сказала 7 а класс выходим, кондуктор начал их хвалить, сказала что они молодцы и таких воспитанных классов она не видела и начал апплодировать весь автобус. Я думаю, это тоже показатель воспитанности.

Моя работа по повышению уровня воспитанности обучающихся была направлена на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.

Многое мы сделать еще не успели, не всегда все получается, так как было задумано. В связи с этим, перспективными целями воспитательной работы в классе для меня являются:

  1. вовлечение каждого ученика в воспитательный процесс;
  2. развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества;
  3. развитие физически здоровой личности, уважающей права и свободы граждан, воспитание патриотов;
  4. создание ситуации «успеха» для каждого ученика;
  5. профилактика асоциального поведения, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
  6. повышение своего уровня профессиональной культуры и педагогического мастерства для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

В заключении хочется сказать, что воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.

И хочу обратиться к классным руководителям. После каникул я жду от вас сводные ведомости по изучению  уровня  воспитанности ваших учащихся. Большая к вам просьба.  Когда оцениваете поведение детей по  показателям диагностической таблицы: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учению, коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость, простота и скромность, культурный ставьте, пожалуйста,  объективные оценки. Давайте заполним таблицу не просто так, только потому что спрашивают, а для того чтобы увидеть результат своей работы: есть улучшение или наоборот ухудшение. Какое звено западает и над чем дальше работать.  Когда анализирую эти таблицы по классам, вижу, многие классные руководители оценки завышают.  Уровень воспитанности у ребёнка 5, а он не здоровается с учителями, опаздывает на уроки, может даже нагрубить старшим. Так же у нас многие ученики здороваются только с отдельными учителями или с теми учителями, которые у них преподают. Стоят и  разговаривают несколько учителей, а некоторые учащиеся проходят и здороваются только с одним из них. Или дети заявляют в открытую, что они уважают только конкретных учителей, ведут себя в отношении других преподавателей  и администрации школы агрессивно. Это наша с вами работа. Это мы не научили детей уважать старших. Это мы с вами обсуждаем с учениками то, чего нельзя обсуждать. Пожалуйста, будьте всегда примерами для своих учащихся, даже если вы не классный руководитель. Если дети уходят,  оставив за собой грязный кабинет,  и учитель никого не попросит убраться, хотя бы стереть с доски, подметать или выносить мусор, они начинают думать, что так и надо. Они и на следующий день приходят в этот грязный кабинет, и будут думать, что так положено. Уважаемые учителя, не только классные руководители и администрация должны воспитывать наших учащихся, а весь педагогический коллектив. Даже если нет у вас классного руководства, нет прикрепленного кабинета за вами, оставляйте после себя в учебных кабинетах порядок. Попросите учащихся,  у которых был с вами последний урок подметать, стереть с доски, выносить мусор хотя бы. Классные руководители и заведующие кабинетами не могут уследить и убраться  за всеми. У них тоже бывают и методические дни, и конференции, и конкурсы, и олимпиады,   и уроки,  в конце концов. Если учителя не уважают своих коллег и чужой труд, то как мы будем это требовать с наших учеников, и как нам, классным руководителям, работать над повышением уровня воспитанности. Если не будет единых требований с нашей стороны, мы так и ничего с вами и не добьемся.

На этом хочу завершить свое выступление. Всем огромное спасибо за внимание и понимание.  Поздравляю всех от всей души  с новым годом! Желаю вам в новом году здоровья, счастья, благополучия, успехов во всем и, конечно же, хороших и воспитанных учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Урок как условие повышения уровня воспитанности обучающихся

Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства люб...

Работа классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся

Отчет о работе классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся...

«Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»

laquo;Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников»...

«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

laquo;Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доб...

Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.

quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...

Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся

Работа воспитателей и классных руководителей по повышению уровня воспитанности и посещаемости обучающихся...