«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
презентация к уроку
«Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал УЧИТЕЛЬ и улыбнулся…».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал УЧИТЕЛЬ и улыбнулся…».
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
ЗАДАЧИ воспитания определены: в сфере ЛИЧНОСТНОЙ культуры (нравственные обязательства, самоконтроль, оценка своим и чужим поступкам) в сфере СОЦИАЛЬНОЙ культуры (толерантность, культура общения, вера, патриотизм) в сфере СЕМЕЙНОЙ культуры (семья как основа общества, ее культурно-исторические и этнические традиции)
БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМ: любовь к России, народу, малой родине СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ: свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ: служение Отечеству, закон и порядок СЕМЬЯ: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода ТРУД и ТВОРЧЕСТВО: уважение к труду, творчество и созидание НАУКА: ценность знания, стремление к истине Традиционные РЕЛИГИИ России: вера, духовность, толерантность ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА: гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни ПРИРОДА: эволюция, экологическое сознание ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: многообразие культур и народов
Пространство духовно-нравственного развития Национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего: урочную деятельность, внеурочную деятельность внешкольную деятельность обучающихся Для организации и полноценного функционирования пространства требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания.
Содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
КЛАСС КАК СЕМЬЯ
МЫ вместе – ДОСУГ
СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАНИНА
МИР ПОЗНАНИЯ И ИНТЕРЕСА
Я и КУЛЬТУРА
Я и ТРУД
У ребят есть интерес или выгода вести себя так, как мы хотим. Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется. У ребят есть соответствующие жизненные ценности: "Таким быть надо, таким быть хорошо". У ребят есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести. У ребят личностная самоидентификация «Я - тот, для кого такое поведение естественно! У меня получается быть таким!». Ребята начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого необходимый опыт, умения и навыки.
«Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости воспитателя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». В.А. Сухомлинский писал:
Духовно – нравственное воспитание содействует формированию у человека: нравственных чувств : совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма нравственного облика : терпения, милосердия, кротости, незлобивости нравственной позиции : способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний нравственного поведения : готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.
Автор: Зинаида Полякова
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Выступление на педагогическом совете:
«Система работы классного руководителя
по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
Классный руководитель 9 «А» класса:
Голубева Надежда Сергеевна
Смоленск
29.12.2019
- Притча “Главная задача Учителя”.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: - Завтра вы узнаете об этом. На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножия горы. Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, ученики вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, сказал:- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принесли и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. –Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики. - Я выполнил свою задачу, – ответил мудрец, – сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас. Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно. - Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? – спросили ученики. - Нет, главная задача Учителя – воспитать в ученике человечность и доброту, – он улыбнулся и продолжил: – И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
- ЗАДАЧИ воспитания определены:
- в сфере ЛИЧНОСТНОЙ культуры (нравственные обязательства, самоконтроль, оценка своим и чужим поступкам);
- в сфере СОЦИАЛЬНОЙ культуры (толерантность, культура общения, вера, патриотизм);
- в сфере СЕМЕЙНОЙ культуры (семья как основа общества, ее культурно-исторические и этнические традиции).
- БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ:
- ПАТРИОТИЗМ: любовь к России, народу, малой родине.
- СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ: свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ: служение Отечеству, закон и порядок.
- СЕМЬЯ: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода.
- ТРУД и ТВОРЧЕСТВО: уважение к труду, творчество и созидание.
- НАУКА: ценность знания, стремление к истине.
- Традиционные РЕЛИГИИ России: вера, духовность, толерантность.
- ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА: гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни.
- ПРИРОДА: эволюция, экологическое сознание.
- ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: многообразие культур и народов.
- Пространство духовно-нравственного развития:
Национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего:
- урочную деятельность,
- внеурочную деятельность
- внешкольную деятельность обучающихся
Для организации и полноценного функционирования пространства требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания.
- Содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
- Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города.
- Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
- Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.
- Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
- У ребят есть интерес или выгода вести себя так, как мы хотим. Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется. У ребят есть соответствующие жизненные ценности: "Таким быть надо, таким быть хорошо". У ребят есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести. У ребят личностная самоидентификация «Я - тот, для кого такое поведение естественно! У меня получается быть таким!». Ребята начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого необходимый опыт, умения и навыки.
- «Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости воспитателя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» (В.А. Сухомлинский).
- Духовно – нравственное воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма
- нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости
- нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний
- нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.
- В погожий день свой выходной
Семья на пляже проводила.
Кружили чайки над волной
И солнце ласково светило.
Играли дети на песке,
А папа маме пел на ушко.
Вдруг показалась вдалеке
Всем надоевшая старушка.
Седые волосы её
Трепал нещадно вольный ветер.
Одета в грязное тряпьё,
Но взгляд неимоверно светел.
Брела старушка по песку
И очень часто нагибалась.
И в сумку тощую свою
Похоже, что-то собирала.
Отец детей своих позвал,
Заставил их собрать игрушки:
Он, как и все, предпочитал
Держаться дальше от старушки.
Она поближе подошла
И с наслажденьем разогнулась.
Детей увидев, расцвела,
И ртом беззубым улыбнулась.
Улыбки не было в ответ.
Привет души остался с нею.
Недобрый взгляд был послан вслед
Той, что покой смутить посмела.
А несколько недель спустя
Под рубрикою «Ангел сущий»
Была журнальная статья
О пляжной маленькой старушке.
На пляжи с самого утра
Спешила старая в тревоге
Собрать осколки из стекла,
Чтоб не поранить детям ноги.
Что знаем мы о Красоте?!
Она не в вычурном наряде.
А скромно прячется в Душе
И в любящем и светлом взгляде.
Автор: Зинаида Полякова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности
Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...
Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"
Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено дл...
Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.Ни один человек не рождает...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Статья "Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию"
Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Именно в школ...