«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
презентация к уроку

Голубева Надежда Сергеевна

«Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал УЧИТЕЛЬ и улыбнулся…».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный руководитель 9 «А» класса: Голубева Н.С. «Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» 29.12.2018

Слайд 2

«Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту, - сказал УЧИТЕЛЬ и улыбнулся…».

Слайд 3

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Слайд 4

ЗАДАЧИ воспитания определены: в сфере ЛИЧНОСТНОЙ культуры (нравственные обязательства, самоконтроль, оценка своим и чужим поступкам) в сфере СОЦИАЛЬНОЙ культуры (толерантность, культура общения, вера, патриотизм) в сфере СЕМЕЙНОЙ культуры (семья как основа общества, ее культурно-исторические и этнические традиции)

Слайд 5

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМ: любовь к России, народу, малой родине СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ: свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ: служение Отечеству, закон и порядок СЕМЬЯ: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода ТРУД и ТВОРЧЕСТВО: уважение к труду, творчество и созидание НАУКА: ценность знания, стремление к истине Традиционные РЕЛИГИИ России: вера, духовность, толерантность ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА: гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни ПРИРОДА: эволюция, экологическое сознание ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: многообразие культур и народов

Слайд 6

Пространство духовно-нравственного развития Национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего: урочную деятельность, внеурочную деятельность внешкольную деятельность обучающихся Для организации и полноценного функционирования пространства требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания.

Слайд 7

Содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Слайд 8

КЛАСС КАК СЕМЬЯ

Слайд 9

МЫ вместе – ДОСУГ

Слайд 10

СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ГРАЖДАНИНА

Слайд 11

МИР ПОЗНАНИЯ И ИНТЕРЕСА

Слайд 12

Я и КУЛЬТУРА

Слайд 13

Я и ТРУД

Слайд 14

У ребят есть интерес или выгода вести себя так, как мы хотим. Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется. У ребят есть соответствующие жизненные ценности: "Таким быть надо, таким быть хорошо". У ребят есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести. У ребят личностная самоидентификация «Я - тот, для кого такое поведение естественно! У меня получается быть таким!». Ребята начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого необходимый опыт, умения и навыки.

Слайд 15

«Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости воспитателя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». В.А. Сухомлинский писал:

Слайд 16

Духовно – нравственное воспитание содействует формированию у человека: нравственных чувств : совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма нравственного облика : терпения, милосердия, кротости, незлобивости нравственной позиции : способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний нравственного поведения : готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.

Слайд 17

Автор: Зинаида Полякова



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Выступление на педагогическом совете:

«Система работы классного руководителя

по  духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

Классный руководитель 9 «А» класса:

Голубева Надежда Сергеевна

Смоленск

29.12.2019

  1. Притча “Главная задача Учителя”.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: - Завтра вы узнаете об этом. На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножия горы.  Ранним утром отправились они в путь. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника воды. Так и не найдя его, ученики вернулись обратно. Мудрец, подойдя к ним, сказал:- Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принесли и для него воды.  Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног. –Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? – изумились ученики. - Я выполнил свою задачу, – ответил мудрец, – сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас. Ну, а взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно. - Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? – спросили ученики. - Нет, главная задача Учителя – воспитать в ученике человечность и доброту, – он улыбнулся и продолжил: – И принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

  1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ - это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
  2. ЗАДАЧИ воспитания определены:
  • в сфере ЛИЧНОСТНОЙ культуры (нравственные обязательства, самоконтроль, оценка своим и чужим поступкам);
  • в сфере СОЦИАЛЬНОЙ культуры (толерантность, культура общения, вера, патриотизм);
  • в сфере СЕМЕЙНОЙ культуры (семья как основа общества, ее культурно-исторические и этнические традиции).
  1. БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ:
  • ПАТРИОТИЗМ: любовь к России, народу, малой родине.
  • СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ: свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ: служение Отечеству, закон и порядок.
  • СЕМЬЯ: уважение к родителям, забота о членах семьи, продолжение рода.
  • ТРУД и ТВОРЧЕСТВО: уважение к труду, творчество и созидание.
  • НАУКА: ценность знания, стремление к истине.
  • Традиционные РЕЛИГИИ России: вера,  духовность, толерантность.
  • ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА: гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни.
  • ПРИРОДА: эволюция, экологическое сознание.
  • ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: многообразие культур и народов.
  1.  Пространство духовно-нравственного развития:

Национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего:

  • урочную деятельность,
  • внеурочную деятельность
  • внешкольную деятельность обучающихся

Для организации и полноценного функционирования пространства требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания.

  1. Содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО воспитания:
  •  Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

F:\Наши фотографии\6 А класс и Н.С. 2015 - 2016\20150924_093431.jpgF:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\20171103_085654_1510318072302_resized.jpgF:\Наши фотографии\6 А класс и Н.С. 2015 - 2016\Матч Добра 29 мая 2016\20160529_155845_resized.jpgF:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Летопарк 14.03.2018\20180314_140822_1521097394724_resized.jpgF:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Новый год ДК ШАРМ 27.12.2017 и ДКЖ 25.12.2017\20171227_102438_1515931380515_resized.jpg

  • Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города.

F:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\1 сентября 2017\20170901_090623_1506103889282_resized.jpgF:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Последний звонок 24.05.2018\20180524_105512.jpgF:\Наши фотографии\9 А 2018 -2019\Филармония 21.09.2018\20180921_124954_1537524507166_resized.jpg

  • Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

F:\Наши фотографии\9 А 2018 -2019\Парк Патриот 01.11.2018\20181101_120428_1541151906415_resized.jpgF:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Океанариум 30.10.2017\20171030_125719_1509431426283_resized.jpgF:\Наши фотографии\9 А 2018 -2019\Парк Патриот 01.11.2018\20181101_123409_1541151944254_resized.jpg

  • Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.

F:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Экскурсия Крепостная стена 15.06.2018\IMG_20180615_113824.jpgF:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Неделя краеведения 21.09.2017\20170921_152543_1506103918695_resized.jpgF:\Наши фотографии\7 А 2016-2017\ЛСТ Смоленские Витязи 18.05.17\s9XXe6SjThg_1495163995259.jpg

  • Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

F:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Полиграфкобинат 23.11.2017\20171123_152539(0)_1511505641310_resized.jpgF:\Наши фотографии\8 А 2017-2018\Кристалл 8 А и 8 Б 11.12.17\20171211_141507_1512997900842_resized.jpgF:\Наши фотографии\9 А 2018 -2019\03.09.18+Пожарная часть\20180903_122941_1536079109815_resized.jpg

  1.  У ребят есть интерес или выгода вести себя так, как мы хотим. Помогает убеждение, привлечение внимания к выгодам нужного нам поведения. А также создание ситуаций, когда такой интерес появляется. У ребят есть соответствующие жизненные ценности: "Таким быть надо, таким быть хорошо". У ребят есть убеждение (верования), что в данной ситуации именно так и следует себя вести. У ребят личностная самоидентификация «Я - тот, для кого такое поведение естественно! У меня получается быть таким!». Ребята начинают вести себя как нужно, как от них требуется, когда имеют для этого необходимый опыт, умения и навыки.
  2. «Самый лучший педагог для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем  ученике друга, единомышленника. Такой педагог знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости воспитателя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» (В.А. Сухомлинский).
  3. Духовно – нравственное воспитание  содействует формированию у человека:
  • нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности,       гражданственности, патриотизма
  • нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости
  • нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний
  • нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности послушания, доброй воли.

  1. В погожий день свой выходной
    Семья на пляже проводила.
    Кружили чайки над волной
    И солнце ласково светило.
    Играли дети на песке,
    А папа маме пел на ушко.
    Вдруг показалась вдалеке
    Всем надоевшая старушка.

Седые волосы её
Трепал нещадно вольный ветер.
Одета в грязное тряпьё,
Но взгляд неимоверно светел.
Брела старушка по песку
И очень часто нагибалась.
И в сумку тощую свою
Похоже, что-то собирала.

Отец детей своих позвал,
Заставил их собрать игрушки:
Он, как и все, предпочитал
Держаться дальше от старушки.

Она поближе подошла
И с наслажденьем разогнулась.
Детей увидев, расцвела,
И ртом беззубым улыбнулась.

Улыбки не было в ответ.
Привет души остался с нею.
Недобрый взгляд был послан вслед
Той, что покой смутить посмела.

А несколько недель спустя
Под рубрикою «Ангел сущий» 
Была журнальная статья
О пляжной маленькой старушке.

На пляжи с самого утра
Спешила старая в тревоге
Собрать осколки из стекла,
Чтоб не поранить детям ноги.

Что знаем мы о Красоте?!
Она не в вычурном наряде.
А скромно прячется в Душе
И в любящем и светлом взгляде.

дети играют на пляже                     

Автор: Зинаида Полякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...

Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"

Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено дл...

Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.Ни один человек не рождает...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Статья "Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию"

Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Именно в школ...