Доклад "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя"
статья по теме

       Содержание доклада по теме "Гражданское воспитание школьников в системе работы классного руководителя" основано на личном опыте работы. Выступление подготовлено для Научно-практической конференции «Человек в современном образовательном пространстве», посвященной 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос Министерства образования и науки Амурской области и ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет» на Секции «Человек, общество, культура».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Гражданское воспитание

 школьников в системе работы классного руководителя»

Классный руководитель: Кушнарь Евгения Генриховна,

учитель истории и обществознания

МОУ ГИМНАЗИЯ № 1

г. Благовещенск

Амурская область

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

К.Д.Ушинский

Введение.

       Сегодня весь мир удивлен феноменом азиатских «тигров» - стран Азии, которые недавно были экономически отсталыми. В чем секрет их успеха? Они для своего успеха используют не только супертехнологии, но и разные области образовательного пространства, в том числе и гражданское воспитание. Успешная Америка считала и считает, что воспитание – это взращивание патриота-гражданина. Таким образом, гражданское воспитание в экономически успешных странах является прерогативой национальной политики.

       Зачем государству гражданское образование? С его помощью воспитываются социально и экономически активные граждане. Вся либеральная экономика основана на активности населения. Социальная активность позволяет выпустить пар, выразить мирным путем свое недовольство, свое несогласие в чем-то, привлечь чье-то внимание, участвовать в выборах. Это одна из задач гражданского воспитания.

       Что хочет общество от гражданского образования? Обществу нужна стабильность. Как оно видит ее? Оно понимает стратегию власти и выстраивает свою стратегию – стратегию гражданского воспитания. Что дает гражданину владение гражданскими навыками, гражданскими ценностями? Это позволяет формировать свои карьерные решения, планировать стратегию собственной жизни, использовать возможности, которые представляет государство. Очень важно уметь видеть стратегические возможности страны и свои собственные. А также прогнозировать устройство жизни страны и своей собственной. Успехи страны и успех каждого отдельного человека зависит от того, как хорошо его выучили на гражданина.

       Человек должен научиться строить реальные планы и достигать их. Общество должно научить своего гражданина стать успешным. И для этого его должны обучать не только по учебникам, т.е. теоретически, но и осуществлять на практике социально значимые проекты.

       Школа должна стать центром такого сообщества, где возможно успешное гражданское воспитание и обучение. Наступило время, когда мы не имеем права что-то планировать, не зная, зачем нужно это делать. То, что мы не умеем конструктивно мыслить, не очень четко представляем, что получится в итоге обучения, в итоге какой-то деятельности, реализации каких-то планов – это на современном этапе преступно. Сегодня наша страна находится на этапе коренных изменений и поэтому необходимо помочь школьникам понять эти изменения.

       Готова ли наша молодежь к жизни, основанной на гражданской ответственности? Что она должна знать, чтобы достичь цели? Прежде всего моделировать ситуации. Это основное, что должны знать учителя и учить этому детей. Очень важно научить молодого человека быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, в незнакомом коллективе, понимать, в чем его ответственность на новом месте, как сочетаются его права и обязанности. К какому результату они должны прийти, работая в группе. Уметь мириться с какими-то особенностями новых коллег, предугадать проблемы, которые могут возникнуть, чувствовать себя уверенно в новой обстановке.

       Все это занимает важное место в гражданском образовании. Оно формирует знания об обществе, об общественных ценностях и умения строить на их основе свою жизнь. Выпускники школы должны быть готовы к быстрой сменяемости обстоятельств. Учителям сегодня необходимо учить учеников быстро находить нужные знания, мыслить конструктивно и конкретно.

Предпосылки развития гражданского воспитания.

        В России  содержание понятия  «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической  литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны – юридической. Общий смысл последнего сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны.

       В истории гражданского образования и воспитания в России выделяют три больших этапа:

  1. Царский (1901 – 1917 гг.)
  2. Советский (начало 20-х – конец 80-х годов XX века)
  3. Постсоветский (1991 – 2009 гг.)

       Первый этап ознаменован крупномасштабной задачей школы – подготовкой учащихся к труду, вузу и пр.

       Второй этап условно разделяется на четыре периода, в течение которых менялись идеологические установки, цели и задачи обучения и воспитания.

  1. 20-е – начало 30-х годов. Основной задачей образования  стал вопрос создания трудовой политехнической школы. Он решался именно в русле реализации задач гражданского воспитания. Для этого периода характерны такие тенденции развития практики гражданского воспитания: организация коллективного производительного труда и общественно полезной деятельности (нередко в ущерб обучению) в единстве с политическим информированием, организацией ученического самоуправления, высокой активностью деятельности пионерских и комсомольских организаций.
  2. Середина 30-х – конец 50х годов. Главной задачей этого периода стало осуществление неполного среднего образования – сначала семилетнего, затем восьмилетнего. Восстановилось совместное обучение девочек и мальчиков, вводились новые учебные планы, активно развивалось трудовое обучение и воспитание.

       Для этого периода характерны ограничение демократических основ деятельности школы, деформация отношений сотрудничества между учителями и учениками, сужение прав ученического самоуправления. В условиях командно-административной системы была утрачена установка на подготовку в процессе труда будущих хозяев страны. Исключением явился опыт А.С.Макаренко, организовавшего в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского производство, основанное на последних технических достижениях  и отношениях соуправления в процессе коллективного труда.

       Любопытно, что кризисные моменты в гражданском воспитании были связаны именно с утратой трудовой направленностью работы школы. Так, отсутствие связи обучения с производительным трудом выразилось в снижении трудовой мотивации молодежи  в начале 50-х годов. Выпускники школ год за годом нигде не работали, надеясь, что удастся поступить в вуз. Страна столкнулась с феноменом социальной неопределенности молодежи, что разрушало основы гражданского воспитания. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся. Выпускники были обречены на роль потребителей, иждивенцев, что резко подорвало основу для воспитания гражданственности.

  1. 60-е – 70-е годы. Введено восьмилетнее обязательное образование и одиннадцатилетнее полное среднее, расширяется сеть вечерних (сменных) школ рабочей молодежи.
  2. 70-е – конец 80-х годов. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы, цель которой – формирование гармонически развитой личности.

       В этот период происходит утрата трудового содержания обучения. Опорой в гражданском воспитании становится убеждение, требование, поощрение и наказание, преобладание словесного воздействия на сознание.

       Третий этап (постсоветский) выдвигает приоритетную цель – образование личности для ее собственного развития. Активно развивается сеть частных и платных школ. Организуются лицеи, гимназии, колледжи. На этом этапе в равной мере значимы и приемлемы два реально существующих в педагогической  теории и практике подхода к гражданскому образованию: предметный и интегрированный. Сторонники интегрированного подхода рассматривают гражданское образование как учебный предмет и предполагают включение в учебные планы специальных гражданских курсов. Предметный подход означает преподавание гражданских дисциплин в ряду других школьных предметов – граждановедение, обществознание, экономика.

       Отличительными особенностями данного этапа является акцентирование ценностных ориентаций личности, поощрение активности обучающихся, использование ролевых игр, проектных форм работы, групповых дискуссий. Государственная политика в области гражданского образования в постсоветский период определена решением коллегии Минобразования России от 24 декабря 1994 г. «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическом письме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

Противоречия в гражданском воспитании.

На пути создания системы воспитания российского гражданина следует отметить ряд барьеров. Трудностями общего характера являются:

  1. Узкая ранняя профилизация
  2. Свертывание подлинной гуманизации
  3. Распад школы как института всеобщего образования и воспитания
  4. Рост правонарушений среди подростков
  5. Резкое снижение уровня образованности, общей культуры молодежи и пр.

       Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. Возникает вопрос: насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа.

       На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие молодежи, специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения.

       На характер гражданского воспитания влияет и демократизация общества. Очевидно противоречие между устаревшей, но привычной командно-административной системой и новой, непривычной демократической. У взрослых и детей  отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому надо учиться и тем, и другим. Учиться соединять в себе противоречивые понятия: свобода и ответственность, принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. Демократии нельзя научиться один раз и навсегда. Этот процесс многогранен, многоаспектен и неоднозначен.

       Группу противоречий в гражданском воспитании составляет и духовно-идеологическая область. К их числу можно отнести наличие гуманистических идей обновляющегося российского общества и идеологию  консерватизма, национализма и даже фашизма.

Модели гражданского воспитания школьников.

       Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы. Выпускник школы демократического государства должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, обладать умением критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми, воспитывать в себе желание участвовать в общественно-политической жизни.

       Педагогическая деятельность должна быть направлена на развитие индивидуальности ребенка, на формирование ответственного отношения к себе и своим поступкам. Все это должно складываться в единую воспитательную систему, имеющую гражданственную направленность. Ее ядро – люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Все это работает на воспитание гражданина и прослеживается через идеи и принципы гражданского воспитания.

       Цель гражданского воспитания – подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе. Гражданин – это сформированная компетентная личность, владеющая системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

Фундаментальные основы гражданского воспитания.

       Гражданское воспитание должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие понятия:

  1. Земля – общий дом человечества
  2. Отечество – единственная и уникальная для человека Родина
  3. Семья – начальная, первая и единственная среда развития ребенка
  4. Труд – основа человеческого бытия
  5. Знания – результат творческого труда и средство развития человека
  6. Культура – духовное и культурное богатство цивилизации
  7. Мир – главное условие существования Земли и людей
  8. Человек – высшая, абсолютная ценность

       Таким образом, одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе. Иными словами – создание в школе демократического уклада жизни.

Прогнозирование

гражданского воспитания в системе работы классного руководителя

       Анализ исследований по проблеме гражданского воспитания позволяет констатировать, что большинство подходов для решения этой проблемы были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России. Поиск новых путей делает актуальной тему гражданственности. В работе классного руководителя на протяжении ряда лет определяющим звеном стало изучение современных тенденций и перспективных направлений развития гражданского воспитания. Итогом изучения явилась разработка следующих положений в системе работы классного руководителя.

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих гражданское воспитание школьников.

Объект исследования: гражданское воспитание школьников в системе образования.

Предмет исследования: комплекс социально-педагогических условий, стимулирующих гражданское воспитание школьников.

Гипотеза исследования: Гражданское воспитание школьников будет эффективным, если подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни в демократическом обществе будет целенаправленной и станет частью общего образовательного процесса.

       В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить сущность и особенности гражданского воспитания на современном этапе
  2. Сформировать критерии уровней гражданской воспитанности школьников
  3. Разработать программу воспитания гражданина в конкретных социально-педагогических условиях

Решение поставленных задач осуществлялось в процессе использования различных методов исследования:

  1. Теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный)
  2. Изучения педагогического опыта
  3. Анкетирования
  4. Интервьюирования
  5. Опроса
  6. Тестирования
  7. Бесед
  8. Прямых и косвенных наблюдений

Роль классного руководителя в гражданском воспитании школьников.

       Человека воспитывает все. Но главной воспитательной средой является школа. В ней осуществляется целенаправленный педагогический процесс. Этот процесс осуществляют специально подготовленные люди. Он является управляемым процессом. Учитель как главное лицо в управлении этим процессом определяет цели и задачи воспитания школьника как Гражданина Отечества. Содержание, формы и методы, критерии воспитанности выбирает именно педагог (учитель, классный руководитель).

       Важнейшее значение в реализации задач воспитания имеет эффективное использование новейших педагогических технологий.

       Особую значимость в воспитании Гражданина играет личностный подход. Он предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании – это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учетом личностных качеств.

        Кроме того, на сегодняшний момент в воспитательном процессе наиболее актуален деятельностный подход, включающий игровые методики и технологии. Именно он обеспечивает расширение позитивного социокультурного опыта школьников.

      Каким же воспитательным арсеналом располагаем мы с вами сегодня? Над чем стоит задуматься? Что изменить? Совпадает ли наша оценка того, чем мы занимаемся, с мнением  наших учеников? Приступая  к работе с коллективом 5-го класса, классному руководителю стоит сразу определить приоритетные направления, среди которых наиважнейшим является гражданское воспитание. Результатом деятельности может стать Программа «Воспитание активного гражданина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое ...

Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.Ни один человек не рождает...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Статья "Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию"

Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Именно в школ...

«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

laquo;Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доб...

"Я-Патриот программа патриотического воспитания школьников через систему работы классного руководителя

Программа направлена на формирование гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциалов подростка и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогическ...