Статья "Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию"
статья по теме
Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Именно в школе средствами разных предметов и внеклассной работы важно сформировать нравственную, духовно развитую личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_kl_ruk_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию.
Сегодня актуальной проблемой общества является духовно-нравственный кризис человека, утрата им общечеловеческих ориентиров и, как следствие, деградация и извращение его мышления, воли, чувств, веры. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, православия, национальных традиций, приводит к духовной деградации учащейся молодежи, обеднению эмоционального мира, дегуманизации поведения.
Размах разного рода негативных явлений наблюдается у подрастающего поколения. Подростки, живя в современном, противоречивом мире, «обработанные» средствами массовой информации, часто хотят быть свободными от установленных веками норм и законов в обществе, что нередко ведет к различным отклонениям в их поведении, распущенности нравов, усилению культа жестокости и насилия, росту преступности.
Таким образом, в сложившейся обстановке, проблема духовно-нравственного воспитания школьников стоит в ряду наиболее актуальных проблем.
Понимая духовность как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте в школе необходимо сформировать личность физически и духовно здоровую, свободную, творчески мыслящую, способную войти в мир высоких переживаний для участия в духовном развитии общества;
Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить?
Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях.
Понимая духовность как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте в школе должна быть сформирована личность:
- физически и духовно здоровая;
- свободная;
- творчески мыслящая, способная войти в мир высоких переживаний для участия в духовном развитии общества;
- способная к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, своего предназначения;
- обладающая культурой мыслей, чувств, речи;
- готовая к продолжению образования.
Система работы классного руководителя может основываться на основных темах программы по духовно-нравственному воспитанию ( в основе программа Бушмелевой Е.А. и Чуриной Л.А.), в которой представлены стержневые темы, цели, задачи, формы проведения. Программа духовно-нравственного развития школьника. (В основе программа Бушмелевой Е.А. и Чуриной Л.А.) Именно эту программу, я использую в своей работе как классный руководитель. Во внеклассной работе ее можно использовать с 5 по 11 класс.
Стержневая тема | Цели и задачи | Формы проведения |
Русский дом Формирование духовности невозможно без воспитания любви к Отечеству. «Историческая судьба народов и всего человечества есть моя судьба, я в ней и она во мне. Я живу в прошлом и будущем истории моего народа, истории человечества и истории мира.» И. Буреев | Формировать у детей общее представление о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, воспитывать любовь к родному краю, культуре своего народа. Дать более широкое понятие – Дом. Дом – это семья, школа, природа, Родина. | Изучая историю, культуру, различные науки, классный руководитель может показать, какую роль сыграли наши соотечественники в этих направлениях бытия человечества, как они посвящали свои достижения России, как служили ей верой и правдой, как любили ее. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью к Отечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания в случае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести вместе со своим народом любые испытания, скорби и лишения. Но надо понимать, что на подвиги самопожертвования и самоотречения способны люди, живущие вечной жизнью. Уроки, кружки, праздники, классные часы, часы общения (темы: Крещение Руси, Первые цветы русской святости – Борис и Глеб, Сергий Радонежский – святой молитвенник за землю русскую, Д. Донской, А. Невский, экскурсии в Московский кремль, Храм Христа Спасителя, монастыри Москвы, Сергиев Посад, Рязань, Владимир, Суздаль, Александров, и др.) Посещение музеев (музей Русской иконы, Третьяковская галерея, музеи кремля, Бородинская панорама, музей ВОВ и др). Участие в проектной деятельности по изучению подвига Святых. Походы и поездки с посещение святых мест |
Родительский - дом начало начал | Воспитывать любовь к дому, родителям, близким, а также заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры. Поиск и постановка вопросов: что есть красота женщины, девушки, матери. Ее предназначение в этом мире. Красота семьи. | Основой духовности на Руси всегда являлись такие ценности как человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, земля (как общий дом человечества), мир (как покой и согласие между народами). Как это важно сейчас для нашего общества Внеклассные мероприятия, часы общения, уроки, способствующие созданию духовной близости, теплоты, пониманию между родителями и детьми. 5 -6 кл. Что такое дом? (Дети, отец, мать) Красота и сила материнской любви; 7 кл. Дети (я, моя семья, мои взаимоотношения с родителями, семейные истории, традиции). Роль родителей в развитии способностей, задатков культуры. Воспитание на высоких примерах; 8 кл. Откуда идет фамилия отца? Родословная семьи, родословное дерево, история профессий, традиции семьи; 9 кл. Чем крепка семья, в чем ее красота? (Любовью, работой души). Примеры духовной жизни православных семей.(Петр и Февронья Муромские, Родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария, святые Царственные страстотерпцы; 10-11кл. Проекты «Моя семья». Представление о своей будущей семье. Проведение интегрированных уроков. Проведение внеклассных мероприятий с участием родителей. Совместное посещение литургии, празднование Рождества, Пасхи, дней памяти Царевича Димитрия, |
Культура русского народа, ее богатство и разнообразие | Объяснить смысл и происхождение привычных слов, предметов нашей жизни, связанными с христианством, церковными традициями, обычаями. | Что в окружающем нас мире, в окружающей жизни говорит нам о христианстве, о церковных традициях и обычаях? Год наших календарей напоминает нам и указывает на Рождество Христово, от которого прошло более двух тысяч лет. Воскресение Христово вспоминается каждую неделю. Культурный образованный человек должен понимать смысл церковных праздников: Пасха, Троица, Крещение, Рождество Христово. История многих наших городов тесно связана с православием, об этом говорят их названия: 5-6кл. О чем говорят названия городов( Благовещенск, Архангельск, Петропавловск, Ставрополь (город креста), Петербург и многие другие); 7кл. Что в имени тебе моем (Фамилии: Вознесенский, Успенский, Преображенский, Никольский, Богоявленский, Мироносицкий, Архангельский.) Большинство наших имен православные. Знаем ли мы, что означают они? Как в православной Руси нарекали имена? 6кл Христианские истоки слов и предметов. (Красный крест на автомобиле скорой помощи, слова: спасибо, благодарю, прощай, здравствуйте и др.). В русской литературе и искусстве мы сталкиваемся с сюжетами из православной культуры. Истоки нашей письменности. Кирилл и Мефодий – просветившие землю славянскую. |
Моя школа | Воспитывать на лучших традициях, истории родной школы. Формировать отношение к школе как дому, где каждый раскрывает свои способности, таланты, обретает друзей. Основным направлением деятельности учителя становится не только преподавание собственного предмета, но и наставничество, консультирование, совместное пребывание педагогов и детей в летних и зимних лагерях, совместное посещение служб, осуществление походов, совместная благотворительная духовно-нравственная деятельность, проведение учащимися уроков в рамках школьного дня самоуправления. | Часы общения, знакомящие с историей, традициями родной школы. Экскурсии по школьным музеям. Встречи с выпускниками, проведение совместных мероприятий. Общение с учителями школы, КТД. Изучение жития царевича Димитрия, служение литургии, молебнов. Празднование Дня рождения школы. Проведение благотворительных мероприятий ( благотворительная Рождественская ярмарка, поздравления пациентов первой городской больницы с Рождеством и Пасхой, проведение благотворительный акций совместно со службой Милосердие), Организация и проведение зимних и летних лагерей, совместных поездок. Научно-практические конференции. Проведение дня дублера. |
Языком науки и искусства | формировать нравственную, духовно развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте. 1. В концепциях предметов выделить качества личности над формированием которых работает учитель. 2.Развивать познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. 3. Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, формировать нравственные основы личности. 4. Формировать потребность к самосовершенствованию. | Раскрытие этой темы требует мировоззренческо-культурологического подхода. Если сейчас привести детей в Эрмитаж, то они будут ходить по залам, ничего не понимая, потому что 85% произведений искусства создано по религиозным мотивам. Необходимо дать представление об иконописных школах России, об Андрее Рублеве, о фресках Дионисия. На уроках мы можем говорить о библейских сюжетах в русской живописи, о живописи как изображении мира Божиего. Рассказывая о церковном пении, следует указать, что русская классической музыка вобрала в себя мотивы церковного пения. Шедевры нашего зодчества: храм Христа Спасителя, храм Покрова на Нерли, собор Василия Блаженного как и другие лучшие творения отражают и доносят до нас через века и тысячелетия определенные религиозные представления. При культурологическом подходе мы лишь объясняем, что искусство, литература, живопись, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Почему человек молится, почему он живет церковной жизнью, и что в результате этого он получает. Мы объясняем, что есть добро и что есть зло, а как жить — это уже выбирает сам человек, сам ученик. Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его. Классные часы общения, внеклассные мероприятия, способствующие раскрытию талантов класса, мира увлечений одноклассников, уроки, внеклассные дела, воспитывающие на примерах святых. Примеры высокой духовной жизни святых, духовной жизни выдающихся людей, ученых позволяют формировать у детей правильное представление о культуре русского народа. Встречи с прекрасным, смотры талантов, конкурсы, интеллектуальные игры 5 – 11кл. Выпуск школьных газет. Организация выставок рисунков, конкурсов, выступление школьных хоров на уровне школы, города, страны. |
Я люблю… | Воспитывать любовное отношение к миру, родителям, друзьям, Отечеству, природе, животным и т.д. Раскрывать разные формы этого чувства | Любовь к дому, семье, друзьям, природе, к красивому. 9кл. Любовь как высшее человеческое чувство (примеры высокой любви); 10-11кл. Мужчина и женщина. Любовь – трепет души. Любовь – обладание, присвоение кого-либо или чего – либо. Любовь – отдача человеку своего чувства, тепла. Любовь творчество, созидание. Христианское понимание любви. Участие в благотворительных акциях. |
Как прекрасен этот мир. | Продолжает предыдущую тему – что есть красота? Цель – развивать в детях чувство красоты; видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее, отличать внешнюю красоту от внутренней; стремиться к гармонии внешнего и внутреннего. | Раскрывать на уроках и внеурочных мероприятиях понятий: красота службы, природы, души, живописи, музыки, прозы, пения, семьи, красота внешняя. Научно-практические конференции. Экологический фестиваль. Создание плакатов, афиш, рисунков, открыток экологического содержания. 5- 6кл. Что для меня любимый уголок природы? (Это нить, соединяющая человека с домом, Родиной. Природа – источник вдохновения.) 7кл. О чем плачут животные? (Чувство сострадания, милосердия, забота о братьях меньших.) 8кл. Не – царь природы человек ( О бережном отношении к природе, источник вдохновения) 9кл. Сын природы - человек (Человек и Вселенная, человек – часть природы, в которой есть свои законы, по которым живет человек и природа.) 10-11кл. Философские основы мировосприятия в восточной и западной цивилизациях. Проведение интегрированных уроков по теме. |
Вот и стали мы на год взрослей | 1. Подведение итогов, планирование новых задач. 2. Осмысление творческого роста (учитель, ученик) 3. Осмысление себя в классе, в школе как в мастерской культуры, умственной, коммуникативной, этической деятельности. | Классные часы, уроки общения, выставки, литературные чтения и др. Классный праздник «Вот и стали мы на год взрослей» КТД – «Праздник за честь школы» |
Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Именно в школе средствами разных предметов и внеклассной работы важно сформировать нравственную, духовно развитую личность. Духовно-нравственное воспитание личности основывается на творческом использовании всех источников духовного развития – науки, искусства, философии, религии, реальной действительности.
Литература.
1.Игумен Георгий (Шестун). Православная школа. М: «Воскресная школа», 2004
2.Бородина А.В. Основы православной культуры. М: «Покров»
3.Бушмелева Е.А., ЧуринаЛ.А. Концепция духовно-нравственного развития школьника. // Классный руководитель. 1999, №3
4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
5. Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.
6.Илларионова Л. П. Духовно-нравственная воспитанность подростка:сущность и структура. // Протокол заседания № 25 (6 февраля 2004 года) ОБЩЕСТВЕННОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА “Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества” при Департаменте образования города Москвы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
материал из опыта работы....
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании учащихся.
Доклад по данной теме....
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...
«Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»
laquo;Главная задача УЧИТЕЛЯ в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?» - спросили ученики. «Нет. Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доб...