Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
статья по классному руководству (7 класс) по теме

Иващенко Татьяна Николаевна

     Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я подготовила и провела несколько классных часов, посвященных  знакомству с культурой, традициями и ритуалами различных народов и национальностей, проживающих на территории г. Волгограда («Заповедник национальных культур», «Проблемы толерантности в современном обществе» и др.). Также особое внимание уделила рассмотрению такого понятия как толерантность( «Проблемы толерантности в современном обществе», «Не такие, как все»).

Ребёнок, овладевая знаниями об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, накапливая знания о себе, учиться воспринимать окружающих такими, какие они есть. Включение детей в познавательную и творческую деятельность, позволяет создать среду, воспитывающую толерантность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

        Иващенко Т.Н.

   В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «образовательная политика России учитывает значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. А также учитывается потенциал образования, который должен быть в полной мере использован для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности».

     Главная задача школы на данный момент состоит в том, чтобы построить такой учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Именно сейчас в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

     Развитие общества с перспективой достижения политической, экономической и нравственной стабильности базируется на образовании, моделирующем и развивающем актуальные социальные потребности. Образование как полифункциональный инструмент целенаправленного развития социальных процессов становится в современных условиях-условиях значительных перемен и нестабильности общества — одним из наиболее эффективных средств формирования новых отношений и норм поведения. В основу этих отношений должны быть положены принципы толерантности. Современное общество требует от современного гражданина не только набора определённых знаний, умений и навыков, но и способности к широкомасштабному общению, в том числе и в поликультурной среде, в духе гуманистических традиций и идей. Современные социокультурные условия диктуют необходимость формирования личности способной проявлять готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, критическому осмыслению суждений, основанных на моральных ценностях.

     Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я подготовила и провела несколько классных часов, посвященных  знакомству с культурой, традициями и ритуалами различных народов и национальностей, проживающих на территории г. Волгограда («Заповедник национальных культур», «Проблемы толерантности в современном обществе» и др.). Также особое внимание уделила рассмотрению такого понятия как толерантность( «Проблемы толерантности в современном обществе», «Не такие, как все»).

Ребёнок, овладевая знаниями об окружающем мире и окружающих людях, нациях и народностях, накапливая знания о себе, учиться воспринимать окружающих такими, какие они есть. Включение детей в познавательную и творческую деятельность, позволяет создать среду, воспитывающую толерантность.

В 2009-2010 учебном году обучающиеся приняли участие в Международном проекте «Многообразие мира», запущенным Фондом «Интеркультура» ( AFS Россия).

Фонд «Интеркультура» ( AFS Россия) – это международный Фонд, который объединяет 56 стран мира и занимается организацией международных межкультурных обменов. Миссия AFS – воспитанию толерантности, уважение к другим культурам и жизненным ценностям людей других национальностей и др.

Данный проект осуществлялся в течение всего учебного года и состоял из нескольких занятий, которые помогли обучающимся понять и узнать новые культуры, освободиться от предрассудков и негативных стереотипов, уметь справляться со стрессом, возникающим при общении с представителями другой культуры, творческий подход к решению трудных и неоднозначных межкультурных ситуаций.

Материалы по каждой сессии высылались нам по электронной почте. Следующее задание мы получали после того, как отправляли отчет по выполнению предыдущего. Всем участникам проекта  были выданы Сертификату участника.

Ребята с интересом и желанием участвовали в этом проекте. Поэтому с каждым отчетом мы высылали еще и положительные отзывы обучающихся.

Представляю первый отчет и отзывы по данному проекту, а также классный час «Проблемы толерантности в современном обществе»

Отчет №1 «Картина мира: мифы и реальность» 

Россия, Волгоград,

МОУ СОШ № 38

Организаторы: учитель русского языка и литературы Иващенко Т.Н. 

Участники: Абдулхаликова Виктория, Ананьева Надежда, Умаров Азиз, Губенко Елизавета, Демин Евгений, Рачибо Екатерина, Резепова Анжелика, Трубач Яна, Мжачих Валерия, Шачнев Дмитрий - учащиеся 10а класса,  Гелда Полина, Тюрина Дарья, Чевтаев Алексей, Кузнецов Максим, Голованева Анна, Урсул Вероника, Копырзов Вячеслав – учащиеся 6а класса.

17 ноября на базе МОУ СОШ № 38 с углубленным изучением иностранного языка г. Волгограда прошел семинар в рамках проекта «Многообразие мира: мифы и реальность», в котором приняли участие учащиеся 6А и 10А классов. В начале семинара руководители познакомили участников проекта с деятельностью фонда «Интеркультура» (AFS Россия). Затем учащимся был продемонстрирован ролик на английском языке. В процессе просмотра учащиеся 10 класса консультировали шестиклассников по содержанию данного фильма. Затем учащиеся, разделившись на группы, работали над проблемами: «Если бы мир был деревней», «Зачем нам нужны карта и глобус». В ходе последующей дискуссии учащиеся пришли к выводу, что мир невозможно изучать в его реальных размерах. Данные задания помогли участникам проекта представить мир в миниатюре. Завершился семинар просмотром презентации «Если бы мир был деревней», которая привела учащихся к единому мнению о необходимости воспитания в себе толерантности и уважения к людям других культур. Участники проекта с интересом работали на протяжении всего семинара, проявили желание участвовать в проекте дальше.

Помощь в проведении семинара оказали директор МОУ СОШ № 38 Журба Т.А. и зам.директора по УВР Финогенова Н.А.

Отзывы

  1. Благодарственное письмо

Спасибо Вам за организацию проекта «Многообразие мира». Мы узнали много нового и полезного. Желаем участвовать дальше в проекте!Чевтаев Алексей , МОУ СОШ № 38, Волгоград

  1. Прикольный проект! Постараемся быть толерантными. Спасибо.

Тюрина Дарья, 6а класс,МОУ СОШ № 38.

3. Считаю, что данный проект интересен и полезен, так как помог посмотреть на мир иначе. Ждем следущих заданий! Спасибо. Губенко Елизавета.

      “Люди, доброта и толерантность спасёт мир!”

Классный час «Проблемы толерантности в современном обществе»

Цели: ознакомить учащихся с понятием  «толерантность»;

стимулировать  их воображение в поисках собственного понимания толерантности;

воспитывать толерантное отношение к правам другого человека, к разнообразным

формам самовыражения и способам человеческой индивидуальности

                                         Ход классного часа

   Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш классный час я хотела бы начать с воспоминания о трагической дате 1 сентября 2004 года. Что же случилось в этот день? (Трагедия в г. Беслане) Вспомним тот день.

 1 ученик. 1 сентября 2004 года в 9 часов 15 минут в г. Беслане группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками захватила здание школы №1 в момент проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники в качестве заложников захватили и содержали в помещениях и спортивном зале школы.  Террористы выдвинули требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать давление на граждан, органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли.

 2 ученик. Невозможно описать те ужасы, которые пережили дети, их родители и учителя. Боевики развесили по всей школе взрывчатку. «…от вас ничего не останется, когда мы взорвем эти бомбы», - повторяли боевики заложникам. Дети сильно плакали от страха. Но их плач злил озверевших  террористов, они прошивали автоматными очередями стены спортзала и грозили убить всех. Людей сильно мучила жажда, а пить террористы не разрешали. Тем, кто пытался сделать глоток воды из-под крана, угрожали автоматом. Несчастные заложники стали есть цветы, которые принесли с собой на праздник. На третий день страдания несчастных закончились: неожиданно прогремел взрыв, за ним другой, затем начался штурм школы. В результате преступных действий террористов погибло 318 человек, из них 186 детей. 783 человека получили ранения различной степени тяжести.

 Учитель. Прошло уже 5 лет со времени страшной трагедии в североосетинском городе Беслане, потрясшей большинство людей не только в нашей стране, но и за рубежом, а  боль в наших сердцах не утихает. Почтим память минутой молчания.       Минута молчания

  1. Учитель.

   - Как вы думаете, почему появляются люди, готовые проливать кровь невинных людей, ради чего они это делают? (религия, политические требования, деньги)

    -А сейчас посмотрите на тему нашего классного часа. Кто знает, что такое толерантность? На доске у вас подсказка.

    Термин « толерантность» происходит от лат. «tolerant» - терпение.

   В 1995 году ООН была принята декларация принципов терпимости, толерантности.

   Терпимость- это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

   Толерантность- способность и готовность уважительно, с пониманием терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

    -Назовите синонимы к этому понятию.(терпимость, снисходительность)

Учитель. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики – все разные. Почему иногда мы их отвергаем, подсмеиваемся над ними?

     Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить. Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений.

     Быть толерантным – значит принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей, быть внимательным.  Толерантность позволяет нам иметь больше друзей.

 - А сейчас мы с вами проверим : толерантны ли вы.

      Тест

  1. Алина плохо одета

О Это неважно

 Ты подсмеиваешься над ней

  1. Тимур питается не так, как ты, по причине своей религии

О  Ты просишь, чтобы он объяснил это.

   Ты говоришь ему, что он выглядит смешным

     3.    Артур имеет другой цвет кожи  

 О  Ты хочешь с ним поближе познакомиться

    Ты называешь его негр

      4.    Пожилая женщина медленно идет по тротуару

 О   Ты толкаешь ее, чтобы обогнать

    Ты уважительно просишь ее пройти

  1. На твоих глазах старшеклассники пытаются отобрать у малыша деньги

 О    Ты пытаешься защитить его

      Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь

  1. К тебе подходит инвалид

 О     Ты с ним как ни в чем не бывало разговариваешь

      Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать

  - Сосчитайте кружочки.

   - Если только одни кружочки: Молодцы! Вы проявляете большую толерантность. Ты уверен в себе, ты умеешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

   - Если у тебя от 3 до 6 кружочков. Ты не очень толерантен. Ты не достаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, но ты добрый. Работай над собой, и у тебя все получится.

   - Если у тебя менее 3 кружочков. Ты совсем не толерантен. Но если ты попытаешься понять себя и принять себя таким, какой ты есть, ты можешь стать более счастливым.

   - А теперь посмотрим на портрет толерантной личности. И вы сравните себя с ним.

  На доске плакат «Портрет толерантной личности»

  1. Толерантная личность знает о своих достоинствах и недостатках, умеет критично к себе относиться.
  2. Умеет жить в согласии с другими и самим собой.
  3. Имеет чувство ответственности, которую не перекладывает на других.
  4. Толерантный человек убежден, что его судьба зависит от него самого, а не от расположения звезд.
  5. Признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения, не делит мир на две части – черное и белое, а людей на сорта – хорошие и плохие, свои и чужие.
  6. Умеет сопереживать, быть чутким и внимательным к людям.
  7. Обладает чувством юмора, способностью посмеяться над собой. Не показывает своего превосходства над другими.

  - Что же у вас есть из этих качеств, а какие нужно развивать?

3.Учитель. Помимо толерантности существует интолерантность.

  -  Как вы думаете, что это такое?

   Интолерантность – нетерпимое, неуважительное, враждебное отношение.

  -  А какие формы нетерпимости вам известны?

 ( 1) Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности.

   2) Дискриминация – лишение отдельных лиц, групп социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения.

   3) Национализм – вера в то, что одна нация превосходит другие и имеет право ими распоряжаться.

   4) Религиозный фанатизм – насаждение определенной веры, религиозных ценностей, обрядов.

  5) Тоталитаризм – препятствие свободному, открытому обсуждение вопросов, ограничение свободы информации, контроль государства над частной жизнью человека.)

  - К сожалению, ежедневно мы видим немало примеров насилия и нетерпимости или слышим о них с экрана телевизора, читаем в газетах и журналах, на сайтах Интернета.

   Обычным делом стал захват заложников. Терроризм, взрывы бомб в кафе, дискотеках, на рынках, в метро стали обычными событиями новостей. Меняются только названия стран, городов, где снова и снова погибают люди.

  Признаки нетерпимости окружают нас каждый день: пренебрежительная лексика, унижающая людей, которые относятся к другой культуре, нации, религии слышна довольно часто.

   Хочется надеяться, что люди будут жить дружно. Мудрость в том, что нам, людям, жить вместе на одной планете, значит, нам самим необходимо делать эту жизнь легче и счастливее для всех.

  1. – А теперь в завершении нашего классного часа  небольшое задание. Я проверю, как вы усвоили понятие толерантности.

       - Составьте синквейн (пятистишие) , в котором человек выражает свое отношение к проблеме. Тема « Толерантная личность»

  Порядок написания синквейна ( на доске)

     1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание.

     2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие

     3-я строка – 3 глагола, показывающих действие понятия

     4-я строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к проблеме

    5-я строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.  

     Пример

  1. Толерантная личность
  2. Терпимая, ответственная
  3. Не враждовать, прощать, слышать других
  4. Быть толерантной личностью – залог успеха
  5. Самосовершенствуйся! Развивай толерантность!

 Вывод  

  - К чему же должен стремиться человек? ( к толерантности)

  - Можно ли назвать толерантного человека воспитанным? Почему?

  - Как же должны вести себя люди, чтобы на Земле был мир?        

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ

Выстетленеи на педагогическом совете....

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК, В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Описание работы классного руководителя  по формированию здорового образа жизни...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

Статья "Система работы классного руководителя по формированию социального опыта обучающихся в образовательном учреждении"

Данная статья представляет работу классного руководителя на формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной с...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...