Статья "Система работы классного руководителя по формированию социального опыта обучающихся в образовательном учреждении"
статья на тему

Данная статья представляет работу классного руководителя на формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_g.e.sanarova_sistema_raboty_kl._ruk.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Э.Санарова , г Волгоград, МОУ гимназия №4

Система работы классного руководителя по формированию  социального опыта обучающихся в образовательном учреждении

Процесс накопления человеком социального опыта осуществляется на протяжении всей жизни. Но особенно активно это происходит в школьные годы, когда в доступных для данного возраста формах идет интенсивное освоение и воспроизводство основ социальной жизни, а также «раскрепощение» творческих способностей личности и критическое переосмысление своих взаимосвязей с внешней средой. Для того чтобы процесс накопления обучающимися конструктивного социального опыта был успешным, он должен быть целенаправленным, систематическим, квалифицированным, то есть педагогически обеспеченным.

Педагогическое обеспечение - это процесс двухсторонний, направленный как на ученика, так и на учителя. Он строится на основе взаимодействия тех потенциалов, которые имеются в ресурсах и создаются условиями. С позиции ребенка результат педагогического обеспечения может быть представлен как сформированное умение найти себя в сложном многомерном мире. С позиции педагога результат педагогического обеспечения может быть представлен как создание условий для раскрытия, развития и самореализации личности обучающегося.

Ребенок, входя в социальную среду, в систему социальных связей, усваивает социальный опыт. С другой стороны, сами социальные связи изменяются за счет его вхождения в среду. Социализирующийся ребенок, принимая роли, задаваемые ему обществом, усваивает их сам. (1) Следовательно, ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир.

В период взросления ребенка необходимо педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса как ключевое условие эффективного формирования социального опыта обучающихся. Необходимо ориентировать обучающихся на общечеловеческие ценности, которые должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. (2)

Работа классного руководителя на данном направлении предполагает оказание помощи обучающимся в приобретении опыта позитивного социального взросления и социальной ответственности. Воспитательная работа должна быть направлена на создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе.

В МОУ гимназии №4 данное направление представляет собой систему целенаправленных мероприятий, благодаря которым взаимодействие всех участников педагогического процесса позволяет наиболее полно охватить данную проблему.

Работу по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта необходимо начинать как можно раньше.

За время работы классным руководителем я смогла сформировать дружный детский коллектив. В классе существует свой, особый климат: атмосфера доверия, искренности и симпатии во взаимоотношениях учителя с детьми и их родителями, а также в отношениях детей друг к другу. Мои ученики отличаются доброжелательностью, отзывчивостью, воспитанностью. Они являются активными участниками практически всех социально значимых мероприятий, проводимых в гимназии.

Социализация подростков осуществляется как в урочной, так и во внеклассной деятельности. Подробно остановлюсь на внеурочной деятельности, в которой делается акцент на внедрение социального проектирования, волонтерского движения, на создание условий для успешной социализации школьников. Вовлечение подростков в ситуацию оказания помощи нуждающимся позволяет развивать чувство самоуважения и ответственности; через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни.

Особое место в приобретении социального опыта занимает такая социально направленная деятельность, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам, которая  прививает  детям чувства милосердия и сострадания к воспитанникам детского дома, чувства уважения и благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны.

 Ежегодно обучающиеся моего класса принимают активное участие в общественных акциях: «Дети-детям», «Помощь другу», «Дарим радость людям», «Милосердие». Они вместе с родителями собирают школьные принадлежности, книги, игрушки, одежду и обувь для детей-сирот детского дома «Лучик», детей реабилитационного центра.  

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание важны для становления личности, связанной с культурой своих предков, героическим прошлым России. Традиционными стали Уроки Мужества, на которые приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, детей Сталинграда, ветеранов педагогического труда. Для того, чтобы принять  участие в фестивале проектов «Судьба семьи - в судьбе страны» ребята провели большую подготовительную работу по поиску информации о своих прадедах – ветеранах Великой Отечественной войны.

Стало традицией возложение цветов 2 февраля к памятнику воинам-североморцам. Здесь обучающиеся имеют возможность пообщаться с ветеранами войны, прикоснуться к страничкам истории.

Особую важность приобретает формирование у детей и подростков чувства патриотизма и интернационализма. Патриот не может не знать и не любить культуру своего народа. Мы живем во времена глобализации всех процессов, и, чтобы не потеряться в «общем доме всех народов», мы должны сохранить наше наследие и познакомить другие нации с нашей культурой, а также узнать самобытность и культуру других народов.

В целях воспитания толерантности и становления гражданской позиции в нашем учебном учреждении проводятся традиционные фестивали: «Перекресток культур», «Диалог национальных культур». Мы активно участвуем в этих мероприятиях, представляя многообразие культурного наследия через музыкально-художественную композицию «Народы севера», видеоролик «Культурные традиции русского народа».  

С целью формирования патриотического мировоззрения обучающихся в гимназии на протяжении четырех лет проводится гражданская акции «Мы вместе», посвященная Дню Единства, активными участниками которой являются мои ребята.

Здоровье подрастающего поколения - это общая проблема медицинских работников, педагогов, родителей, органов правопорядка, общественных организаций. Поэтому воспитание ценностного отношения к своему здоровью является одной из важных задач воспитательного процесса.

В рамках программы «Здоровье» проводятся классные часы и внеклассные мероприятия, встречи с врачами, просмотр и обсуждение фильмов о вреде алкоголя, курения, наркотиков.  

Ежегодно мои воспитанники являются активными участниками школьных соревнований, городских и районных акций: легкоатлетический пробег «Золотая осень», «Я выбираю спорт против наркотиков», «Волгоградский марафон».

В результате такой деятельности обучающиеся не только обогащаются социальным опытом, но и реализуют себя как личность, способную влиять на окружающий мир, приобретают качества гражданина своей страны.

Литература

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. СПб, 2004 с. 27-28

2. А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе». М. 1991 с. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Работа классного руководителя по обеспечению безопасности обучающихся.

Выступление  из опыта работы классного руководителя....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.

В статье рассматриваются проблемы работы с учащимися с ОВЗ и в норме, решения этих проблем совместно сродителями....

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...