Модели методических служб. Районное методическое объединение.
статья по теме

НиколаеваЕленаАнатольевна

Из опыта работы районного методического объединения учителей иностранных языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_mms_polnaya_versiya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                «Если учитель имеет только      

любовь к делу, он будет хороший

учитель. Если учитель имеет только

любовь к ученику, как отец, мать, - он

будет лучше того учителя, который

прочёл все книги, но не имеет любви

ни к делу, ни к ученикам. Если

учитель соединяет в себе любовь к

делу и к ученикам, он – совершенный

учитель».            

                                                                                                        Л.Н. Толстой

Настоящее время – время формирования новой школы. Реформирование школы, содержания обучения  - это длительный и сложный  путь. Несомненно, в процессе обучения и воспитания ключевой фигурой является учитель, а развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагога. Модернизация системы образования требует от учителя постоянного повышения его педагогического мастерства. Он должен уметь работать в постоянно меняющихся социально - педагогических условиях, уметь использовать в своей работе новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Именно поэтому высока роль методической службы в современной школе.

 Методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства.

Я хочу рассказать о системе работы нашего районного методического объединения учителей иностранного языка (далее по тексту – РМО), которое действует на базе управления учебно-методический центр развития образования администрации Татищевского муниципального района.

Работа нашего РМО направлена  на то, чтобы помочь учителю в работе в новых условиях в современной школе.

Модель организации работы методического объединения

   

Наша методическая работа опирается на четкую систему планирования. Определение направлений деятельности, выбор оптимальных методов методической работы на учебный год мы проводим на основе анализа  своей предыдущей деятельности, диагностики затруднений и пожеланий педагогов.  

Для нашего районного методического объединения на данном этапе актуальны следующие направления деятельности.

Задачи районного методического объединения учителей иностранных языков

Одной из важных задач считаем изучение и освоение новых форм работы в условиях модернизации системы образования. Также перед собой ставим следующие задачи:

совершенствование форм обмена опытом между педагогами;

организация исследовательской деятельности;

совершенствование форм работы с учащимися.

Совершенствование мастерства и повышение качества можно достичь при реализации всего комплекса поставленных задач. Особое внимание мы уделяем выбору форм своей работы.

Формы проведения заседаний

Наряду с современными методами работы, мы не отказываемся и от традиционных, таких как открытые уроки и внеклассные мероприятия, которые  все любим. Мы проводим их ежегодно по определенной тематике в целях обмена опытом между учителями иностранных языков нашего района.

Наше методическое объединение, строя свою работу, все же делает больший упор на более действенные современные формы работы, такие как  сетевое взаимодействие. Средствами сетевого взаимодействия у нас являются: электронная почта, сайты образовательных учреждений нашего района и области, форумы профессиональных сообществ, индивидуальные сайты учителей.

В  течение двух лет мы вели свою страницу на сайте управления учебно–методический центр развития образования администрации Татищевского муниципального района. Сейчас мы «выросли». Второй год наши дистанционные заседания  проводятся на базе «Сообщества учителей иностранного языка» Татищевского муниципального района Саратовской области http://tatrmoinyaz.ucoz.ru/.

Почему мы выбрали именно интернет – сообщество?

По словам различных исследователей именно сетевые сообщества стимулируют профессиональный рост педагогов. Профессиональное сетевое сообщество учителей – это база образовательных информационных ресурсов, место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации.

В рамках дистанционных заседаний мы рассматриваем различные вопросы по методике преподавания иностранных языков, психологии, обсуждаем доклады, организовываем мониторинги, проводим обсуждения в форуме, подводим итоги олимпиад, конкурсов, обмениваемся информацией и т.д. Мы продолжаем вести работу по совершенствованию сетевого взаимодействия внутри нашего районного методического объединения. Традиционно третье заседание (в январе - феврале) и пятое заседание (в мае) проводим в дистанционном режиме.

Функции интернет – сообщества

Наше интернет-сообщество создано не только для того,  чтобы доносить срочную информацию или  знакомить учителей   с образовательными ресурсами, но и для  того,  чтобы организовывать различные виды взаимодействий, представлять результаты  своей работы,   проводить опросы и обмен мнениями в «Форуме».

Но наиболее интересной и нужной мы  считаем организацию работы в интернет-сообществе с учащимися.

Формы работы с учащимися в рамках районного методического объединения учителей иностранных языков

Главным критерием оценки эффективности работы учителя является качество знаний учеников. В условиях реализации ФГОС важны индивидуальные достижения учащегося, позволяющие ему успешно реализовать себя как всесторонне развитую личность, т.е. быть компетентными – способными применять свои знания и умения.

 Повышение мотивации учащихся к изучению иностранных языков – один из способов повышения качества работы учителя. Именно на это направлены мероприятия для учащихся, проводимые в рамках нашего методического объединения.

Для учащихся нашего района мы организовали специальную «Страничку», где расположены положения  о муниципальных конкурсах, фестивалях, задания для учащихся, а также их творческие  работы и итоги проводимых мероприятий.

Например, на ней расположены материалы:

муниципального дистанционного конкурса «Мозаика»;

муниципальной дистанционной викторины «Счастливого Рождества»;

конкурса «Новогодняя открытка»;

конкурса «Письмо Деду Морозу»;

фестиваля  иностранных языков.

Только в 2012-2013 учебном году 150 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений района участвовали в III муниципальном конкурсе  иностранных языков  «Мозаика»;

 61 человек в III муниципальном Фестивале иностранных языков «Карусель»;

 102 человека в I муниципальном конкурсе по иностранным языкам «Счастливое Рождество».

Ежегодно учащиеся муниципальных общеобразовательных учреждений нашего района принимают участие во всероссийской олимпиаде школьников, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, в том числе и в сети Интернет, научно-практических и научно-познавательных конференциях.

Организация исследовательской деятельности

Еще одной интересной и необходимой формой работы считаем организацию исследовательской деятельности учителей. Такой вид деятельности  позволяет нашим учителям находиться в постоянном поиске инновационных методов работы.

В рамках нашего РМО создана исследовательская лаборатория. Результатами исследовательской деятельности являются:

отчеты об исследовательской деятельности;

презентация педагогического опыта;

защита проектов.

Модели работы исследовательских лабораторий

Два года тому назад мы решили создать исследовательскую лабораторию в рамках одного из школьных методических объединений, входящих в состав районного методического объединения учителей иностранных языков. Творческая группа учителей выбирала для себя в качестве исследования тему, актуальную для них на тот момент.  Презентацию результатов исследовательской деятельности они представляли  в конце учебного года на заключительном заседании районного методического объединения в виде интегрированных уроков. Для того чтобы каждый член творческой группы мог показать  свою работу,  было решено провести один открытый урок в режиме реального времени, в то время как другие члены школьного методического объединения представляли фрагменты видеоуроков с анализом своей деятельности.

В настоящий момент мы пришли к тому, что большинство учителей захотели попробовать себя в исследовательской деятельности, как самостоятельно, так и с учащимися.

В  этом учебном году нами выбрана единая тема исследовательской работы – «Самообразование как способ повышения качества преподавания иностранных языков».  

В течение учебного года каждый учитель организует свою исследовательскую работу, согласно общему  и личному графику педагогического эксперимента. В конце года каждый представит отчет о проведенном исследовании в одной из предложенных форм.

 Я как руководитель РМО планирую сделать обобщение о ходе и результатах исследовательской деятельности всех членов районного методического объединения.

 В целях обмена опытом внутри методического объединения, а также для создания банка данных передового педагогического опыта, на базе интернет–сообщества учителей иностранных языков мы планируем проведение презентаций  личных результатов.

  Следующим шагом в этом направлении деятельности будет организация ведения Электронного Портфолио РМО.  В нем будут аккумулироваться все наши достижения. Работа уже начата – наше РМО в этом учебном году во второй раз будет участвовать в муниципальном профессиональном конкурсе. Мы  не хотим останавливаться на завоеванном ранее втором месте, стремимся к  победе, а участие в региональном конкурсе инновационных моделей методических служб поможет повысить статус нашего РМО.

Хочу остановиться еще на одном направлении деятельности. Это взаимодействия с другими предметными методическими объединениями.

  В 2012-2013 учебном году мы проводили одно из заседаний в форме открытой гостиной. На заседание были приглашены все желающие.

 Заседание открытой гостиной проходило с элементами деловой игры, что позволило нам представить свои разнообразные  формы работы,  обменяться опытом с другими РМО, обсудить элементы интеграции межпредметного взаимодействия.

 В этом году планируется проведение одного из заседаний районного  методического объединения учителей иностранных языков с учителями географии, в рамках которого мы хотим провести муниципальную викторину для учащихся «География на английском языке».

Для достижения наилучших профессиональных  результатов всех членов РМО  и для стимулирования развития кадрового потенциала мы стараемся создать необходимые условия.

Уже сейчас можно сказать, что в нашем педагогическом коллективе есть  достаточный  потенциал для качественной  реализации образовательных программ.

Учителя повышают квалификацию через посещение  курсов профессиональной подготовки учителей – предметников. Так в 2012-2013, 2013-2014 учебном году курсовую подготовку, в том числе по ФГОС прошли 22 учителя, а один - переподготовку в ГАОУ ДПО СарИПКиПРО по программе «Преподавание иностранного языка в образовательных учреждениях».

Учителя нашего районного методического объединения участвуют в вебинарах, конференциях в режиме on-line, несколько человек приняли участие в дистанционном обучении.

Ежегодно, выбирая темы по самообразованию или темы для исследовательской деятельности, педагоги определяют для себя личный образовательный маршрут, как путь повышения своего профессионального мастерства.

Многие учителя также повышают свое мастерство, участвуя в педагогических конкурсах, олимпиадах, например:

в международном методическом конкурсе по проблеме преподавания английского языка «Insight Teaching»;

во всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества  и др.

Учителя публикуют собственные методические разработки в сети Интернет. В 2012-2013 учебном году 11 учителей английского языка принимали участие в фестивале педагогических идей «Мой урок иностранного языка», проводимом в рамках дистанционного заседания нашего районного методического объединения.

Продолжается работа по созданию личных сайтов педагогов, знакомство с ними началось на базе «Сообщества учителей иностранных языков».  

Надеемся, что проводимая нами работа эффективно повлияет на процесс внедрения ФГОС нового поколения, будет способствовать повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков, росту их личных достижений, послужит повышению качества педагогического мастерства  и активизации творческого и профессионального потенциала каждого члена  районного методического объединения учителей иностранного языка Татищевского муниципального района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»

Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам мето...

Мастер - класс. Заседание Методического совета «Деятельность методической службы образовательного учреждения по развитию творческого потенциала педагогов»

Актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. ...