МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»
презентация к уроку на тему

Дубинина Татьяна Николаевна

Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам методической службы учреждений дополнительного образования, занимающихся анализом и мониторингом учебно-воспитательного процесса. Несмотря на то, что в основе разработки представлен опыт конкретного учреждения, структура и этапы проведения диагностических срезов могут быть использована в различных образовательных учреждениях методическими службами, представителями администрации, педагогами. Разработка может служить основой для формирования индивидуальных алгоритмов проведения мониторинга учебно - воспитательного процесса в конкретной структуре, учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ОЛИМП»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                                            УТВЕРЖДАЮ

                                                                        Директор ДДТ «Олимпа»

                                                                       ___________ Ю.В.Севостьянова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга

качества образования»

Автор:

ДУБИНИНА Татьяна Николаевна,

методист ДДТ «Олимп»

Санкт-Петербург

2014г

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка методиста ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» адресована педагогическим работникам методической службы учреждений дополнительного образования, занимающихся анализом и мониторингом учебно-воспитательного процесса. Несмотря на то, что в основе разработки представлен опыт конкретного учреждения, структура и этапы проведения диагностических срезов могут быть использована в различных образовательных учреждениях методическими службами, представителями администрации, педагогами. Разработка может служить основой для формирования индивидуальных алгоритмов проведения мониторинга учебно - воспитательного процесса в конкретной структуре, учреждении.

Содержание

№ п/п

Разделы

Номера страниц

Введение

4

Основная часть

5-

Основные этапы внутреннего мониторинга

6

1 СТАРТОВЫЙ

6

П ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ

7

Ш ИТОГОВЫЙ

8

Заключение

10

Список использованных источников

11

Приложения

12

Приложение 1 Презентация «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования»

12

1Введение

        Методическая разработка «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» предназначена для педагогических работников методической службы учреждений дополнительного образования и отражает опыт деятельности методической службы Дома детского творчества «Олимп» по созданию системы внутреннего мониторинга качества образования в течение 20 лет.

И ключевым словом здесь является – КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития жизненного уровня, значительно повышается статус образования, предъявляются новые требования к его уровню и качеству.

Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" в статье 2 п.29 дает такое понятие качества образования:

качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:

- наличие комплекса образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку обучающихся в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями,

- уровень освоения обучающимися выбранных ими дополнительных общеобразовательных программ,

- уровень удовлетворенности обучающихся результатами обучения.

П Основная часть

Наше учреждение, как и все образовательные учреждения любого уровня, всегда уделяло проблеме повышения качества образования много сил и внимания. Эта тема является приоритетной и актуальной, особенно в настоящее время. Одним из методов, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения, с помощью которого можно отслеживать качество образования, является внутренний мониторинг – длительное наблюдение за конкретными участниками образовательного процесса, за образовательной деятельностью учреждения.

Внутренний мониторинг является одним из наиболее важных источников информации для:

  • диагностики основных результатов деятельности образовательного учреждения,
  • состояния образовательного процесса.

Цели мониторинга:

  1. Совершенствование деятельности и улучшение качества образования в Доме творчества.
  2. Повышение мастерства и профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Изучение и анализ результатов педагогической деятельности,
  2. оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе мониторинга,
  3. выявление наиболее ценного опыта педагогов и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта,
  4. анализ достижений в обучении и воспитании обучающихся для прогнозирования перспектив развития ОУ.

Внутренний мониторинг начинается с первого дня прихода ребенка в творческое объединение и не заканчивается с последним учебным днем, потому что все полученные результаты необходимо проанализировать, систематизировать, облечь в удобную для всеобщего ознакомления форму, превратить в материал для дальнейшей работы. После этого полученный материал может быть использован: в диагностических материалах по оценке результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы, в отчетной документации методической службы, Публичном докладе директора, публикации на сайте ОУ, при составлении перспективного плана развития отделов, учреждения, корректировке Программы развития ДДТ и т.д.

Предлагаемый цикл внутреннего мониторинга, проводимого в Доме детского творчества «Олимп», можно разделить на основные этапы:

стартовый – промежуточный – итоговый

Первый этап – СТАРТОВЫЙ

Этот этап представляет собой комплекс диагностических материалов, отражающий различные уровни освоения образовательной программы: опыт освоения теоретической информации, практической деятельности, опыт общения, творческий опыт. Диагностика оценивает динамику развития личности внутри образовательной программы на протяжении образовательного маршрута ребенка.

На СТАРТОВОМ ЭТАПЕ мониторинга происходит:

  1. Определение начального уровня З.У.Н. (знаний, умений, навыков). Их уровни определяет каждый педагог по конкретному направлению деятельности.
  2. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

- собеседование

- анкетирование

- опрос

- наблюдение

- тестирование

- выполнение практических упражнений.

Сроки проведения стартового этапа внутреннего мониторинга: сентябрь-октябрь.

Методическая помощь в этот период состоит:

- в выборе формы диагностических карт и других диагностических материалов,

- в корректировке образовательной программы,

- в разработке рабочей программы.

Второй этап – ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ

Это многомерный, длительный по времени и по содержанию этап внутреннего мониторинга.

Можно выделить 2 основных момента – проведение открытых занятий и отчетных мероприятий, которые являются традиционными в ДДТ «ОЛИМП». Каждое учреждение имеет свою специфику и определенную направленность. ГБОУ ДОД ДДТ «Олимп» - многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, осуществляющее образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам следующей направленности: физкультурно-спортивной, художественной, социально-педагогической. Поэтому тематика проведения этих мероприятий может быть разнообразной.

На промежуточном этапе внутренний мониторинг осуществляется на открытых занятиях, проводимых педагогами дополнительного образованиями, приглашаются методисты, администрация ДДТ «Олимп», родители, родственники, друзья обучающихся.

Методическая помощь на этом этапе включает:

- Помощь в оформлении конспекта открытого занятия

- посещение занятия

- анализ мероприятия

- в дальнейшем корректировка программы в части использования современных педагогических технологий и ЭОР на занятиях.

На промежуточном этапе внутреннего мониторинга существует система отчетных мероприятий.

В качестве примера хотелось бы выделить отчетные мероприятия художественно-эстетического отдела. Отдел состоит из 3х секций - вокальной, хореографической, театральной. В каждой секции проводится мероприятие, являющееся зачетным, позволяющим отследить мастерство педагога и оценить уровень подготовки детей, их личностное развитие, выявление одаренных талантливых детей.

  • «Золотая туфелька»  Смотр хореографических коллективов
  • «Весенний концерт»  Смотр вокальных коллективов
  • «Камелот»  Театральный Фестиваль

Сроки проведения промежуточного этапа внутреннего мониторинга: ноябрь-март.

Методическая помощь на этом этапе включает:

- Изучение динамики процесса освоения предметного содержания

- корректировка программы

- дополнение учебно-методического комплекса (УМК)

- создание методической продукции

- помощь в написании сценария мероприятия

- посещение и анализ мероприятия.

Третий этап мониторинга - ИТОГОВЫЙ

Этот этап представляет собой комплекс итоговых мероприятий, в которых участвуют все педагоги и администрация нашего учреждения. Лучшие номера творческих коллективов, отобранные по результатам зачетных мероприятий, Художественным советом ОУ входят в программу итогового отчетного концерта ДДТ «ОЛИМП» (в конце апреля). Аналогичная система оценки мастерства педагогов существует и в других отделах. Также в каждом творческом объединении педагог проводит итоговое занятие. Формы проведения самые разнообразные: это и концерты (место проведения может быть тоже самого различного уровня – от школьного актового зала до городского Концертного зала), соревнование, турнир, спектакль, игровая программа, выставка детских работ, участие в городских фестивалях и масштабных городских акциях.

По итогам года осуществляется педагогический мониторинг на уровне Дома творчества.

На итоговом этапе внутреннего мониторинга существует система отчетных мероприятий:

  • Открытые занятия
  • Отчетные мероприятия
  • Итоговое мероприятие отдела
  • Отчетный концерт ДДТ «ОЛИМП»
  • Диагностика.

Сроки проведения итогового этапа внутреннего мониторинга: апрель-май.

Данные мероприятия итогового этапа позволяют:

- проанализировать и оценить уровень освоения программы

- осуществить итоговую диагностику, контроль за личностным ростом каждого ребенка

- заполнить диагностические карты результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы

- отразить эти данные в отчете – анализе работы педагогических работников.

Мероприятия, осуществляемые на всех этапах внутреннего мониторинга, позволяют решить цели внутреннего мониторинга - совершенствовать деятельность и улучшить качество образования в Доме творчества, а также способствовать повышению мастерства и профессиональной компетентности педагогов.

Методическая помощь на этом этапе включает

- Посещение этих мероприятий,

- анализ причин удач и неудач в работе,

- оказание помощи в коррекции программы,

- конкретные советы по дополнению материалов учебно-методического комплекса,

- консультации по созданию методических материалов.

Ш Заключение

Представленный в данной методической разработке «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования» опыт осуществления внутреннего мониторинга, этапы проведения и помощь методической службы в его организации в Доме детского творчества «Олимп» может быть интересен педагогическим работникам и руководителям методической службы других учреждений дополнительного образования, занимающихся анализом и мониторингом учебно-воспитательного процесса. Разработка может служить основой для формирования индивидуальных алгоритмов проведения мониторинга учебно - воспитательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

В качестве наглядного материала для популяризации данного опыта методическая разработка была оформлена в форме презентации, которую можно использовать на семинарах, методических объединениях (см. Приложение 1).

Список использованных источников

  1. Федеральный закон Российской Федерации
    "Об образовании в Российской Федерации". - М.: КноРус, 2013
  2. Лукашевич М.Б., Рожков А.И. Федеральный закон об образовании в вопросах и ответах. – М.: Национальный книжный центр, 2015
  3. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»
  4. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы дополнительного образования детей. - М.: Владос, 2007
  5. Дружинин, В.И. Методическая работа в образовательном учреждении. – Курган: ИРОСТ, 2011
  6. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – Мн.: АРКТИ, 2000
  7. Ильенко, Л.И. Теория и практика управления методической работой в образовательных учреждениях. - Мн.: АРКТИ, 2003
  8. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. - М.: Учитель, 2003
  9. Методическая деятельность. Словарь - справочник. Выпуск 1, - Пермь: 1990
  10. Пахомова        Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы //Методист 2005.-№2.-с.29-33.

Информационные ресурсы:

Сайт/документальное хранилище gigabaza. ru

Социальная сеть педагогических работников nsportal.ru

Сайт образовательного учреждения nouplaneta.inskobs.ru

Специализированный образовательный портал sinncom.ru.

Приложения

Приложение 1.

Презентация Дубининой Т.Н. «Роль методической службы в системе внутреннего мониторинга качества образования в ДДТ «Олимп»». СПб, 2014г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль детской общественной организации в воспитательной системе школы»

Сейчас школы пытаются создать воспитательные системы, адекватные современным условиям, требованиям и ситуациям. Эти системы гибкие, самоуправляемые, демократичные. Они опираются на добрые традиции рос...

Методическая разработка урока географии в 7 классе Внутренние воды Южной Америки

Конспект урока географии, в котором отражены: Тема урока, цели урока, содержание ( разминка, вопросы для проверки домашнего задания, материал по теме, кроссворд по теме Реки и озера Южной Америки). Пр...

Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

Рецензия на методическую разработку "Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ"

Материал соответствует требованиям педагогических разработок, будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе педагогов....

Методическая разработка продолжение военной службы

Методическая разработка продолжение военной службы...

Методическая разработка "Основы военной службы"

Данная методическая разработка будет полезна не только для использования на уроках ОБЖ, но  на родительских и педагогических собранях.В ней отражены основные принципы организации ОВС и сведения о...

Методическая разработка. Конспект урока "Службы обеспечения безопасности"

Конспект урока (или внеурочного занятия) по ОБЖ. Знакомит обучающихся со службами обеспечения безопасности населенных пунктов. Урок составлен с соблюдением всех требований ФГОС: планируемые результаты...