ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ТРОПАМ
методическая разработка по теме

Тарабукина Светлана Матвеевна

Методическое пособие предназначено для людей с ограниченными возможностями, для сопровождающих их лиц; для организаций и учреждений занимающихся с инвалидами. Пособие можно использовать педагогам для обучения детей начальной подготовки навыкам ориентировния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovanie_po_tropam.docx124.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное образовательное  учреждение Республики Коми

дополнительного образования детей

«Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»

ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ТРОПАМ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Сыктывкар

2013


Составители: Туча А.Е., Тарабукина С.М., Кузьминская О.В.

        

        Методическое пособие предназначено для людей с ограниченными возможностями, для сопровождающих их лиц; для организаций и учреждений занимающихся с инвалидами. Пособие можно использовать педагогам для обучения детей начальной подготовки навыкам ориентировния.

ГАОУ ДОД РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма», Республика Коми, 167000, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 14.

Телефон/факс: 44-29-35

E-mail: turcentr@mail.ru

Сайт: http://www.komiturcenter.ru


Содержание

Стр.

    Введение ......................................................................................................

4

1. Выбор места занятий и соревнований .........................................................

7

2. Дистанция в ориентировании по тропам …................................................

8

3. Контрольный пункт.........................................................…..........................

10

4. Карточка для отметки на КП…....................................................................

10

5. Подведение итогов …....................................................................................

13

6. КП с хронометражем …................................................................................

13

7.Специальный инвентарь для участников.....................................................

14

8.  Сопровождение участников …....................................................................

14


Введение

    В традиционном спортивном ориентировании задачей спортсмена ориентировщика является умение преодолевать дистанцию, оборудованную на местности, с использованием карты и компаса на время. Как и в любом другом виде спорта, главное условие - равные возможности для всех участников. От точности и качества спортивной карты, ее оформления во многом зависит планирование и постановка хороших дистанций, справедливых для всех спортсменов ориентировщиков.

        С точки зрения спортсменов, точная и разборчивая карта является надёжным руководством для выбора оптимального варианта движения и его надёжного исполнения, чтобы максимально использовать свои физические возможности и умение ориентироваться. Выбор пути движения теряет всякий смысл, если карта необъективно отображает местность или  плохо читается.

        В настоящее время развиваются виды спорта, приспособленные или созданные специально для людей с ограниченными возможностями. Один из таких видов спорта - ориентирование по тропам (Трейл-О).

        Трейл-О аналогично обычному ориентированию.  Привлечение людей с ограниченными возможностями к занятиям ориентированием имеет важное социальное значение. Занимаясь ориентированием, люди с ограниченными возможностями получают шанс насладиться радостью от занятий спортом, знакомятся с новыми людьми, заводят друзей, активно проводят досуг.

         Трейл-О развивалось как вид спорта по чтению карты и местности для спортсменов ориентировщиков с ограниченными возможностями. Однако, на элитном уровне существует большой потенциал для привлечения всех спортсменов  ориентировщиков.

        Трейл-О может быть сложным испытанием и полезным умственным упражнением, исследованием целого круга различных задач с чтением  объектов на местности для всех ориентировщиков.

        Trail – O (Трейл – О) название точного ориентирования – дает более точные подходы к размещению призм и легенд.

        Ориентирование по тропам представляет собой спорт, в котором участники соревнований в строгой последовательности посещают ряд точек, отмеченных на местности -  Контрольных Пунктов (КП). На маршруте участники ориентируются, чтобы сопоставить КП на местности с изображением на карте, и так, чтобы его местонахождение соответствовало легенде.

        В Трейл-О существуют дистанции различной степени сложности, для различных возрастных групп и различной степени подготовленности участников. Ключевыми элементами этого вида ориентирования является умение читать карту, глазомерное определение и контроль расстояния на местности, умение с большой точностью брать азимут на объект, а также доскональное знание всех символов для пояснения легенд КП.

Ключевая особенность точного ориентирования – хорошая местность: с большим количеством объектов, сложная, интересная. Удовольствие состоит в том, что не надо бежать, а необходимо смотреть на местность и решать определённые задачи. Данный вид ориентирования не требует хорошей физической подготовки, а требует навыков точного чтения карты и умения ориентироваться относительно местности и сторон горизонта.

        Дистанции Трейл – О прокладываются на небольшой по площади местности, пришкольном участке, лесо-парковых зонах, где нет страха у участников заблудиться в случае потери ориентировки.

         Данный вид ориентирования можно включать в тренировочный и соревновательный процесс с детьми начального этапа подготовки.    Организация и проведение таких занятий  требует особых знаний и мастерства  педагога. Необходимо обучить детей не только знанию условных знаков спортивных карт, но и умению пользоваться компасом, знать стороны горизонта и легенды КП. Для таких детей можно проводить контрольные  тренировки и соревнования с учетом  времени прохождения дистанции и правильности ответов. Это дает участникам возможность проявлять свои способности в быстром принятии решений, развивает память, внимание и наблюдательность.  Данные качества необходимы ориентировщикам как этап технико-тактической  подготовки.

   


1. Выбор места занятий и соревнований

Местность для занятий и соревнований по ориентированию по тропам необходимо выбирать с учетом возможности не только самостоятельного передвижения участников, но так же в кресле-коляске, на костылях и др.

Наиболее подходящая местность - это та, на которой имеется хорошая сеть дорог, широких троп (не менее 1 м.), асфальтированных площадок. Поскольку маршруты не очень длинные, не обязательно задействовать большие территории. Хорошим примером подобной местности является городской парк.

Очень важное значение имеет состояние дорог и троп. Недопустимо проводить занятия и соревнования по каменистым и размытым дорогам. Неподходящая тропа, например, имеющая ступеньки, должна быть перечеркнута на карте красными крестиками. На местности такую дорогу необходимо оградить сигнальной лентой.

Существуют формы проведения ориентирования в помещении (спортивный зал), а так же на других небольших участках местности (городская площадь, волейбольные и другие площадки), позволяющие постепенно и безопасно познакомить людей с этим видом спорта.

        Местность для точного ориентирования должна быть насыщена различными объектами.  Хорошо если объекты повторяются на местности, это создает возможность использовать «параллельные ситуации». Также можно использовать местность с оврагами и лощинами. Но это не значит что участники будут преодолевать эти сложности рельефа. Просто  дистанцию можно планировать так, чтобы контрольные пункты стояли на разных участках оврага и были видны с доступной, безопасной местности. Также можно использовать удаленные объекты до пределов видимости. Например  за рекой, за обрывом и т.д.

Карты для точного ориентирования можно использовать с масштабами 1 :1500, 1 :2500. Можно также использовать фрагменты карт.

2. Дистанция в ориентировании по тропам

Дистанция для людей с ограниченными возможностями отличается от дистанции в классическом ориентировании.

Главным отличием является то, что наряду с призмой, изображенной на карте в центре круга, на местности устанавливаются ложные призмы (до 5 штук) в непосредственной близости от правильной (рисунок 1). Количество ложных призм можно варьировать. В задачу участников входит определить, которая из призм соответствует той, что показана на карте и описана в легенде, и отметить компостером свое решение в специальной карточке.

Рисунок 1.

Призмы на контрольном пункте

Около каждого контрольного пункта (КП) на ближайшей дороге, тропе, асфальтированной площадке оборудуется точка обзора со стойкой, на которой указывается номер КП. Участники могут двигаться вперед и назад, чтобы разглядеть объект и призмы. Призмы необходимо устанавливать так, чтобы их было хорошо видно участникам, в том числе с высоты кресла-коляски (на высоте 0,5 м. от земли). Растительность вокруг призмы необходимо убрать.

В качестве объектов для КП в ориентировании по тропам используются линейные и точечные. Линейные объекты представляют из себя что-либо, простирающееся вдоль местности (следовательно, и по карте) на какое-либо расстояние. К таким объектам относятся: дорога, тропинка, ручей, канава, стена, забор, железная дорога и др.

Точечный объект представляет из себя определенный предмет или элемент ландшафта. К ним могут относиться: бугор, яма, камень, отдельно стоящее дерево, искусственный объект и др.

Даже незначительные объекты местности должны быть нанесены на карту, т.е. уровень детализации должен быть высоким. Масштаб карты должен быть крупным (от 1:5000 до 1:2000).

Сложность дистанции можно регулировать. Так, для младшего возраста и новичков, участников соревнований  с плохим зрением справедливо организовать наиболее легкую дистанцию небольшой длины. Для таких участников необходимо использовать только крупные и четкие ориентиры; устанавливать не более 1-2 ложных призм; располагать призмы на небольшом расстоянии от точки обзора и на наиболее удаленном друг от друга, чтобы можно было хорошо разглядеть объект и сами призмы.

Для наиболее подготовленных участников можно усложнять дистанцию использованием параллельных ситуаций, отсутствием правильного КП.

Длина дистанции может быть до 3,5 км., количество контрольных пунктов - до 25. Последний КП лучше всего расположить в легко обозримом месте, общий для всех дистанций.

Так же рекомендуется, чтобы на каждом контрольном пункте стоял контролер для предотвращения их повреждения и уноса прохожими.

3. Контрольный пункт.

Оборудование  контрольного пункта должно быть в соответствии с правилами для соревнований ИОФ

Насколько это возможно, призма КП должна быть помещена таким способом, чтобы участники соревнований видели его только, когда они достигли описанного местоположения КП. Ни в коем случае знак КП не должен быть спрятанным: когда участники соревнований достигают местоположение ТПР (точки принятия решения), они не должны искать призму.

Призма должна быть на максимальной высоте – 0,5 м над землёй, и участник должен видеть, по крайней мере, одну треть её с ТПР.

Вешая призму, начальник дистанции и инспектор должны придти к соглашению, какая именно отметка соответствует центру круга на карте и подходит легенде КП. Если возникают какие-либо сомнения в том, какая из всех призм соответствует правильному решению, соглашение может быть достигнуто путём передвижения одной или более призм. Увеличение масштаба карты может быть серьёзной помощью при постановки КП.

4. Карточка для отметки на КП

Карточка для отметки на КП, в ориентировании по тропам, отличается от карточки в классическом ориентировании. Участники соревнований обеспечиваются двумя зеркальными карточками, напечатанными на одном листе, согнутом так, чтобы отмечаясь в одной карточке, отметка появилась и на другой в такой же клетке. На финише участникам возвращается одна из карточек, таким образом, они могут сравнить ее с контрольной карточкой на финише.

Специальные карточки для ориентирования по тропам, имеют несколько квадратов для отметки (обозначаются буквами А, В, С и т.д.) для каждого контрольного пункта (рисунок 2). Количество квадратов с буквами зависит от количества установленных на КП призм. Если дистанция усложняется отсутствием правильной призмы, то в карточке для каждого контрольного пункта добавляется клетка без буквы. Это в случае, если ни одна призма не соответствует легенде. Такой КП с нулевым ответом – Зеро.

На каждом КП участникам объясняется, какая призма находится под какой буквой. Самая дальняя слева контрольная призма, если смотреть с точки обзора, считается призмой А, а все остальные вправо от нее, призмами В, С и т.д. После того, как участник принял решение, какая по его мнению призма правильная, он прокалывает компостером на контрольной карточке квадрат с соответствующей буквой.

5. Подведение итогов

Если на соревновании существует разделение по группам в зависимости от подготовленности участников и др., то результаты подводятся отдельно по каждой группе.

На соревнованиях по ориентированию по тропам не засекается время прохождения дистанции участниками, чтобы исключить возможность выигрыша за счет использования более технически совершенных средств передвижения, например, при передвижении на колясках. Следовательно участники соревнований не ограничены во времени на протяжении всего маршрута. Но для наиболее подготовленных участников можно установить контрольное время, а в случае его превышения назначать штрафные очки (минус один балл за каждые пять минут).

Участники также не дисквалифицируются за отметку в неверном квадрате на контрольной карточке. Наоборот, они получают баллы за каждый правильно отмеченный контрольный пункт (например, 1 балл). Участник, набравший наибольшее количество баллов является победителем.

6. КП с хронометражем

Для определения победителя, при одинаково набранных баллах на дистанции по ориентированию по тропам, используются контрольные пункты с хронометражем (Тайм-КП). В таких случаях победителем становится участник, затративший наименьшее время на принятие правильного решения на таких КП.

Контрольных пунктов с хронометражем на дистанции может быть несколько. На таких КП все призмы должны быть хорошо видны без необходимости дополнительных передвижений, т.к. засекается время принятия решения. При подходе на контрольный пункт с хронометражем  участник сдает карту судье и по готовности получает правильно сориентированный фрагмент карты с легендой КП. Судья включает секундомер и в течение одной минуты участнику необходимо дать ответ. Секретарь на КП с хронометражем фиксирует затраченное время на принятие решения участником. После того, как  участник сделал отметку в карточке, ему возвращается его карта.

Для хорошо подготовленных участников можно усложнить задание установкой временного предела, и в случае его превышения применять штрафные очки.

Участники соревнований не должны заранее знать расположение Тайм-КП.

7. Специальный инвентарь для участников

Большим преимуществом для участников, которым нужны свободные руки, чтобы приводить в движение кресло-коляску, держать трость или костыли, является планшет для закрепления карты (такой используется в зимнем спортивном ориентировании), который так же может иметь прикрепленный к нему компас. Планшет можно заказать у фирмы, специализирующейся на изготовлении инвентаря для спортивного ориентирования или изготовить самостоятельно.

8. Сопровождение участников

Одни участники могут соревноваться без посторонней помощи, но некоторым она необходима, например, толкать кресло-коляску. Участники соревнований по ориентированию по тропам могут получать любую физическую помощь сопровождающего, но не помощь в принятии решения. Некоторые из участников могут оказаться не в состоянии сделать отметку в своих карточках. В таких случаях сопровождающий может сделать это за участника по его просьбе.

Сопровождающих лучше назначать из числа судей, они могут сопровождать участников на протяжении всей дистанции или оказывать помощь на определенных участках местности.

Участники с дефектами речи могут сопровождаться переводчиками, способными интерпретировать их речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Презентация экологической тропы"Мы в любое время года ходим тропами природы"

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьёт навыки труда в природе....

Проект "Спортивное ориентирование. Туристическими тропами земли Радонежской"

Спортивное ориентирование - это один из видов туристической деятельности, где каждый ребенок с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) может проявить себя, свои характер, преодолеть свои страхи, неуверенност...

Проект "Спортивное ориентирование.Туристическими тропами земли Радонежской"

Адаптивный туризм - это новое направление туристической деятельности, предназначенное специально для детей с ограниченными возможностями здоровья.В результате занятий туризмом, обучающиеся с ОВЗ ( инт...

Статья "Культурно-экологическая тропа в аспекте культурно-ориентированного образования школьников"

образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в г...

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»

laquo;Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»...

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза.

Средства усиления выразительности речи. Понятие тропа. Виды тропов: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраза....