«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»
проект

«Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putevoditel_po_trope.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

                               ГБОУ «Специальная школа-интернат с. Дмитряшевка»

                                   Липецкая область ,  Хлевенский район

Областной конкурс «Лесная тропа»

Наименование направления: «Эколого-просветительская работа»

Наименование работы :  «Учебно-экологическая тропа «Тайны лесных тропинок»  Проект

Автор: Луцевич Андрей Анатольевич

Руководитель: Родионова Татьяна Фёдоровн, учитель географии

Год разработки материала: 2017 г

                      ГБОУ  «Специальная школа -интернат с Дмитряшевка»

                            Хлевенский район  Липецкая область

                       УЧЕБНО – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ   ТРОПА  

                          «ТАЙНЫ ЛЕСНЫХ ТРОПИНОК»

                              ПУТЕВОДИТЕЛЬ       (ПРОЕКТ)

 УЧЕБНО – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ   ТРОПА    «ТАЙНЫ ЛЕСНЫХ ТРОПИНОК»  создана  в урочище  «Широкий лес » в 2-х км к югу от села Дмитряшевка,   Хлевенского района учащимися «Специальной школы - интерната для детей с ОВЗ».

Основное назначение тропы - проведение исследований по изучению состояния окружающей среды, приобретения трудовых навыков и умений, связанных с улучшением природного окружения, пропаганды природоохранительных идей, а также воспитания экологического мышления.

Протяженность тропы – 1км. 800 м. Учебно – экологическая тропа насчитывает 10 станций, которые оборудованы информационными щитами.

Адрес тропы: Хлевенский район, с. Дмитряшевка, поселок Речка,  ул Свободы.

Ответственные за тропу – учащиеся Дмитряшевской школы- интерната во главе с руководителем Родионовой Т. Ф.

Телефоны школы :   8-(4742)-3-83-25,   8-(4742)- 3-81-62.

Составитель : Родионова  Т. Ф. – учитель географии Дмитряшевской школы- интерната.

                                             

                                              с. Дмитряшевка

                                                         2017г.

АННОТАЦИЯ

 В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает изучая разделы биологии  - ботанику, зоологию, общую биологию, географию, ОБЖ  Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных  Программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении.  К тому же в  «Специальной школе-интернате с. Дмитряшевка» обучаются дети с ОВЗ. Они здесь живут круглосуточно. Школа находится в природном ландшафте – парке, лесной массив находится в 2 км.  Воспитательная работа  во внеурочное время направлена  на экологическое воспитание.

   Цель тропы – воспитание экологической грамотности, коррекция эмоционально-волевой и психической сфер у учащихся с ОВЗ  

   Задача - дать возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном  участке «Школа- урочище «Широкий лес», воспитывать экологическую культуру и прививать трудовые навыки.

  1. УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА – КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

 Экологическая тропа – это особая, специфическая форма организации исследовательской, познавательной и практической деятельности учащихся, направленная на изучение природных и антропогенных комплексов, проведение пропагандистской природоохранной работы с подрастающим поколением, ориентации на выбор профессий, связанных с защитой и рациональным использованием природных ресурсов. Поэтому создание экологической тропы должно быть направлено прежде всего на разные категории посетителей:

  1. учащихся образовательных учреждений,
  2. детей дошкольных учреждений,
  3. посетителей: отдыхающих, любителей-грибников, туристов.

Для того, чтобы тропа выполняла полностью свое предназначение, к ее созданию предъявляются определенные требования:

- маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и должен учитывать условия данной местности;

- тропа должна быть расположена в доступной для посещения местности;

- маршрут прокладывается уже по изученной и сложившейся дорожно-тропиночной сети;

- тропа должна пролегать по местности, которая бы отражала полностью цели и задачи создателей тропы;

- тропа должна нести информационную нагрузку: познавательную, просветительную и предостерегающую;

- маршрут учебной экологической тропы не должен быть более 2 километров.

Итак, учебная экологическая тропа должна стать действующей, работающей и «читаемой книгой природы», где от экскурсии к экскурсии, от остановки к остановке, как от страницы к странице, учащиеся смогут познавать тайны природы, видеть чудеса, происходящие в ней и проникаться к ней огромной любовью и восхищением.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ

Работа по подготовке к созданию учебной экологической тропы должна проходить в три основные этапа:

-организационный;

-теоретический;

-практический.

 Роль руководителя по созданию учебной экологической тропы отведена учителю. Первый этап – изучение участка природы – планируемого маршрута тропы, изучение краеведческой литературы, знакомство с природным комплексом  урочища «Широкий лес», биоразнообразием отдельных биогеоценозов, встречающихся на маршруте тропы, работа с определителями растений, составление каталога редких и исчезающих видов растений и животных, физико-географической характеристики ПТК  данной местности. Эта работа под силу учащимся и она будет выполнена при непосредственном участии и взаимодействии учителя. Следующий этап работы связан с определением маршрута тропы, где необходимо составить схематический план с нанесением всех остановок. В работу по организации учебной экологической тропы могут и должны быть вовлечены административные структуры образовательного учреждения и поселения, по территории которого будет проходить маршрут тропы.

 Практическая деятельность при организации тропы многогранна и многоэтапна. Учащиеся непосредственно должны участвовать в разработке маршрута тропы, в подборе объектов живой природы для изучения при проведении экскурсий, на практике применять знания, полученные на подготовительном этапе работы над созданием тропы.

Другой важный этап совместной работы учителя и учащихся – оснащение и благоустройство маршрута учебной экологической тропы с учетом всех требований:

-информация : лозунги, призывы, указатели, предупреждающие знаки – помещаются на специальных щитах, которые находятся на хорошо просматриваемой территории. Содержание помещаемых на щитах текстов может быть определено на основании проведенных среди учащихся конкурсов. Силами учащихся школы проводится оснащение тропы – сооружаются скамейки,  кормущки  и скворечники для птиц.

Учебно-экологическая тропа имеет свою историю. Первая была создана в 1986 г и действовала до 1999г. В силу утраченного внешнего вида она перестала действовать, но в школе-интернате продолжалась работа по непрерывной системе экологического образования и воспитания.

На тропе должно быть 10 станций, представленных информационными щитами,  три  оборудованных места отдыха, оборудованный родник,

«Мемориальный Парк», который открыт ГУ МЧС Липецкой области  летом 2017 г.

В системе экологического образования и воспитания действуют дополнительные общеразвивающие программы: «Зелёный наряд» , «Экология родного края», «Я и мой дом», «Моя первая экология», «Юный эколог».

Публикуется материал о работе юных экологов в районной газете «Донские вести», а также размещён на сайте школы-интерната и делаются отчёты о проведенных конкурсах , проводимых Областными и Всероссийскими организациями.  

Место для схемы тропы -  

Условные ориентиры:                                                  Станции:

-ручей                                                                    Станция №1    «Природа – наш общий дом»

-мостик через ручей                                             Станция №2    «Лес – зелёный друг»

-тропа                                                              Станция №3   «Лесной госпиталь»

-овраг                                                                      Станция №4    «Память»

-поселок Речка                                                Станция №5   «Лесная книга»                          

-здания КФХ                                                            Станция №6      «Лесная поляна»


-Мемориальный Парк                                       Станция №7      «Ёлочка»

-поле, пашня                                                              Станция№8     «Удивительное рядом»

-площадки отдыха                                                   Станция №9        «Наедине с природой»

-посадки леса                                                               Станция №10   «Вода – чудо природы»

-муравейник

-родник

-хвойный лес

-лиственный лес

-информационный щит

-кормушки, скворечники

-станции

Перечень остановок с краткой аннотацией по каждой.

«Природа- наш общий дом» – Школа –интернат- стартовая площадка.

На территории школы находится парк, сквер «Берёзовый», который заложен в 1988г, «Фруктовый дендрарий», заложен 2016г, Цветники. Они  являются экспериментальной работой

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще – природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас  в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!                  Сергей Смирнов

Станция №1   «Природа – наш общий дом»  Дорогие друзья! Мы дарим вам учебную тропу «Тайна лесных тропинок», чтобы вы, пройдя по ней,  увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая природа. Мы хотим, чтобы у каждого, кто пройдёт по ней, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездушного и неразумного обращения.

«Природа – большое Богатство страны.                  Природа – здоровья и сил кладовая.

Она украшенье родимого края                                   Её охранять и беречь мы  должны»  

    Такими словами встречает посетителей первая станция экологической тропы.

Каждому посетителю необходимо помнить, что урочище «ШИРОКИЙ ЛЕС» - ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ, а поэтому должны вести себя так, чтобы оставить меньше следов своего пребывания на тропе, чтобы этого не почувствовали на себе деревья и травы. звери и птицы, а также выполнять правила поведения на тропе:                                                                                                                                                               - Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

- Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

- На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай, не шуми и не собирай насекомых и растений для коллекции

Станция №2  «Лес – зелёный друг»

               «Людям надо непременно                 Ведь для них во всей Вселенной

                 Сохранить свой мир земной                Нет жилплощади иной».

«Человека не может не занимать природа. Он связан с ней тысячью неразрывных нитей: он сын её»            И.С. Тургенев

Лес – самый верный помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры.

ЛЕС! Сколько в нём чарующей красоты!

- Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.

  Юные экологи школы-интерната  постоянно расширяют площадь леса  в  Хлевенском районе- Помните, что самым страшным бедствием для леса является пожар. - Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное и береги лес от пожара!

«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней»  Л.Н. Толстой

Станция №3  «Лесной госпиталь» напоминает, что

 - Нельзя ломать ветвей, срывать кору с деревьев, оставлять надписей, повреждать режущими предметами ,т.к. на раненую поверхность попадают болезнетворные микроорганизмы, споры грибов трутовиков, которые разрушают ткани и приводят деревья к гибели. Чтобы защитить дерево от вредных грибов, надо срезать или сбить трутовики и унести их из леса, а ранки на коре дерева покрыть замазкой или масляной краской.

                                                                   «Надо сердцем постигнуть

                                                                     мудрое устройство природы,

                                                                     Её силу и хрупкость,

                                                                     Могущество её законов и её незащищённость»

                                                                                                                           Ю. Нагибин

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием  первой почки посаженного растения»    М.М. Пришвин

Станция №4   «Память»  Священное место на тропе… Во время Великой Отечественной войны в 1942 году линия фронта проходила всего в нескольких км от села Дмитряшевка.  Существовавшую переправу через Дон немцы бомбили почти ежедневно. В Широком лесу находился полевой госпиталь 167 стрелковой дивизии. Самые ожесточённые бои развернулись у села Большая Верейка. Осенью 1942 г немецкая авиация бомбила госпиталь, погибло  более 1000 военнослужащих. Умерших от ран и погибших хоронили в братских могилах здесь же, в Широком лесу.

 В 2015 году, в часть 70-летия Великой Победы, сооружён Мемориальный комплекс сотрудниками ГУ МЧС по Липецкой области, а летом 2017г открыт Мемориальный Парк

«И от дома отчего вдали,                                                    «Покуда сердца стучатся -

Грудью заслонив свою державу,                                           Помните!

По дорогам дымным пронесли                                           Какой ценой

Мы её могущество и славу»                                           Завоёвано счастье…»

                            К. Ваншенкин                                                                      Р. Рождественский

Станция №5   «Лесная книга»                          

Лес – чудесный учебник, который создала сама природа. Стоит присмотреться повнимательней и лесная книга сама раскроет свои тайны. Например, роевая оса-отличный кулинар. Из мух она делает «котлеты»., которыми кормит своё потомство. Здесь можно встретить коровку-семиточечную. Питается она в основном тлями. Учёные подсчитали, что если не уничтожать тлей, они за один год покрыли бы метровым слоем всю Землю, а коровка-семиточечная за один день съедает сотню больших тлей.

 «Искреннее изумление перед открывшееся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей»  В.А. Сухомлинский

  С 28 мая 1987г на опушках леса проводится опыт «Приживаемость черешчатого дуба, посаженного жёлудями»  В первые годы дуб готовился к своей многовековой жизни, глубоко пускает свои корни . С 10-летнего возраста  в среднем рост ствола и ветвей отмечается до 15 см в год,  Вот уже много лет поколения юных экологов школы-интерната ведут свои наблюдения

Друзья!  Будьте наблюдательны, и вы  откроете много лесных загадок.

Станция №6    «Лесная поляна» Слева ( по направлению движения по тропе) -большое сельскохозяйственное поле, справа – лес.

«… Давай пройдёмся медленно по лесу                               Не для того, чтоб рвать или срезать,

И «Здравствуй» скажем каждому цветку.                     А чтоб увидеть добрые их лица

Я должен над цветами наклониться                                И доброе лицо им показать.

                                                                                                                              Самед  Вургун

  Редки для нашего леса стали растения: сон-трава, колокольчик-персиколистный, ветреница дубравная, ландыш, купальница, адонис весенний, любка двулистная, медуница, зверобой, первоцвет весенний. Они занесены  в Красную книгу и находятся на грани исчезновения.                    

Друзья! - Будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле её Цветы!

«Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком»    А. .Швейцер

Станция №7    «Ёлочка» информирует о том, что  Воронежским НИИ заложен

Опыт: «Географические культуры ели 46 популяций». Заложен в 1976 г. Воронежским НИИ селекции и генетики. Здесь находится самый южный ареал ели (южнее ей препятствует значительная сухость). Юные экологи наблюдают за их ростом  и развитием. В год прирост составляет 75-80 см.. Возраст определяется по годичным кольцам и мутовкам. Вырубка ели строго запрещается!  Обратите внимание  на красоту ели. Она прекрасна в любое время года.  

Станция №8     «Удивительное рядом»  Дорогие друзья! На тропе вы встретите много муравейников. Взято на учет более 50.  Учащиеся провели эксперимент - искусственное разделение 3-х муравейников, за которыми ведут наблюдение…                                                                               На этой станции можно познакомиться с птицами урочища «Широкий лес».  Юные экологи провели наблюдения за парой скворцов во время вскармливания птенцов. За день сделано 235 прилетов с кормом. Вот почему масса птенцов удваивается за 2-3 суток, а в результате биологического метода защиты растений убытки в сельском и лесном хозяйстве снижаются на20-30%

 Здесь же  грибников природа ежегодно щедро одаривает множеством съедобных грибов.

Посещая станцию, вы получите информацию об их правильном сборе, которые служат для питания человека и животных, а также для получения ценных лекарств.

Станция №9  «Наедине с природой» приглашает гостей тропы на активный отдых в природе.

Специально отведённое место оборудовано всем необходимым: стол, лавочки, кострище. Для костра используйте сухой валежник, а воду принесите из родника «Корчажки» (станция №10 «Вода-чудо природы»)

«Мы любим лес

В любое время года.

Мы видим речек медленную течь.

Всё это называется – природа,

Давайте же всегда её беречь!»

                                            М. Дудин

Дорогой друг! Если тропа покорила тебя, - оставь в своём сердце добрую память о ней.

«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище»    Л.М. Леонов

Станция №10             «Вода – чудо природы»  От этой станции надо спуститься по пологому склону балки «Сухая речка»  и вы услышите журчание ключевой воды  родника «Корчажки» с местом отдыха. Расход воды  составляет 0,4л/сек. Родник имеет надёжный сток, аккуратно вписан в ландшафт, территория исключает его заливание. Вода чистая, источников загрязнений вокруг нет.  С правой стороны на склоне северной экспозиции вам откроется панорама геологического обнажения и вам покажется, что находитесь на дне девонского моря. Если внимательно присмотреться, то увидите камни, по которым можно прочитать историю земной коры нашего края.

 На этом экскурсия по учебно-экологической тропе заканчивается. Если тропа покорила тебя, - оставь в своём сердце добрую память о ней: верь. что нет ничего прекрасней единения с Природой, именно в ней – истоки счастья человеческого.