Консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ : "Игры народов содружеств"
консультация по теме

Оксана Николаевна Галкина

Консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ " Игры народов содружеств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_narodov_sodruzhestva.docx92.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Игры народов содружества.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

 В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

  .В решении задач формирования  дружелюбия  особую роль я   отвожу дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
В младшем дошкольном возрасте   формирую у детей  элементарные
представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
В формировании  дружбы  у дошкольников  опираюсь на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых! Игры  бывают самые разнообразные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же -  народные.

Испокон  веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов других республик,  потому что они сохраняют свой народный колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками.

По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. В народных подвижных играх отражается уклад жизни людей того или иного народа: быт, традиции, обычаи и пр. Посредством таких игр на занятиях по физической культуре я знакомлю детей с играми народов содружества.  Кроме этого, чтобы выбрать ведущего для игры, активно использую на занятиях народные считалки.

Игры всегда проходят довольно эмоционально, оживленно, дети живо включаются в процесс, а, как известно, все, что производит положительное впечатление на человека, особенно, на ребенка, надолго остается в памяти.

История татарских народных игр органически связана с историей народа, его

трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

 Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных

из них.

Татарские народные игры.

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

— Эй, дружок продай горшок!

— Покупай

— Сколько дать тебе рублей?

— Три отдай

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим. 

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.


Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. 

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. 

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Тимербай

Играющие,  взявшись  за руки,  делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. 

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Украинские народные игры.

Различные природные, исторические и экономические условия определили многие особенности хозяйства и бытового уклада отдельных районов Украины, что, естественно, оказало влияние на народные игры.  

Народные игры, как правило, не требовали сложного оборудования и специальных площадок. Играли на улице, на выгоне, на лугу или в поле, где пасли скот и гусей. Инвентарем часто служил подручный материал: палки, камешки, специально обработанные косточки животных (бабки), орехи, фасоль и т. п. Из специального инвентаря можно назвать мяч (из шерсти, кожи или тряпичный), биты (палки для метания), лапту (плоскую палку в виде узкой лопатки), «клёк» (короткую круглую чурку) и некоторые другие. 

Иголочка-ниточка (Голочка-ныточка)

Играют на площадке или в зале дети преимущественно младшего школьного возраста, 7-40 человек.


Рис.1 Иголочка-ниточка

Описание. По считалке выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются (по желанию) 3-7 человек (в зависимости от количества играющих), которые составляют «ниточку». Остальные произвольно размещаются на площадке, стоя по одному. Игроки, составляющие «ниточку», и «иголочка» берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - «иголочка».

«Иголочка» бежит между стоящими, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить ее путь. На рис. 1 показан один из вариантов пути бегущих. Те, кто оторвался от цепочки, платят фанты, а в конце игры выполняют различные задания: поют, танцуют, читают стихи, разыгрывают сценки и т. п. Играют по уговору до 5-10 фантов.

Хромая уточка (Крывенька качечка)

Играют 5-10 детей на площадке 10-15 м в поперечнике. Обозначаются границы площадки.


Рис. 3 Хромая уточка

Описание. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: «Солнце разгорается, игра начинается» - «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих (рис. 3). Осаленные помогают ей салить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».

Правило. Игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным. 

Волк и козлята (Вовк та козенята)

Играют дети  5-10 человек, на площадке размером примерно 20х20 м.

Описание. На площадке чертят круг диаметром 5-10 м (в зависимости от числа играющих), а вокруг него на расстоянии 1-3 м - кружки диаметром 1 м - «домики» (на один меньше, чем количество «козлят»). По считалке выбирают «волка». Он становится между большим кругом и «домиками». «Козлята» находятся в большом круге. Сосчитав до трех, они выбегают из круга, чтобы занять «домики». «Волк» в это время их не салит. Одному из «козлят» не достается «домика». Он убегает (между «домиками» и большим кругом) от «волка», который стремится его осалить. Осалил - меняются ролями, не осалил - останется «волком», и игра начинается сначала.

Правила.

  1. После счета «три» все «козлята» должны обязательно выбежать из большого круга.
  2. Если преследуемый «волком» «козленок» 3 раза обежит большой круг и «волк» не догонит его, то «волк» должен прекратить погоню и остаться в той же роли на следующий кон игры.

История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства.    

В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба.

Организация игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных (бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики.

 Белорусские народные игры.

 Маялка(Маялка - от слова «маять») Место для игры - любая площадка на воздухе. Инвентарь - мяч. Количество участников - 7-15 человек.

 Описание. Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого-либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.

Правила.

  1. Водящий может вызывать одного и того же игрока не более 3 раз подряд.
  2. Если подброшенный водящим мяч упадет за пределами круга, значит, водящий сам «замаялся». В этом случае игру приостанавливают и выбирают нового водящего.

 Посадка картошки (Пасадка бульбы)

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,— капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати — тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д.

Правила игры.

Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

 Охотники и утки (Паляуничы и качки)

Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда — качки (утки), другая — охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5—3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток — стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются. Правила игры.

Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.

Игры похожи между собой. Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабатывается выносливость, сила, ловкость), становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к наследию прошлого.

Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.

 Народные  игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей, при проведении праздников, развлечений в детском саду и семье.

Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью многих игр является реализация развлекательной функции: шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями и жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей. Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.

Необходимость соблюдения правил требует от участников игры (взрослых и детей) партнерских отношений, что способствует укреплению эмоциональных контактов, формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки. Они могут быть организаторами игры. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в роли водящего.

Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя играть до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, её необходимо закончить. А заканчивая игру, оставлять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неделю, две, три, месяц. Когда подзабытая игра возвращается, она приобретает прелесть новизны.


Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.


  


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад №14 «Крепыш» комбинированного вида

Щелковского муниципального района Московской области

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

        http://krepish.caduk.ru                                                                     krepishN14@yandex.ru

141109, Московская область, г. Щелково, ул.Космодемьянская, д.24                         тел. (8-496) 562-97-55

                 

Региональный семинар «Воспитание патриотических чувств  дошкольников  средствами народного творчества».

Сообщение из опыта работы «Игры народов содружества».

                                                                                   Подготовила:  инструктор по физической культуре

                                                                    детского сада  №14 «Крепыш»

комбинированного вида

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе

Коррекционная работа инструктора по физической культуре в логопедической группе Физическая культура имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Занятия способствуют оздоровл...

Методическая разработка внеклассного занятия для учителей физической культуры и воспитателей «Коми – пермяцкие подвижные игры»

Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенн...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя физической культуры в вопросе укрепления здоровья детей

Будучи социально востребованным, дополнительное образование нуждается в пристальном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе физическое воспи...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

«Интегрированная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре в развитии личности ребенка дошкольного возраста через двигательную активность»

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например в...

Презентация на тему: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя на занятиях по физическому развитию"

Одно из правил эффективности физкультурной деятельности это слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя. В помощь педагогам я разработала Мастер - класс в виде презен...

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Презентация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ впроцессе реализации задач образовательных областей«Физическая культура» и «Здоровье»...