Активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики как стимул для воспитания социально значимой единицы общества.
статья по теме

В статье рассказывается об основных мотиваХ, стимулаХ, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Активизация учебной деятельности учащихся на уроках математики как стимул для воспитания социально значимой единицы общества.

 

Учитель математики МБОУ СОШ№48 г. Белгорода  Мелешкова С. В.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики –

- это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы  

             Познавательный интерес  

                                   Познавательная активность  

                                                        Познавательная деятельность

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность  Интерес  Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся 

Три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

  • принуждение;
  • интерес к предмету;
  •  сознательность.

Учителю необходимо помнить

  •  Прежде, чем объяснить – заинтересовать
  •  Прежде, чем заставить действовать – подготовить к действию.
  •  Прежде, чем обратиться к реакциям – подготовить установку.
  •  Прежде, чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

  1.  избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
  2.  не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
  3.  использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  4.  стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями); 
  5.  специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения

Учитель должен уметь:

  •      Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
  •      Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
  •      Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
  •      Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
  •      Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
  •     Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
  •     Подбирать систему самостоятельных работ.
  •     Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
  • Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
  • Усложнять самостоятельные задания в ходе урока. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
  •  Проводить дифференцированную работу в классе.
  • Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
  •  Использовать разнообразные формы поощрения.
  • Формировать у учащихся веру в свои возможности.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
  • Разнообразить формы домашних заданий.

Познавательный процесс и его свойства

Внешние проявления познавательных свойств у учащихся

Приёмы и методы работы учителя

Восприятие

Осмысление

Ученик выделяет существенное, отвечает на поставленные вопросы

Применяется наглядность, даются чёткие инструкции

Точность

Ответы ученика точны

 

Мышление

Обобщённость

Ученик способен улавливать общее в отдельных фактах, умеет выделить главное, придерживается темы рассуждений

Чёткая постановка вопросов, обучение приёмам мышления: анализу, синтезу, сравнению, обобщению

Обеспечение самостоятельности мышления, организация самостоятельного поиска решения

Логичность

Ученик связывает отдельные части рассуждения, делает выводы

Гибкость

Ученик умеет подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса темы

Познавательный процесс и его свойства

Внешние проявления познавательных свойств у учащихся

Приёмы и методы работы учителя

Внимание

Сосредоточенность

Ученик оказывается поглощенным деятельностью

Создание установки на внимание, значимость материала.

Чёткая организация деятельности ученика на уроке, повышение её активности.

Использование разнообразных методов работы.

 

Отвлекаемость

Ученик занимается посторонними делами, отвечает невпопад

Устойчивость

Ученик длительно работает над задачей

Распределение

Ученик выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски

Переключение

Ученик быстро переходит от одного дела к другому

Память

Произвольное запоминание

Ученик понимает цель запоминания

Преподавание учебного материала ведётся образно, эмоционально, жизненно, логично, с выделением главных мыслей, организацией повторения изученного материала.

Непроизвольное запоминание

Ученик не задумывается о цели запоминания

Осмысление

Ученик устанавливает внутренние смысловые связи

Осмысленное воспроизведение материала

Ученик своими словами воспроизводит учебный материал со своими примерами

Механическая

Ученик устанавливает внешние связи

Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках математики:

  • Разноуровневая самостоятельная работа
  • Проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний
  • Наглядность и иллюстративность: рассказ-беседа по чертежу, рисунку,  сравнение рисунков, схем, диаграмм, использование электронных учебников и мультимедийной доски  и т.д.
  • Прием связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью,
  • Применении опорных схем  и опорных сигналов.
  • Использование занимательного материала:  занимательные задачи, такие игры , как ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, , “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, и многие другие. 
  • Использование геометрического материала
  • Использование исторического материала, связанного с математикой.
  • Работа с учебником
  • Эвристическая беседа

Разноуровневая самостоятельная работа, проблемное обучение, индивидуальный подход, занимательный материал – средства формирования познавательного интереса на уроках математики

Мотивационная функция задач в обучении математике 

  • Развитие познавательных способностей Быстрее нарисуй . Найди, кто спрятался . Найди сходство и различие  Прочитай рассыпанные слова
  • Задания, направленные на развитие восприятия и воображения. Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки  Упражнение Геометрические фигуры  Упражнение Треугольники  Таблица с геометрическими фигурами разной формы  Таблица с геометрическими фигурами разного размера
  • Задания, направленные на развитие логического мышления 1. Задачи на смекалку 2. Задачи шутки 3. Числовые фигуры 4. Задачи с геометрическим содержанием 5. Логические упражнения со словами 6. Математические игры и фокусы 7. Кроссворды и ребусы 8. Комбинаторные задачи
  • Задания, направленные на развитие памяти . 1.Запомни двузначные числа. 2. Запомни математические термины. 3. Цепочка слов. 4. Рисуем по памяти узоры. 5. Запомни и воспроизведи рисунки 6. Зрительные диктанты 7. Слуховые диктанты
  • Разминки . Разминка занимает 5–7 минут. н проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше
  • Задания, направленные на развитие внимания Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи
  • Буквенный диктант Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Затем из выделенных слов учащиеся составляют слово
  • Числовой диктант При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь
  • Цифровой диктант Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу (балл за данный этап урока).
  • Задания со сменой установки Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (несколько чисел, фигуры), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убираем, а дети должны постараться ответить на вопросы учителя (отвечают хором) или письменно

Игровое обучение 
Цели дидактических игр на уроке математики:

  1. повышение интереса учащихся к математике;
  2.  пропаганда достижений математики;
  3. выявление наиболее способных к математике учащихся и оказание им помощи;
  4.  активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Формы проведения:

  • Игра – обзор предлагается для формирования целостного представления об изученной теме, о ее структуре, обязательных знаниях и тонкостях.
  •  Игра – контроль - контроль знаний по теме. Как правило, темы выбираются вспомогательного характера или, если изучение заканчивается не в конце четверти.

Индивидуальная работа на уроке математики( условия успешности).

1. работу следует проводить регулярно;

2. индивидуальные задания должны быть небольшие;

3. в карточки для индивидуальной работы следует включать только задания практического характера (упражнения);

4. индивидуальные задания должны проверяться и оцениваться.

К организации активной деятельности учащихся на уроке ведут многие пути. Мы назвали лишь некоторые из них. Конкретные условия работы, опыт, личные качества учителя подскажут ему другие пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Ведь труд учителя - дело творческое. На уроке используются методы и приёмы, которые накапливаются годами. «Секрет» в том, чтобы выбрать из уже известных, проверенных практикой методов и приёмов наиболее целесообразные в данных условиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация позновательной деятельности учащихся на уроках математики

Мотивация выбора темы самообразования 1.Повышение результатов обучения (знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к решению конкретных задач) ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Технологии активизации учебной деятельности учащихся на уроках математики

Ведущая идея нашей деятельности в обучении математике – максимально раскрыть перед ребенком не только весь спектр приложений  математических знаний, но и научить их мыслить и творить. Это з...