Главные вкладки

    Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)
    план-конспект занятия (6 класс) по теме

    Майборода Наталья Михайловна

    В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не имея при этом возможности это сделать, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения.

    Плохие отношения обучающегося с одноклассниками могут привести к серьезным взаимосвязанным последствиям. Реакция избегания неудачи в общении приводит к нежеланию посещать школу, а, следовательно, косвенно выступает причиной низкой успеваемости. Низкая успеваемость, нежелание посещать школу зачастую приводят к конфликтам обучающегося с учителями. В основном их поведение учителя объясняют нежеланием учиться, не организованностью, не принимая во внимание тот факт, что у школьника существуют трудности во взаимоотношениях с одноклассниками. Отвержение неуспевающего учащегося учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации.

    Однако, при рассмотрении причин возникновения конфликтов в классном коллективе, конфликтов между обучающимся и учителем необходимо учитывать и личностные особенности самих изолированных учащихся. Отвергаемые классом обучающиеся испытывают трудности в управлении своими чувствами, не умеют открыто выражать эмоции, неправильно оценивают мотивы и смысл поступков сверстников и взрослых. Они легко поддаются на провокации одноклассников, выдают ожидаемые, часто неадекватные, реакции. При этом эти учащиеся очень трепетно относятся к проявленному к ним вниманию и сочувствию. Очень что часто непопулярными становятся обучающиеся, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. 

    Цель программы: создание социально-психологических условий для успешной интеграции отвергаемых обучающихся в классный коллектив.

    Задачи:

    1.                Совершенствовать навыки общения;

    2.                включение в классный коллектив

    3.                сформировать навыки контроля собственного поведения;

    4.                помочь подросткам лучше узнать себя;

    5.                научить эффективным методам разрешения сложных ситуаций в общении.

    Программа рассчитана на 10 занятий. Занятия проводит педагог-психолог в 2 раза в неделю продолжительностью в 1 час (60 минут). Проведение занятий предполагает работу в группе 10 человек. Группа набирается из параллели классов по результатам первичной диагностики. В группу включаются учащиеся, имеющие трудности в общении, конфликтные отношения с одноклассниками, характеризующиеся социальной ролью «неизбираемый».

    Учитывая тот факт, что отвергаемые учащиеся не включены в классный коллектив и его микрогруппы, то для привлечения подростков к взаимодействию с одноклассниками, для сплочения классного коллектива последние 2 занятия проводятся в рамках классного часа со всем классом. Подобные занятия позволяют непопулярным обучающимся почувствовать себе успешным и значимым, а так же дают возможность формирования навыка работы в команде, поиску компромиссов, толерантности. На занятии присутствует классный руководитель, который помогает педагогу-психологу.

    Ожидаемые результаты: включение учащихся в классную группу, получение позитивного опыта взаимодействия со сверстниками, снижение числа конфликтов.

    Процедура отбора учащихся, нуждающихся в психологической помощи, включает в себя: диагностическую беседу с классным руководителем с целью выявления имеющихся проблем в классном коллективе, особенностей построения взаимоотношений, распределения социальных ролей и статусов. Индивидуальная диагностическая беседа с обучающимися, имеющими статус «непопулярные» по результатам беседы с учителем. В диагностики используются методики «Тест цветовых предпочтений М. Люшера» и цветовой тест отношений.

    Методом отслеживания результатов является экспертная оценка взаимоотношений в классе классным руководителем и учителями. Экспертная оценка взаимоотношений строится на основе диагностической беседы. Она проводится после реализации программы в течении года с периодичностью 2-3 месяца.

    Требования к помещению: это должна быть просторная комната (класс без парт), в которой предусмотрено место для работы над письменными заданиями, место для проведения упражнений.

    Оборудование и материалы: стулья (по количеству участников), бумага для записей, ручки, карандаши, мяч, набор картинок с изображением различных эмоций, коврик размером 40х60.

    Эффективность программы: оценку эффективности отражают отзывы педагогов о поведении и взаимодействии обучающихся, результаты анкетирования участников. Участниками занятия оцениваются как дающие реально полезные знания, навыки общения со сверстниками и учителями. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6kltrudnosti_obshcheniya.doc2.89 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦПМСС

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ,ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ, НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ И ПРАВОПИСАНИЯВ УСЛОВИЯХ ЦПМСС...

    Перспективный план работы с учащимися, имеющими ФФНР и нарушение фонематического слуха ( 1 - 2 класс).

    В плане отражены: характеристика группы, направления работы, методическое обеспечение темы занятий по классам....

    план индивидуальной работы классного руководителя с учащимися, имеющими трудности в развитии (неуспевающими)

    План индивидуальной работыс учащимся 5 класса __________________на 2012-2013 учебный годЦель:  осуществление социальной и педагогической помощи обучающемуся, содействие психическому, психоф...

    Мастер-класс "Организация проектной деятельности с учащимися старших классов, имеющих трудности в подготовке к ЕГЭ"

    Одной из задач, стоящих перед каждым учителем, является подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные на его взгляд методы, формы и техно...

    «Коррекционная работа с учащимися, имеющими ОНР, на уроках математики во 2-м классе»

       Учебная и коррекционная работа  в школе-интернате  для детей с тяжелыми нарушениями речи – это единый  процесс педагогического воздействия на ученика, страдающего...

    Рекомендации классному руководителю с учащимися, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении.

    Рекомендации классному руководителюс учащимися, которые испытывают трудности в общении, обучении и поведении....

    Приемы формирования и коррекции базовых знаний по русскому языку у учащихся 7 – 9 классов, имеющих трудности в обучении

    Учащиеся, имеющие проблемы в обучении, осваивающие общеобразовательные программы, испытывают значительные трудности в освоении стандарта и поэтому требуют особого педагогического подхода. Исходя из эт...