Выступление на педсовете «Синдром профессионального выгорания и его профилактика»
методическая разработка по теме

Майборода Наталья Михайловна

На стройке работали  четыре человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал «Я кладу кирпичи». Другой: «А я, все вкалываю и вкалываю». Третий «Я зарабатываю себе на жизнь». Четвертый «Я строю храм».

Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов.

Серьезным препятствием на пути к успешной карьере может стать "профессиональное выгорание".

Давайте попробуем разобраться в том, что же это такое профессиональное выгорание

Диагностику эмоционального сгорания я провела перед выступлением, Что позволило заинтересовать педколлектив и включить в работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc104 КБ
Microsoft Office document icon diagnostika.doc123 КБ
Microsoft Office document icon razdatka.doc35 КБ
Office presentation icon sindrom_prezent.ppt1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

«Синдром профессионального выгорания

 и его профилактика»

Майборода Н.М.

Педагог-психолог МОУ СОШ № 40

Цель: Способствовать профилактике эмоционального сгорания у                                                                                               педагогов в профессиональной деятельности.

Задачи:

I Образовательная:

    1) Познакомить с понятиями: эмоциональное сгорание,  синдром эмоционального  сгорания,  стресс, его  фазы и симптомы.

     2)Познакомиться с основными методами  снятия психоэмоционального напряжения.

II Развивающая:

  1. активизировать размышления о значимости психического здоровья и его влияния на профессиональную деятельность педагога.
  2. Отработка навыков регуляции психоэмоциональным состоянием.

III Воспитательная:

     1)формирование ответственного поведения за собственное здоровье.

     

Выступление

«Как не сгореть на работе…»

На стройке работали  четыре человека. Занимались они одним и тем же, но когда их спросили, что они делают, ответы оказались разными. Один сказал «Я кладу кирпичи». Другой: «А я, все вкалываю и вкалываю». Третий «Я зарабатываю себе на жизнь». Четвертый «Я строю храм».

Для большинства современных людей профессиональные успехи имеют огромное значение и занимают одну из почетных ведущих строчек в рейтинге жизненных приоритетов.

Серьезным препятствием на пути к успешной карьере может стать "профессиональное выгорание".

Давайте попробуем разобраться в том, что же это такое профессиональное выгорание.

В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный).

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Российские психологи установили несколько определений профессионального выгорания, одно из них  — синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и личностных ресурсов работающего человека, ведущий к истощению его эмоционально-энергетических и личностных ресурсов.

(Самодиагностика «Эмоциональное выгорание учителя»)

Прежде чем обратиться к симптомам, по которым можно определить состояние «эмоционального сгорания»  давайте определим, свой уровень эмоционального сгорания.

Каждому из вас была предложена методика, где вы высказывали свое мнение по ряду утверждений по ряду критериев:

  1. Неудовлетворенность собой: 1, -8, 15, 22,29,
  2. Загнанность в клетку: -2, 9, 16, 23, 30,
  3. Редукция профессиональных обязанностей:3, -10, 17, 24, 31,
  4. Редукция личных достижений. -4,-11, -18,-25, -32,
  5. Отсутствие социальной поддержки: 5, -12, 19, 26, 33,
  6. Эмоциональная опустошенность: -6, 13, 20, 27, 34,
  7. Личностная отстраненность (деперсонализация): 7, -14, 21, 28,35.

По количеству баллов :

  • 4-5 баллов – ярко выраженный симптом
  • 2-3 балла -  складывающийся симптом
  • 0-1 балл – симптома нет

Наличие более 3 ярко выраженных симптомов указывает о наличии профессионального выгорания.

Теперь каждый из Вас знает степень своего выгорания и так давайте перейдем непосредственно к расшифровке симптомов сгорания.

Обобщение данных, а также результатов исследования деятельности специалистов позволило выделить три основные стадии синдрома.

Первая стадия — на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом».

Приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний.  Другими словами – эмоциональное истощение. Вроде    бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены   чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Люди  начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший "выгорать" профессионал с пренебрежением, а то  и с издевкой рассказывает о своих учениках, об их родителях.  Далее он начинает  чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко    сдерживает свою неприязнь, то затем ему скрывать свое раздражение   удается  с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от    профессионала помощи и человечности. Причем "выгорающий" специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.

Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут   заметны "пустой взгляд" и "ледяное сердце". Само присутствие     другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты.

Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие чувства, мысли, действия. (цветок)

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Если говорить о причинах возникновения синдрома выгорания, то они определяются внутренними и внешними факторами.

К внутренним причинам можно отнести неудовлетворенность своим статусом, «болезненный» трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, эмоциональная закрытость.

Во внешних факторах ученные выделяют три момента:

  • неэффективный стиль руководства
  • работа в условиях временного дефицита.
  • отсутствие сплоченного социального окружения.

Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается негативное программирование в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств.

Также необходимо иметь в виду, что в течение своей педагогической деятельности каждый педагог переживает кризисы в профессиональном становлении, находясь, длительное время в эмоциональном выгорании:

Кризис 1-го года

Кризис 5-7 лет

Кризис 12-15 лет

Молодой специалист находится во власти юношеского максимализма, уверен, что он уж точно будет «совершенным» педагогом, но студенческие ожидания не всегда оправдываются в школе. Начинающий педагог  пока не знаком с ценностями, правилами нового коллектива. Планы, программы, конспекты, журналы, сомнения отнимают массу эмоциональной энергии. Для некоторых первый год в образовательных учреждениях становится и последним.

Возникает у ищущих педагогов, перешагнувших первую пятилетку, добившихся результатов в деятельности. Они принимаемы пед.коллективом и администрацией. Внутренний «педагог» постепенно занимает в человеке слишком много места,  тем временем вытесняя и  внутреннюю маму, и  внутреннюю жену и т.п. Вся текущая и порученная работа выполняется на «ура!», а учитель чувствует себя как «загнанная лошадь». Педагогические  успехи не вызывают былой радости. Даже мысль о контакте с коллегами, может вызывать плохое настроение, бессонницу, чувство страха. Учитель в «тупике».

Чаще всего синдром эмоционального выгорания развивается к 40 годам — пику биологического состояния здоровья. Дети выросли, можно полноценно заняться карьерой, но желания нет.  Учитель с содроганием думает, что завтра надо идти на работу.  Все инновации,  правила, бумаги вызывают протест, раздражение, агрессию. Педагогическая самооценка занижена. Панический страх перед аттестацией, и  как следствие систематическое подтверждение второй квалификационной категории. Педагогу хочется остаться незамеченным, тенью прийти и уйти из школы. Человек не выдерживает длительного общения, возникает  «аллергия на людей».

Пути выхода из профессионального кризиса следует искать в сфере   профессионального самосознания педагога, а способом преодоления подобного кризиса может являться переход на новый уровень осуществления педагогом.

Основными методами борьбы с возникшим кризисом являются:

- активизация профессиональных усилий и установление «верхней планки» своих возможностей;

- корректировка мотивов труда: поиск смысла труда, смысла работы в данной организации.

- повышение квалификации;

- ориентация на карьерный рост, необходимо показывать, что ты стремишься стать лучше, чем есть сейчас;

- переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).

Нежелательным выходом является смена работы, уход в хобби, семью, быт.

Многие институты у нас в стране и за рубежом занимаются проблемой сохранения психического здоровья в профессиональной деятельности. Было выявлено, что проявление синдрома эмоционального сгорания, чаще диагностируется у представителей «помогающих» профессий, таких, как социальные работники, учителя, в основном это специалисты, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям.

Но есть другая позиция, или категория, это, назовем их менеджеры, которые  организуют деятельность энергичных, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющие свои возрастные особенности как школьники, так, вот, эта позиция - не вызывает появление этого синдрома.

Давайте рассмотрим, различия учителей-опекунов, у которых наибольшая вероятность возникновения, этого синдрома и учителей - менеджеров

Учитель

Позиция вызывающая появления синдрома эмоционального сгорания

Позиция

 при которой  синдром эмоционального сгорания

не проявляется

Опекун

Менеджер

Ориентирован

На использование личного влияния

На использование власти закона

Позиция по отношению к детям

«Главное любить

ребенка и делать его

таким, каким я его хочу

видеть».

«Главное- уважать

ребенка и

ориентироваться на его

потребности развития».

Стратегический подход при воздействии

«Делай, как я сказал».

«Ты знаешь о правилах

И последствиях, делай свой выбор».

Выбор меры воздействия на детей

Руководствуется собственным здравым смыслом

Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур

Выбор способа подачи учебного материала

Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники

Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала

Подход к поурочному оцениванию

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом

Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами

Способ итогового оценивания

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения

Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат

За рубежом описаны различные методы и способы предотвращения указанного синдрома. Опыт работы показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения «симптома профессионального выгорания» является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. 

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма.

Попробуйте задать себе вопросы:

  • Что помогает вам поднять настроение, переключиться? На бумаге, составьте перечень этих способов.
  • Что я могу использовать из вышеперечисленного?
  • Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность или усталость.

Наиболее распространенны следующие естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

– вдыхание свежего воздуха;

– чтение стихов;

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Сюда же можно отнести:  длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В такие моменты можно использовать следующие способы.

I Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Пример

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Пример

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
– движения большими пальцами рук в «полузамке»;
– перебирание бусинок на ваших бусах;
– перебирание четок;
– пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох
 

III. Способы, связанные с воздействием слова

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Пример . Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
– Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
– Мысленно повторите его несколько раз.

Пример . Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

IV. Способы, связанные с использованием образов

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Пример . « воздушный шар» (под релаксационную музыку)

Удобно расположитесь на стуле. Послушайте инструкцию.

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно  про себя сосчитайте от 10 до 1. Считая, старайтесь полностью расслабится.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картинку как можно подробнее………. Вы подходите к воздушному шару….. и начинаете складывать все свои проблемы и тревоги в корзину шара. ….Когда корзина будет полной, представьте, как веревка воздушного шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. …Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем…… Вы делаете глубокий вдох и открываете глаза. Это упражнение поможет Вам расслабиться и снять напряжение.

И в заключении давайте сделаем выводы как же все -таки не сгореть на работе:

1.Эмоциональное общение

Когда учитель  анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы педагоги в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы

2 Использование "тайм-аутов"

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо "убежать" от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3 Овладение умениями и навыками саморегуляции

положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".

4 Профессиональное развитие и самосовершенствование 

Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с различным  опытом работы,  где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5 Избегание ненужной конкуренции

В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к победе на работе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6. Определение краткосрочных и долгосрочных целей

Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания.

7.Поддержание хорошей спортивной формы

Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь.  Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

8.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

9.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Конечно, эти немудреные советы - всего лишь правила первой помощи. Но вспомним, сколько трагедий случается из-за незнания элементарных приемов оказания этой самой первой помощи себе, любимому, и окружающим!..

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».



Предварительный просмотр:

Диагностика

«Эмоциональное состояние учителя»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение: Ответьте «ДА» ( +) или «НЕТ» (- ) в бланке для ответов  на следующие утверждения.

  1. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  2. Я уверен, что моя работа нужна людям.
  3. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем требуется.
  4. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении.
  5. Я не чувствую поддержки родителей своих учеников.
  6. Несмотря на трудности, интерес к работе сохраняется и моя работа приносит мне много радости.
  7. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  8. Я часто радуюсь, т. к. вижу, что моя работа приносит пользу детям.
  9. Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).
  10. Я обычно проявляю интерес к ученикам и помимо того, что касается урока.
  11. У меня много планов на будущее в моей профессии, и я верю в их осуществление.
  12. Я постоянно ощущаю поддержку в работе от своих коллег.
  13. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
  14. Ученикам я уделяю много внимания, но и получаю достаточную отдачу от  них.
  15. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
  16. Я  бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  17. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на  результатах работы.
  18. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
  19. Наша работа низко оценивается обществом, не престижна.
  20. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

Диагностика

«Эмоциональное состояние учителя»

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение: Ответьте «ДА» ( +) или «НЕТ» (- ) в бланке для ответов  на следующие утверждения.

  1. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  2. Я уверен, что моя работа нужна людям.
  3. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем требуется.
  4. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении.
  5. Я не чувствую поддержки родителей своих учеников.
  6. Несмотря на трудности, интерес к работе сохраняется и моя работа приносит мне много радости.
  7. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  8. Я часто радуюсь, т. к. вижу, что моя работа приносит пользу детям.
  9. Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).
  10. Я обычно проявляю интерес к ученикам и помимо того, что касается урока.
  11. У меня много планов на будущее в моей профессии, и я верю в их осуществление.
  12. Я постоянно ощущаю поддержку в работе от своих коллег.
  13. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
  14. Ученикам я уделяю много внимания, но и получаю достаточную отдачу от  них.
  15. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
  16. Я  бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  17. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на  результатах работы.
  18. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
  19. Наша работа низко оценивается обществом, не престижна.
  20. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

  1. Моя работа плохо на меня повлияла — притупила эмоции, сделала нервным.
  2. Мои требования к качеству выполняемой работе выше, чем результат, который я реально достигаю в силу обстоятельств.
  3. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, напряженной.
  4. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день закончился.
  5. Во время работы я чувствую приятное оживление.
  6. Мое желание научить школьников, не находит у них поддержки.
  7. Мне кажется, что я слишком много работаю.
  8. В последнее время я стал более «холодным» по отношению к тем с кем работаю.
  9. Последнее время меня преследуют неудачи.
  10. Если бы у меня была другая работа, я был бы более счастлив.
  11. Я часто работаю через силу.
  12. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
  13. Работая с учениками, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от отрицательных эмоций.
  14. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
  15. В последнее время мне кажется, что коллеги все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

1. В номерах ответов, выделенных жирным шрифтом, знак заменяется на противоположный.

2. Подсчитывается  количество ответов «ДА» или « +» по строкам. За каждый ответ «ДА»  ставится 1 балл.

  1. Моя работа плохо на меня повлияла — притупила эмоции, сделала нервным.
  2. Мои требования к качеству выполняемой работе выше, чем результат, который я реально достигаю в силу обстоятельств.
  3. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, напряженной.
  4. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день закончился.
  5. Во время работы я чувствую приятное оживление.
  6. Мое желание научить школьников, не находит у них поддержки.
  7. Мне кажется, что я слишком много работаю.
  8. В последнее время я стал более «холодным» по отношению к тем с кем работаю.
  9. Последнее время меня преследуют неудачи.
  10. Если бы у меня была другая работа, я был бы более счастлив.
  11. Я часто работаю через силу.
  12. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
  13. Работая с учениками, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от отрицательных эмоций.
  14. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
  15. В последнее время мне кажется, что коллеги все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов

1. В номерах ответов, выделенных жирным шрифтом, знак заменяется на противоположный.

2. Подсчитывается  количество ответов «ДА» или « +» по строкам. За каждый ответ «ДА»  ставится 1 балл.

Бланк для заполнения диагностики

«Эмоциональное состояние учителя»

1

8

15

22

29

2

9

16

23

30

3

10

17

24

31

4

11

18

25

32

5

12

19

26

33

6

13

20

27

34

7

14

21

28

35

______________________________________________________

Бланк для заполнения диагностики

«Эмоциональное состояние учителя»

1

8

15

22

29

2

9

16

23

30

3

10

17

24

31

4

11

18

25

32

5

12

19

26

33

6

13

20

27

34

7

14

21

28

35

______________________________________________________

Бланк для заполнения диагностики

«Эмоциональное состояние учителя»

1

8

15

22

29

2

9

16

23

30

3

10

17

24

31

4

11

18

25

32

5

12

19

26

33

6

13

20

27

34

7

14

21

28

35

______________________________________________________

Бланк для заполнения диагностики

«Эмоциональное состояние учителя»

1

8

15

22

29

2

9

16

23

30

3

10

17

24

31

4

11

18

25

32

5

12

19

26

33

6

13

20

27

34

7

14

21

28

35

______________________________________________________

Бланк для заполнения диагностики

«Эмоциональное состояние учителя»

1

8

15

22

29

2

9

16

23

30

3

10

17

24

31

4

11

18

25

32

5

12

19

26

33

6

13

20

27

34

7

14

21

28

35

______________________________________________________

Бланк для заполнения диагностики

«Эмоциональное состояние учителя»

1

8

15

22

29

2

9

16

23

30

3

10

17

24

31

4

11

18

25

32

5

12

19

26

33

6

13

20

27

34

7

14

21

28

35

______________________________________________________



Предварительный просмотр:

Учитель

Позиция

 вызывающая появление 

синдрома эмоционального сгорания

Позиция

 при которой

 синдром эмоционального сгорания

не проявляется

Опекун

Менеджер

ОРИЕНТИРОВАН

На использование личного влияния

На использование власти закона

ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ

К ДЕТЯМ

«Главное любить

ребенка и делать

его

таким, каким я его

хочу видеть».

«Главное- уважать

ребенка и

ориентироваться на его

потребности развития».

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ПРИ  ВОЗДЕЙСТВИИ

«Делай, как я сказал».

«Ты знаешь о правилах

И последствиях,

делай свой выбор».

ВЫБОР МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ДЕТЕЙ

Руководствуется собственным здравым смыслом

Руководствуется уставом школы,

 выработанным  на основе определенных правил и процедур

ВЫБОР СПОСОБА  ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Ориентирован  преимущественно на учебную программу и учебники

Ориентирован  на интересы учеников и приспособление

 к ним способа подачи материала

ПОДХОД К ПОУРОЧНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом

Сравнивает успехи детей

с их же прошлыми

успехами

СПОСОБ         ИТОГОВОГО                                                                    ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения

Тест, согласованный с четким учебным планом,

 мнение учителя не влияет

 на результат

Учитель

Позиция

 вызывающая появление 

синдрома эмоционального сгорания

Позиция

 при которой

 синдром эмоционального сгорания

не проявляется

Опекун

Менеджер

ОРИЕНТИРОВАН

На использование личного влияния

На использование власти закона

ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ

К ДЕТЯМ

«Главное любить

ребенка и делать

его

таким, каким я его

хочу видеть».

«Главное- уважать

ребенка и

ориентироваться на его

потребности развития».

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ПРИ  ВОЗДЕЙСТВИИ

«Делай, как я сказал».

«Ты знаешь о правилах

И последствиях,

делай свой выбор».

ВЫБОР МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ДЕТЕЙ

Руководствуется собственным здравым смыслом

Руководствуется уставом школы,

 выработанным  на основе определенных правил и процедур

ВЫБОР СПОСОБА  ПОДАЧИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Ориентирован  преимущественно на учебную программу и учебники

Ориентирован  на интересы учеников и приспособление

 к ним способа подачи материала

ПОДХОД К ПОУРОЧНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом

Сравнивает успехи детей

с их же прошлыми

успехами

СПОСОБ         ИТОГОВОГО                                                                    ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля и поведения

Тест, согласованный с четким учебным планом,

 мнение учителя не влияет

 на результат

Как не сгореть на работе:

  • Не позволяйте себе брать работу на дом!
  • Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности;
  • Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка);
  • Ставьте четкие временные границы по достижению тех или иных  целей;
  • Чаще представляйте  себе образ успешного, конечного результата вашего труда;
  • Используете "паузы"  в работе;
  • Чаще общайтесь с  единомышленниками;
  • Избегайте ненужной конкуренции;
  • Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!


 

Помоги себе сам:

  • Не игнорируйте первые симптомы усталости (учитесь слушать себя);
  • Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2-х часов);
  • День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством вечером;
  • Если вам очень хочется кому-то помочь, задайте себе вопрос:  нужно ли ему это?
  • Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой;
  • Учитесь  конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ»
  • Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным  вам видом спорта:  бассейн, ролики, велосипед, коньки и т.п.;
  • Помните - смех продлевает жизнь! По мнению врачей, смех благоприятствует пищеварению, кровообращению и ободряет жизненную силу  всех органов.
  • Будьте оптимистами!

Как не сгореть на работе:

  • Не позволяйте себе брать работу на дом!
  • Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности;
  • Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка);
  • Ставьте четкие временные границы по достижению тех или иных  целей;
  • Чаще представляйте  себе образ успешного, конечного результата вашего труда;
  • Используете "паузы"  в работе;
  • Чаще общайтесь с  единомышленниками;
  • Избегайте ненужной конкуренции;
  • Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!


 

Помоги себе сам:

  • Не игнорируйте первые симптомы усталости (учитесь слушать себя);
  • Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2-х часов);
  • День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством вечером;
  • Если вам очень хочется кому-то помочь, задайте себе вопрос:  нужно ли ему это?
  • Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой;
  • Учитесь  конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ»
  • Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным  вам видом спорта:  бассейн, ролики, велосипед, коньки и т.п.;
  • Помните - смех продлевает жизнь! По мнению врачей, смех благоприятствует пищеварению, кровообращению и ободряет жизненную силу  всех органов.
  • Будьте оптимистами!

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"

Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...

Семинар для педагогов "Синдром профессионального выгорания и его профилактика"

Профессия учителя имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной ее особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, а также постоянное уча...

Выступление на педсовете по теме «Профилактика аутоагрессивного поведения подростка»

Групповая консультаци для педагогов по аутоагрессивному поведению подростков, с приведенныи примкрами основных мотивов суцицидального поведения....

Синдром профессионального выгорания и его профилактика

Доклад на педагогическом совете в коррекционной школе...

Выступление на педсовете. Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе.

Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе....

«Синдром профессионального выгорания и его профилактика»

В работе представлены материалы о педагогическом выгорании. Описаны стадии и приемы компенсации данного состояния....