Формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей на уроках математики и во внеурочное время
статья по теме

Работа содержит рекомендации по снятию  физического и психологического переутомления у детей на уроках математики  и презентацию к выступлению

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей на уроках математики и во внеурочное время».

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а)        в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему
справляться с учебной нагрузкой;

б)        в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности,
наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в)        в нравственном плане – признает основные общечеловеческие ценности;

г)        в социальном плане – коммуникабелен, общителен;

д)        в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

1)        строгая дозировка учебной нагрузки;

2)   построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

3)        соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой  режим, хорошая освещенность, чистота);

4)   благоприятный эмоциональный настрой.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, формировать устойчивое внимание.

Вот почему перед учителями нашей школы поставлена задача по внедрению в процесс обучения  здоровьесберегающих  технологий.  В своей работе я предприняла попытку решения данной проблемы, создав на уроках  математики условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников.
Исследованиями ученых   установлено: воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. Сидячее закрепощенное положение тела ведет к постоянному статическому напряжению различных групп мышц, что вызывает резкое утомление учащихся даже не связанное с умственной работой.
Значит, если
 психомоторно раскрепостить учащихся за счет внедрения в урок форм, методов и приемов работы, включающих в себя двигательную компоненту, то это  приведет  не только  к  удовлетворению естественных потребностей ребёнка в движении, что уже скажется на состоянии здоровья  детей,  но и  снижению утомляемости, повышению мотивации к обучению, что позволит сохранить необходимый уровень формирования качества знаний. Исходя из задач, стоящих передо мною, можно выделить следующие формы и методы снятия физического и психологического переутомления у детей :

   -режим смены динамических поз;

   -физкультминутки;

   -игровые моменты ;

   -задачи и задания , связанные с понятиями «экология», «правильное питание»,    «гигиена труда и отдыха», «здоровый образ жизни» ;

   -психологическое воздействие цвета .

Режим смены динамических поз

      Режим смены динамических поз  осуществляется следующим образом. Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10–12 минут) переводит детей из положения «сидя», в положение свободного стояния. Дети переводятся в положение «стоя» в тот момент, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают, при устном счете, при устном повторении или обобщении материала, дети встают на 2–3 минуты и работают на уроке стоя. При этом сохраняется и укрепляется  телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.

Физкультминутки

    Для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса в урок включаются физкультминутки. Кроме того, физкультминутки помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. Проводятся физкультминутки в период утомления детей на уроке. Очень трудно постоянно удерживать активное внимание, поэтому необходимо при помощи физкультминуток (движения руками, ногами, головой) снять чрезмерное напряжение мышц.

С целью «смягчения» воздействия закрытых помещений и ограниченных пространств в  процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а  также на развитие внимания и быстроты реакции используются специальные офтальмотренажеры – карточки. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой, туловищем в позе свободного стояния или сидя за партой

В качестве офтальмотренажёра   используют переключение ближнего зрения на дальнее в сочетании с движениями головы. Можно на листе ватмана нарисовать разными цветами два эллипса, внутри которых другим цветом  располагается восьмёрка и  две перпендикулярно расположенные линии, перекрещивающиеся в центре листа. Дети следят за указкой, которая плавно следует по наружному эллипсу в одну сторону 10-15 раз, по внутреннему эллипсу 10-15 раз, затем по восьмёрке 10-15 раз, и наконец, поочередно по вертикальным линиям по 10-15 раз.

«Цветок здоровья» делают из цветного картона. В нем 7 цветных лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина - оранжевая. На них пишется одна из тем занятий. С помощью подобных офтальмотренажёров развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовая функция.

Игровые моменты на уроках

Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести товарищей по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков.

Во время любой игры дети очень внимательны, сосредоточены ,дисциплинированы,  так как, во-первых, им необходимо четко запомнить правила игры, во-вторых, маленький шум может помешать игроку дать произвольный ответ. Успехом пользуются такие дидактические игры, как эстафеты, лото, карточки с калькой, сигнальные карточки и др .

Игры повышают интерес учащихся к математике. Играя, повторяем пройденное. Дети с большим интересом ожидают игр на уроках, помогают заготавливать необходимое оборудование. Разумеется, любая игра для детей интересна, когда она будет разъяснена и понятна каждому ученику. Дидактические игры по математике помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к математике, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков математики по новой программе. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи.

Задачи и задания по здоровьесберегающей тематике

     На уроках математики я использую задачи и задания , связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена труда и отдыха», «здоровый образ жизни».  Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.

Итак, практика моей работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приемов работы, сочетающей  умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный  интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Современное состояние российского образования характеризуется появлением большого количества новых образовательных технологий и программ. При этом в Концепции модернизации российского образования на п...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Метапредметность на уроке математики и во внеурочное время

ПЛАН.1. Введение. 2. Сущность метапредметности. 3. Реализация метопредметности на уроке и результаты.1) Создание метапредметных проблемных ситуаций.2) Метопредметность как способы работы с информ...

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Доклад на МО учителей математики и физики: « Использование развивающих заданий на уроках математики и во внеурочное время, как важнейшее направление работы с одарёнными детьми»

МКОУ « Александровская основная общеобразовательная школа»Докладна МО учителей математики и физики:« Использование развивающих заданий на уроках математики и во  внеурочное время, как важнейшее н...

Формы и методы снятия физического и психологического переутомления у учащихся на уроках математики

Мы постоянно стремимся идти в ногу с научно-техническим прогрессом, открывая всё новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чём мы не задумывается, так это о своём здоровье. С момента...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...