Государственные образовательные стандарты второго поколения.(Доклад).
материал по теме

Кузовова Ольга Ивановна

Выступление на секции учителей информатики Клепиковского района.

В концепции новых госстандартов образовательные результаты понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося. Именно поэтому ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Какова роль информационных технологий в новом стандарте? Какие требования к учителю в этих условиях?

Информационные технологии рассматриваются как базовая педагогическая технология. Они должны пронизывать весь образовательный процесс. В этих условиях минимально необходимые требования к подготовке учителя – это владение навыками использования ИКТ. Современный учитель должен уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться мультимедийными информационными источниками и инструментами коммуникации, и в первую очередь электронной почтой; использовать системы управления учебной деятельностью, применять иные современные ИКТ-средства.

О развитии  информатики  как общеобразовательного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_uchiteley_informatiki_24.08.2009.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей информатики  Кузовова О.И. МОУ «Тумская СОШ №3» 24.08.09

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3"

Государственные

 образовательные стандарты

 второго поколения

Кузовова Ольга Ивановна

Секция учителей информатики Клепиковского района

Клепики

Август 2009

Государственные образовательные стандарты второго поколения

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

Деятельность групп разработчиков государственных стандартов общего образования второго поколения координирует Управляющий совет проекта под председательством Российской академии образования, академиком Н.Д. Никандровым. Научным руководителем авторского коллектива разработчиков нового стандарта является член-корреспондент Российской академии образования А.М. Кондаков.

В основу стандарта положены новые принципы его построения, предлагаемые разработчиками в Концепции государственных стандартов общего образования и презентационных материалах, раскрывающих и иллюстрирующих ее основные положения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Весь пакет нормативных и рекомендательных документов – стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, – разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Это обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.

В концепции новых госстандартов образовательные результаты понимаются как достижения общекультурного, познавательного и личностного развития учащегося. Именно поэтому ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Разрабатываемая в рамках проекта подготовки новых госстандартов Программа развития универсальных учебных действий призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.

Прежде всего, необходимо уточнить, что разработка новых госстандартов 2 поколения базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив, интегрирует его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения. Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения, навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Предполагается ли менять содержание образования в предметах, в связи с введением новых госстандартов?

Изменение содержания образования – нормальный естественный процесс, отвечающий задачам совершенствования образовательной системы. Необходимость обновления содержания связана с развитием науки и техники, развитием новых информационных технологий, социально-экономической трансформацией общества. Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания. В первую очередь, фундаментальное ядро образования (инвариантное содержание учебных предметов) будет дополнено программой развития универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.

Как известно, содержание учебных предметов – системность и обобщенность понятий, подлежащих усвоению, – задает и проектирует определенные качества мышления (эмпирическое или теоретическое), внимания (произвольное или непроизвольное), памяти (смысловая или механическая) и других психических процессов. Поэтому вторым направлением совершенствования содержания учебных предметов должны стать отбор и структурирование учебного содержания в соответствии с требованиями системности, выделения «единиц» учебного содержания и обеспечения учащихся методом познания соответствующей сферы предметной действительности.

Какова роль информационных технологий в новом стандарте? Какие требования к учителю в этих условиях?

Информационные технологии рассматриваются как базовая педагогическая технология. Они должны пронизывать весь образовательный процесс. В этих условиях минимально необходимые требования к подготовке учителя – это владение навыками использования ИКТ. Современный учитель должен уметь работать с общепользовательскими инструментами: текстовым редактором, редактором презентаций и т.д., пользоваться мультимедийными информационными источниками и инструментами коммуникации, и в первую очередь электронной почтой; использовать системы управления учебной деятельностью, применять иные современные ИКТ-средства.

О развитии  информатики  как общеобразовательного предмета

         «Всякий учебный предмет становится таковым благодаря двум качествам: он должен отражать некоторые существенные стороны нашего окружающего мира и компоненты деятельности в этом мире. Это необходимые системные условия. За XX век, по сути, только два предмета вошли в сетку общеобразовательных: в начале века химия и в середине века информатика. Безусловно, можно включить разные предметы — автодело, этику и психологию семейной жизни, и так далее. Эти предметы как приходят, так и уходят. А информатика и химия останутся.

          Вспомним 1985 год. Информатика была введена в школах не как общеобразовательный предмет, а предмет для обеспечения компьютерной грамотности молодёжи. Такова была прагматичная цель, и это очень сильно отразилось на предмете, его содержании и методике. Если мы обеспечим компьютерную грамотность, самое главное для нас будет программирование, алгоритмизация, изучение основ компьютера. Так это и было, в учебниках все эти компоненты присутствуют. В действительности знаменитый лозунг Ершова «Программирование — вторая грамотность» не подразумевал, что все будут изучать, например, языки программирования, как это стали затем трактовать. Ершов имел в виду развитие интеллектуальных способностей, качеств мышления, которые развивает именно программирование. Программирование вошло в курс информатики. Линия алгоритмизации и программирования успешно развивалась, появилась линия учебников. Появился первый учебник под редакцией Ершова и Монахова, потом появился учебник Ершова, затем Кушниренко и так далее.                

         Когда создавался первый учебник, было совершенно ясно, что программированием и алгоритмизацией не исчерпывается образовательная область информатики, за ней стоит нечто гораздо большее, важное и нужное. В качестве развития этих мыслей был сделан следующий шаг: было осознано, что основной момент в общеобразовательной школе — не программирование в широком, профессиональном смысле слова, а решение задач с помощью компьютера. И тогда появились учебники, которые были направлены на решение задач с помощью компьютера и уже возникли разнообразные программные средства, появился термин «информационные технологии». Но в действительности о технологиях речь не идёт. Технология позволяет получать предмет с заранее заданными качествами, а мы изучаем некоторые программные средства, продукты, пытаемся их применить. Тем не менее, термин хорошо прижился. Следующий этап развития предмета был связан с технологической составляющей и применением в решении различных задач. Был написан учебник Гейн. Далее стало ясно, что эта линия тоже не полностью отражает особенности информатики и то, ради чего информатика присутствует в общеобразовательной школе. Учебники этих двух линий не удовлетворяли системным характеристикам, делали акцент на деятельности, а сам предмет деятельности выпадал из рассмотрения. Это стало серьёзной проблемой курса информатики, речь шла о том, чтобы вывести её из школьных предметов. Информатика была введена в образовательную область "математика", что было плохо и для информатики, и для математики.

             Последующие годы с середины 90-х годов была проделана большая работа по осмыслению предметной области "информатика". В конечном итоге эта задача была решена, и к стандартам 2004 года мы подошли с ясным осознанием того, что представляет предметная область "информатика". В этом стандарте был впервые зафиксирован статус информатики как общеобразовательного предмета. Если посмотреть на содержание стандарта, там два больших раздела: «Информационные процессы», который отражает именно предметную область "информатика", и раздел «Информационные технологии», отражающий деятельностную составляющую. Укрепление статуса информатики совпало с развитием самого предмета как общеобразовательного.

           В стандарте одним из главных моментов являются требования к выпускнику, они являются ключевыми. Стандарт 2004 года акцентировал внимание на предметной составляющей образования. Но наука как наиболее объективный и исследованный способ структурирования окружающего мира очень важна, и поэтому опора в образовании идёт именно на науку. Но в действительности только предметной стороной не исчерпываются задачи образования. Важно и то, что выпускник должен понимать, что образование даёт лично для него. В  стандарте   второго   поколения  прописан личностный аспект. Второй момент — то, что называется метапредметными умениями. В  информатике  таких моментов очень много, например, моделирование. О его важности говорилось ещё в первом учебнике  по   информатике . В  стандарте   второго   поколения  требования разделены на три группы: личностные, что человек должен получить от образования, метапредметные, что он должен получить с точки зрения общей картины образования, и предметные умения.»

(Член коллектива разработчиков  стандартов  и программ по  информатике   второго   поколения , профессор, д.п.н., заведующий лабораторией обучения информатики Российской академии образования, руководитель научно-методического совета ИУМК по информатике и ИКТ и ИУМК естественнонаучного цикла издательства «Бином» Сергей Александрович Бешенков).    

        В стандартах второго поколения информатика входит в базовые области фундаментального ядра содержания общего среднего образования (см. схему).

Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различной средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и  определяющий компонент современной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно - научных областях, в социологии, экономике, истории и др.

Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии – реальность настоящего времени.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой «метадисциплину», имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».

Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Это не в какой мере не конкурирующие дисциплины (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). С другой стороны, информатика – это не часть математики, хотя ряд понятий  могут быть одновременно отнесены к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике – это, в основном, ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют именно рациональные числа.

В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов.

Общеобразовательный предмет информатики с необходимостью отражает все перечисленные аспекты информатики:

сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);

основные области применения информатики, прежде всего, информационные и коммуникационные технологии, управление и социальная сфера.

междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Информатика еще не оформилась как дедуктивная теория, тем не менее, в процессе  преподавания сложилась вполне определенная система понятий и логика их развития: от информационных процессов как феномена реальности, к информационным моделям как инструменту познания этого феномена  с переходом на области применения  полученных знаний.

Принципиально важную роль в информатике играет понятие информационной модели: она одновременно является: инструментом познания, средством планирования практической деятельности, в частности с применением компьютера, и механизмом реализации межпредметных связей информатики.

Понятийный аппарат информатики целесообразно разделить на три концентра:

- понятия, связанные с описанием информационного процесса;

- понятия, раскрывающие суть информационного моделирования;

- понятия, характеризующие применение информатики в различных областях, прежде всего: технологиях, управлении, социально-экономической сфере.

Содержание

Информационные процессы

Примеры информационных процессов из различных областей действительности. Понятие информации. Основные свойства информации.

Основные виды информационных процессов.

Сбор информации. Поиск и отбор информации, необходимой для решения познавательных и практических задач.

Хранение информации. Выбор способа хранения информации.

Передача информации. Передача информации в современных системах связи и телекоммуникаций.

Преобразование информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация информационного процесса как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания и обработки информации человеком. Организация личной информационной среды (создание базы знаний по данному предмету, подготовка к докладу и пр.).

Защита информации. Организация защиты личной и общественно - значимой информации.

Информационные модели

Информационные модели в математике, физике, биологии, литературе и пр. Использование информационных моделей в познании, общении и практической деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация и структурирование задачи из различных предметных областей в соответствие с поставленной целью. Построение информационной модели отвечающей данной задаче (словесное описание, таблица график, диаграмма, формула, чертеж, алгоритм и пр.).

Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования (на примерах из физики, химии, истории, литературы).

Информационный объект как информационная модель изучаемого объекта. Алгоритм как информационная модель деятельности (на примерах различных видов профессиональной деятельности).

Информационные системы. Рассмотрение объектов изучения с позиций информационных систем (на примерах из физики, химии, биологии, истории, обществоведения). Взаимодействие системы с окружающей средой. Замкнутые и открытые системы. Особенности протекания информационных процессов в открытых и замкнутых системах. Автоматизированные информационные системы.

Применение информатики    

а) Технологии

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Программное обеспечение компьютера и файловая система компьютера как автоматизированные информационные системы.

Создание собственных информационных ресурсов и организация индивидуального информационного пространства. Защита индивидуальных каталогов от компьютерных вирусов, потери и искажения информации.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Числовые параметры информационных объектов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки информации.

Текст как информационный объект. Средства и технологии работы с текстами.

Основные приемы преобразования текстов с помощью текстовых редакторов и процессоров. Соотношение в тексте содержания и формы его представления (на примерах их литературы, истории, обществоведения).

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами.

Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные приемы представления в них математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере физики, химии, биологии и пр.)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной графики, аниматоров. Особенности восприятия графической информации и их использование в различных областях человеческой деятельности.

Банки данных как автоматизированные информационные системы. Создание, ведение и использование банков данных при решении познавательных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии). Локальные и глобальные компьютерные сети. Гипертекстовое представление информации в сетях. Организация поиска информации. Выделение ключевых слов и формулирование запросов, адекватных решаемой задаче.

б) Управление

Управление в живой природе, обществе и технике. Информационные основы управления. Прямая и обратная связь. Управляющая и управляемая системы. Автоматизированные и автоматические системы управления.

в) Социально-экономическая сфера

Основные этапы развития информационной среды. Информационная цивилизация. Использование информационных ресурсов общества при решении возникающих проблем. Социальные информационные технологии (реклама, маркетинг, public retations). Использование информационных прав и обязанностей человека в процессе его информационной деятельности. Защита личной и общественно-значимой информации. Информационная безопасность личности, государства, общества.

Источники

  1. Вестник образования. Январь 2009, №1.
  2. www.standart.ru.
  3. Учительская газета - №44 от28 октября 2008, №9 от3 марта 2009, № 10 от 10 марта 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников ...

Внедрение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения по физике

Презентация: Ознакомление  с основными положениями ФГОС второго поколения по физике...

Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".

Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...

Рабочая программа по обществознанию в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения

Рабочая  программа  предназначена для изучения   обществознания  в основной школе  (5-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту вт...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....