Урок ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур.
план-конспект урока по теме

Большакова Альбина Ивановна

 

Тема урока: «Праздники и календари»

Урок будет проведён 6 марта 2014 года. Место занятия – учебный кабинет. Данный модуль изучают двое обучающихся 4-х классов: Айсин Расим – 4-А класс; Ивлев Владислав – 4-В класс.

Цель  урока: Обобщение знаний  обучающихся об особенностях праздников в религиях России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon luchshiy_urok_orkse.doc557.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сергачская средняя общеобразовательная школа №3

УРОК

Основы религиозных культур и светской этики

модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока: «Праздники и календари»

Автор: Большакова Альбина Ивановна,

                                 учитель начальных классов

2014г.

Тема предыдущего урока: «Праздники и календари». 24-й урок в модуле. 2-й урок по теме «Праздники и календари».

Продолжительность урока – 45 минут.  Урок будет проведён 6 марта 2014 года. Место занятия – учебный кабинет. Данный модуль изучают двое обучающихся 4-х классов: Айсин Расим – 4-А класс; Ивлев Владислав – 4-В класс.

Цель  урока:

Обобщение знаний  обучающихся об особенностях праздников в религиях России.

Задачи:

1. Добиться прочного усвоения знаний обучающихся об  особенностях  праздников в разных религиях России.

2. Развивать умение формулировать свою точку зрения, вступать  в учебное сотрудничество с одноклассниками.

3. Воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • научиться давать определение понятиям «календарь», «праздник»;
  • научиться различать традиции разных религий;
  •  научиться называть не менее трех праздников народов разных религий (иудаизм, христианство, ислам, буддизм).

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать другое мнение и позицию, формулировать свою точку зрения; вступать  в учебное сотрудничество с одноклассником; участвовать  в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические рассказы, «удерживая» логику повествования; осуществлять взаимоконтроль; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные:

  • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий;
  • привитие бережного отношения к культуре разных религий;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Тип урока:  урок закрепления и обобщения знаний.    

Форма урока: урок – практикум.            

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

Формы организации работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, дифференцированная.

Методы и приемы: деятельностный, частично-поисковый, словесный, наглядный, проблемный, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение.

Методы и формы контроля: наблюдение, самоконтроль, самооценка, рефлексия.

Материалы и оборудование:  мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация, дидактический  раздаточный материал (карточки, см. приложение), календарь настенный, тетрадь для записей, набор цветов для рефлексии, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур», А. Л. Беглов, 4-5 кл., Москва, «Просвещение» 2012 г., словарь Ожегова, электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур».

 Основные термины и понятия: Песах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Ураза-байрам. Дончод. Сагаалган.

Предварительная подготовка к уроку обучающихся: по желанию с родителями составить (записать в тетрадь) мини-рассказ о том, какие религиозные  праздники принято отмечать  в вашей семье.

План урока с хронометражем

I ЭТАП.  Организация учебной деятельности (2 мин).

II ЭТАП. Актуализация опорных знаний (7 мин).

III ЭТАП. Формулирование темы и цели (2 мин).

IV ЭТАП. Работа по теме урока (25 мин).

V ЭТАП. Итог урока. Самооценка (4 мин).

VI ЭТАП.  Домашнее задание (3 мин).

VII ЭТАП. Рефлексия (2мин).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I ЭТАП.  

Организация учебной деятельности

(2 мин).

Цель: проверка готовности класса и оборудования; положительный

эмоциональный настрой на урок.

Слайд 2

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Мотивирует к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Все вы знаете, что слово “привет” можно заменить жестами. Давайте поприветствуем друг друга не просто обычным жестом, а так, как приветствуют друг друга “европейцы” - пожимают руки, “японцы” - кланяются, “африканцы” - трутся носиками. Повернитесь и поприветствуйте друг друга!

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

Обучающиеся приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе, приветствуют друг друга удобным для них способом.

II ЭТАП.

Актуализация опорных знаний

(7 мин).

Цель: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний. 

Слайд 3

 

Учитель через беседу создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Отгадайте, о чём идёт речь?         

Под новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком,

Но каждый день терял он вес.

И, наконец, совсем исчез.

-Как вы понимаете слово «Календарь»?

- Найдите значение слова в словаре.

-Обратите внимание на  запись чисел в календаре, какую особенность вы заметили?

- Почему некоторые дни обозначены красным цветом?

   -Россия – многонациональное государство, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам. У представителей этих культур свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют и которые соблюдают. С некоторыми из них мы познакомились на прошлом уроке, а именно с семейными праздниками ислама, иудаизма, буддизма и православия.

-Расскажите,  какие религиозные  праздники принято отмечать  в вашей семье.

 Слушают и отгадывают загадку о календаре.

Работают со словарем.

Запись определения в тетрадь.

Рассматривают один из месяцев календаря. Отмечают, что числа записаны разным цветом.

Объясняют причину обозначения красного цвета некоторых чисел в календаре.

Рассказы или чтение текста из тетради по предмету.

III ЭТАП. Формулирование темы и цели

(2 мин).

Цель: обеспечение понимания обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Слайды 4 - 5

Учитель через поставленные вопросы подводит  обучающихся к формулированию темы и цели  урока.

-Какие праздники вы знаете?

 -Для чего нужны  праздники?

Учитель  обобщает высказывания детей.

- У народов разных религий существуют свои праздники.

- Назовите тему урока.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

-Сегодня  мы  обобщим и закрепим эти знания на практике, выполняя интересные задания.

 Учитель обобщает высказывания детей и обращает внимание на слайд 5.

-Работать будем в паре.

-Вспомните правила работы в паре.

Под руководством учителя отвечают на вопросы, опираясь на материал прошлого  урока, информацию в учебнике (стр.62-67) Песах, Шавуот,Суккот, Ханука - праздники иудаизма.

Рождество, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение - праздники христианства.

Курбан-байрам, Ураза-байрам, Мавлид – праздники ислама.

Дончод, Сагаалган – праздники буддизма.

Праздники отмечаются верующими в память о важных событиях или о святом.

 

IV ЭТАП.

Работа по теме урока

(25 мин).

Цель: создать условие для  усвоения новых знаний  об особенностях главных праздников разных религий,

 провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Слайды 6 - 22

Физкультминутка

Цель: снятие утомления.

Учитель организует словарную работу, предлагает обсудить в паре (прием ассоциации).

- С какими словами у вас ассоциируется слово «праздник»?

Практическая работа.

Задание 1.Подберите на каждую букву слово, которое имеет отношение  к празднику.       (См. приложение).  

- Найдите толкование этого слова в словаре

Задание 2. Работа по таблице.  

-Вспомните названия праздников по событиям, с которыми они связаны, запишите в таблицу (См. приложение).

-  Соотнесите свои ответы с ответами на слайде (слайды 8,9).

Учитель  обобщает ответы обучающихся и предлагает сравнить с выводами,  предложенными  в таблице.

Задание 3. Угадайте  праздник по  картинке (слайды 10-13).

- Обоснуйте свои ответы.

Задание 4.  В какой праздник на праздничном  столе вы увидите эти блюда? Запишите названия праздников в таблице (См. приложение).

-  Соотнесите свои ответы с ответами на слайде (слайды 14-17).

Проверка по слайду.

Задание 5.  На празднике народа какой религии вы можете услышать эту музыку? (звучат фрагменты музыкальных произведений (слайды 18-21).

В процессе самостоятельной работы для снятия утомления учитель предлагает  выполнить упражнения ( во время звучания еврейской народной мелодии).

Дружно встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись

Сели-встали, сели-встали,

И на месте побежали.

Задание 6. Найди фактическую ошибку в тексте (См. приложение).

Задание 7. Соотнесите словосочетания с праздником (См. приложение).

Проверяют правильность выполнения по слайду 22.

Ученики предлагают ассоциации со   словом, «праздник», подбирают слова на каждую букву этого слова, находят определение данного понятия в словаре, ведут записи в тетради и на карточках.

Один из обучающихся озвучивает результаты работы в паре.

 

Сравнивают, анализируют, дополняют свои ответы.

*крашеными яйцами и куличом (Пасха)

*блюдами из тертых яблок, фиников, вином  (Песах)

 *белой пищей: молоком, сметаной, сыром-хуруумом (Сагаалган)

*пловом из баранины (Курбан-байрам)

Обучающиеся выполняют упражнения на физической минутке.

Ответы к заданию №6:

  • празднуют неделю – 7 дней, едят хлеб без дрожжей;
  • запрещается есть мясную и молочную пищу;
  • проводят ночи без сна в молитве аллаху;
  • в мае-июне, 7 дней

V ЭТАП.

Итог урока. Самооценка

(4 мин).

Цель: подведение обучающихся к итогу урока.

 

Слайд 23

Учитель подводит итог в форме беседы.

-Перечислите праздники религий России.

-Почему праздники являются важным событием в жизни человека разных религий?

-Что показалось вам самым интересным на уроке?

- Какие задания были более интересными? Какие вызывали затруднения?

- Вернёмся к нашей цели урока. Как вы считаете, смогли ли мы реализовать поставленную цель?

 Вывод: праздники имеют важное значение в жизни людей разных религий.

-В память о самых важных событиях.

Ответы  на вопросы учителя, анализ своей деятельности ( по желанию продолжить фразу):

- Мне на уроке удалось …

- Мне бы хотелось похвалить …

- Самым интересным было …

VI ЭТАП.

Домашнее задание

 (3 мин).

Цель: мотивировать детей на поисковую работу, чтение.

Учитель предлагает выполнить задание, обязательное  для всех: прочитать текст учебника урок 23-24, стр.62-67 и подготовить рассказ-рассуждение на тему: «Какой смысл несут праздники традиционных религий России?».

Совершить (по желанию) виртуальные экскурсии в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу во время праздничного события  (электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур»)

Запись задания в тетрадь и в дневник

VII ЭТАП.

Рефлексия

(2мин).

Цель: мобилизация обучающихся на рефлексию своей деятельности.

Слайды 24-25

 

Учитель предлагает обучающимся создать праздничный букет нашего настроения,  сделанный своими руками.

- Ребята, вернёмся к началу нашего урока и вспомним, с чем ассоциировалось слово «праздник».   Праздник – это всегда хорошее настроение  и конечно цветы. Я предлагаю вам составить наш праздничный букет настроений.

  У вас на партах в конвертах лежат цветы разного цвета: красный –  я открыл для себя много интересного, у меня отличное настроение.

Жёлтый – мне понравился урок, но я испытывал трудности при выполнении некоторых заданий, у меня хорошее настроение.

Синий – мне было трудно выполнять задания, я ничего не понял, у меня плохое настроение.

 - Благодарю вас за стремление общаться на нашем уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение  друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным.

Успехов вам, ребята!

Обучающиеся анализируют свою работу, оценивают свою деятельность,

составляют праздничный букет настроений.

 В этом букете будет только три цветка:

Айсин Расим, Ивлев Влад и

Большакова Альбина Ивановна.

Учебно – методическое обеспечение:

Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур.- М, «Просвещение» 2012.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

Емельянова Т. В., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя.

Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур».

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/metodicheskie-rekomendacii-po-orkse;

 festival.1september.ru/articles;

 pedsovet.su/load;

Приложение

Задание 1.  Подберите на каждую букву слово, которое имеет отношение  к празднику.

П - ……………………………………………….

Р - ……………………………………………….

А - ……………………………………………….

З - ………………………………………………..

Д - ……………………………………………….

Н - ………………………………………………..

И - ……………………………………………….

К - ………………………………………………..

Задание 2.  Вспомните названия праздников по событиям, с которыми они связаны, запишите в таблицу.

 Название

праздника

 Название религии

Событие, с которым связан данный праздник

 

 Праздники христианства

День рождения Иисуса

Светлое Христово Воскресенье

Праздник, прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа

 

 

Праздники

ислама

Праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови

Праздник окончания поста

День рождения пророка Мухаммада

 

Праздники буддизма

 

День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды

Буддийский Новый год

 

 

 Праздники иудаизма

Освобождение еврейского народа из египетского рабства

Праздник дарования еврейскому народу Десяти заповедей на горе Синай

Праздник свечей у евреев

Задание 4. В какой праздник на праздничном  столе вы увидите и угоститесь данным блюдом?

Блюдо

Название праздника

крашеные яйца и кулич

блюда из тертых яблок, финики, вино

белая пища: молоко, сметана, сыр-хуруум

плов из баранины

Задание 6.  Найди фактическую ошибку в тексте.

  • Главный праздник у иудеев- Песах. Они его празднуют 12 дней. Во время праздника принято есть только квасной хлеб.
  • Обычно во время постов многие христиане едят мясную и молочную пищу, также воздерживаются от развлечений. 
  • В ночь на Ураза-Байрам желательно хорошо выспаться, чтобы утром надеть новую одежду и пойти в гости с подарками.
  • Самый важный праздник буддистов – день рождения Будды отмечается в декабре-январе в течение 14 дней. В дни этого праздника проводятся  торжественные молебны и устраиваются различные процессии и шествия.

Задание 7.  Соотнесите словосочетания с праздником:

Рождество

 куличи, крашеные яйца

Курбан-байрам                                                    

шалаш для проживания в нем некоторого времени

Шавоут  

бессонная ночь

Суккот        

Бог-отец, Сын и Святой Дух

Пасха    

Рождение Иисуса Христа

Ханука

жертвоприношение Авраама

 

Троица

 дарование Моисею Богом 10 заповедей на горе Синай

Сагаалган

восстание против царя Антиоха