Статья «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».
статья по теме

Яковлева Лилия Геннадьевна

 Основной формой работы учителя является  урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Статья отвечает на вопросы: что является целью современного урока, что главное на уроке, какие требования предъявляются к современному уроку,  роль мультимедия технологий.

Практическая часть статьи это фотографии фрагментов уроков. Данная статья может быть полезна начинающим педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современный урок как основа

эффективного и качественного образования»  

 Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Целью современного урока и является создание условий для формирования и воспитания полноценной личности. Цель и содержание определяют методы обучения. Именно здесь проявляется стиль работы учителя.  Беседа, диалог, полилог (разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении) – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества,  формируется творческий подход к обучению. И как раз коммуникативные качества и необходимы   детям  для адаптации  в  современном мире.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учитель  придерживался  жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит. Урок превращается в творческий процесс, в котором участвует не только педагог, но главным образом-обучающиеся.

Какие требования предъявляются к современному уроку:


•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•    вывод делают сами учащиеся;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•    в центре внимания урока - дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей);
•     умение демонстрировать методическое искусство и творчество учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым,
 одушевленным личностью учителя;

Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику.

- учитель должен научить ребёнка учиться  уметь добывать знания самому,

 при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты

Какой же современный урок без использования информационно –коммуникационных технологий..?

Преимущества в использовании этих  информационных средств для  учителя  вполне ясны, а преимущества для учащихся следующие:

     делает занятия интересными и развивает мотивацию

     предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе

     позволяет использовать различные стили обучения,  учителя  могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям

     учащиеся начинают понимать   сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

     учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

•      развивает самостоятельность учащихся

        Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух, и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного материала может составить 75 %.

       Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в классе, а также для самостоятельной работы дома. Они предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Всем нам известна определенная структура урока.

 Обычный урок состоит из следующих  этапов:

 1.этап организационный этап

2.этап проверки домашнего задания

3.этап актуализации субъектного опыта учащихся

4.этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.этап первичной проверки понимания изученного

6.этап закрепления изученного

7.этап применения изученного

8.этап обобщения и систематизации

9.этап контроля и самоконтроля

10.этап коррекции

11.этап информации о домашнем задании

12.этап подведения итогов занятия

 

Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами.

Практическая часть доклада:   Приложение

            Применение ИКТ на этапах устного счета, объяснения нового материала происходит достаточно часто и на уроках почти всех предметов. Это использование различных презентаций, интерактивных учебников, дисков-приложений к учебникам.

         Я хочу показать несколько фтографий с уроков разных классов и  подробнее остановиться на уроке обобщения  и систематизации знаний в 10 классе по теме «Тригонометрия».

-Урок первичного закрепления знаний  в 8 г,д классах по теме «Свойства графиков (гиперболы и параболы), где ребята строят графики функций, анализируют изменение формулы при движении графиков по координатной плоскости».

- Построение и изучение  свойств графика кусочной функции в 8  г классе.

-Объяснение темы «Движение» в 9 классе, «Квадратные уравнения» в 8 классе.

            Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрия» в 10 Б классе.

По мере прохождения темы обучающимся были выданы индивидуальные карточки- тренажеры по трем модулям «Тригонометрические функции,

их свойства и графики», «Тригонометрические преобразования»,

«Тригонометрические уравнения».

      В помощь для выполнения части заданий была предложена графическая программа  Advanced Grapher и методическое пособие, которое я написала специально для этой программы. На итоговом уроке после исторического экскурса,  работа проходила в группах, каждая группа получила задания по этим трем модулям, сами ребята распределяли между собой обязанности, т.к. заданий было достаточно много, а время ограничено, то каждый выполнял свою часть работы.  А решение заданий, касающихся свойств графиков тригонометрических функций и решений тригонометрических уравнений графическим способом, один представитель группы демонстрировал на интерактивной доске. В конце урока были  подведены итоги и выставлены оценки.

Заключение:

  Наше время, перенасыщенное  всевозможной и разнообразной информацией,  предъявляет  особые  требования к образованию и, конечно, учителю.  Мы должны не только дать знания детям и не только научить применять их в жизненных ситуациях, что немало важно, но мы должны научить детей  думать, анализировать, учить  отбирать необходимую  информацию.

  Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь...» В.А. Сухомлинский

Слайд 2

27.02.2014 2 Требования предъявляемые к современному уроку: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; • вывод делают сами учащиеся; • времясбережение и здоровьесбережение; • в центре внимания урока - дети; • учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей); • умение демонстрировать методическое искусство и творчество учителя; • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым, одушевленным личностью учителя;

Слайд 3

27.02.2014 3 Использование информационно- коммуникационных технологий на современном уроке (для обучающихся): • делает занятия интересными и развивает мотивацию • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе • позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям • учащиеся начинают понимать сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе • развивает самостоятельность учащихся

Слайд 4

27.02.2014 4 Этапы урока: 1) этап организационный 2) этап проверки домашнего задания 3) этап актуализации субъектного опыта учащихся 4) этап изучения новых знаний и способов деятельности 5) этап первичной проверки понимания изученного 6) этап закрепления изученного 7) этап применения изученного 8) этап обобщения и систематизации 9) этап контроля и самоконтроля 10) этап коррекции 11) этап информации о домашнем задании 12) этап подведения итогов занятия

Слайд 5

27.02.2014 5

Слайд 6

27.02.2014 6

Слайд 7

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрия» 10 Б класс 27.02.2014 7 Этапы работы : Подготовительный (изучение возможностей графической программы Advanced Grapher ); 2. Выполнение тренажеров по темам «Тригонометрические функции , их свойства и графики», « Тригонометрические преобразования», « Тригонометрические уравнения»; 3. Урок.

Слайд 8

27.02.2014 8

Слайд 9

27.02.2014 9

Слайд 10

27.02.2014 10

Слайд 11

27.02.2014 11

Слайд 12

27.02.2014 12 Цель учителя помочь учащимся: -научиться познавать -научиться делать -научиться жить вместе -научиться жить в ладу с самим собой

Слайд 13

27.02.2014 13 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Современный урок - основа эффективного и качественного образования

Современный урок - основа эффективного и качественного образования...

Уроки нового формата - залог качественного образования.Наталья Юрьевна Хамицевич учитель математики руководитель МО «Точных наук» Шолаксайская средняя школа

Уроки нового формата - залог качественного образования. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой ...

статья "Современные формы урока"

может быть использована для выступления на МО...

Статья «Современным детям – современное образование»

Статья содержит мои мысли о трудностях при обучении современных школьников и возможностях их преодоления на уроках математики...

Статья « Современные технологии на уроках истории – как гарантия качества образования»

В статье рассматриваются современные технологии, применение которых способствуют улучшению качества преподавания истории в школе....